Вологодский реставратор работает над уникальными экспонатами из Коми
В конце сентября в отделе истории Национального музея республики Коми откроется выставка, посвященная 630-летию Пермской епархии. Среди экспонатов — уникальные чаши 17 века — потиры, использующиеся в православном храме во время причастия. Корреспонденты БНК пообщались с реставратором сакральных сосудов Ольгой Карпачевой из Вологодского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника.
Фото Николая Антоновского
Экспонаты для выставки соберут по всей территории, входившей на протяжении шести сотен лет в состав Пермской епархии. За это время география епархиального центра неоднократно изменялась — он переезжал из Усть-Выми в Вологду, затем в Вятку, после этого — в Пермь, отчего и имя Стефана связывается, в конце концов, именно с этим топонимом. По словам директора музея Ирины Котылевой, главная задача выставки — через предметы показать длинную и непростую историю православия коми народа.
В конце 19 века в Вологодской епархии, к которой принадлежал Усть-Сысольский уезд, начали собирать древности и предметы, связанные с отправлением богослужений. Таким образом сейчас в Вологде находится уникальная коллекция икон и разнообразных предметов. В распоряжении вологодского исторического музея оказались и объекты «родные» Республике Коми. Так, два из четырех отреставрированных потир, были доставлены из Николо-Коряжемского монастыря, который стоял в 15-17 веках на берегах Вычегды.
На первый взгляд, потиры кажутся скромными кубками, однако каждая чаша вырезана из дерева вручную и имеет индивидуальную роспись. Так же, как и иконы, они расписываются темперными красками, но, в отличие от изображений ликов святых, имеют на себе отпечатки времени:
- Они живые. Мне интересно было работать со следами использования — их видно: места, где принимали во время обряда вино, – следы от губ, потертые ножки, утолщение на которых называется «яблоко», - все это говорит о том, как использовались эти предметы. Внутри одного из сосудов был вообще след от остатков вина. Важно, чтобы после реставрации эти самые следы использования остались живыми, — поделилась своими открытиями Ольга Карпачева.
Потиры активно применялись на литургиях до 18 века, изначально они изготавливались из дерева, затем — отливались из олова и имели преимущественно одинаковую форму. До нас подобных сосудов дошло не так уж много, мало известно и о центрах их изготовления по всей России, однако на территории нынешнего Северо-Запада — в Архангельске и Вологде - такие чаши были распространены.
- Их очень берегли, потому что даже трещины на дереве скрепляли проволокой. До реставрации красочный слой находился под слоем темного лака, копоти и пыли, — поведала реставратор.
Эксперт отметила, что роспись одного из потир по сочетанию цветов – красного и зеленого, а также стилю очень близка к местной иконописной традиции.
Ольга Карпачева сейчас занимается реставрацией еще одного уникального объекта, подобных которому не встречалось в иконописи, – иллюстрации библейского сюжета о пророке Ионе, выполненная на позвонке кита. В то время как изображения ликов святых на камнях, раковинах, кости – явление науке известное. Эта икона датируется 1889 годом и происходит из села Небдино Корткеросского района. Материал выбран неслучайно – по библейскому преданию пророк Иона за неповиновение был проглочен китом и провел в его чреве три дня и три ночи. Исследователи не располагают практически никакой информацией о происхождении этого позвонка – из надписи на самой иконе следует, что она была подарена Преображенской церкви неким Андреем Михайловичем Латкиным. Сама кость была привезена с побережья океана, а расписана местным иконописцем.
Позвонок достаточно большой – 37 сантиметров в диаметре, задний отросток - около 80 сантиметров, практически вся его поверхность покрыта рисунками. Реставратор уверена, что для людей того времени такая небывалая форма была символом библейского кита:
- На «ушах» кости изображены ангелы, на первой плоскости – апостолы, на верхней — лик Спасителя, на заднем отростке с одной стороны тот самый Иона с китом, очень интересный, необычный кит, одноглазое чудище. А с другой стороны — преображение, поскольку этот позвонок был пожертвован в Преображенский храм.
Интересно, что часть кости, на которой не изображены герои сюжета, также покрыта росписью, напоминающей скорее абстрактную живопись, нежели технику иконописцев, – своеобразными сполохами.
- Возможно, это отсылки к географическим условиям – северному сиянию, – предположила Ольга Карпачева.
Пока уникальный китовый позвонок таит в себе больше вопросов, чем ответов, поэтому параллельно с восстановлением реставратор будет заниматься исследовательской работой в архивах – выяснять что-либо о заказчике и мастере, выполнившем роспись. Уже более 70 лет кость скрыта в вологодском хранилище древностей, реставрация его из-за необычности материала и формы сопровождается сложностями – для укрепления нужны специальные эклектрошпатели. Но руководство Национального музея уверено, что в будущем году у жителей республики появится возможность увидеть чудо-позвонок, расписанный в Корткеросском районе более ста лет назад.
Комментарии (6)