Антимонопольное ведомство объявляет «войну» естественным монополиям
До 2024 года в стране планируется провести реформу в сфере деятельности естественных монополий, изменить систему создания государственных и муниципальных унитарных предприятий, ужесточить антимонопольное законодательство. И это только часть намеченного антимонопольной службой России. В ведомстве подготовили и уже запустили в действие стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования. Сегодня руководитель Коми УФАС РФ Наталья Гуревская прокомментировала документ.
Фото Николая Антоновского
Открывая встречу, Наталья Гуревская подчеркнула, что в России антимонопольное законодательство совершенствуется с 2006 года, и в рейтинге среди 140 антимонопольных организаций мира российская ФАС занимает 17 место. Сейчас поставлена цель войти в десятку лучших. Но закон - это одно, а практика - другое. Жесткое антимонопольное законодательство не дает результата, обращений о нарушениях поступает много. По ключевому показателю «интенсивность конкуренции» Россия занимает 124-е место.
- Конкуренция в стране слабо развита. В последнее время отмечается снижение экономического роста, назрела необходимость разработки комплекса мер, стимулирующих развитие конкуренции, но не только в части ужесточения антимонопольного законодательства, - считает главный антимонопольщик республики.
В связи с этим, по ее словам, федеральная антимонопольная служба России разработала стратегию, где определено более 30 основных направлений деятельности, предусматривается внесение поправок в законодательство. Руководитель управления остановилась на некоторых из них, на ее взгляд, самых важных для потребителя.
В частности, ожидается перезапуск реформы сферы деятельности естественных монополий, к которым относятся железные дороги и электроэнергетика. Специалисты с сожалением констатируют: последние 10 лет меры, предпринимаемые государством, результатов не приносят. У естественных монополий большие объемы финансирования, но при этом тарифы растут, компании злоупотребляют своим доминирующим положением, и если качество услуг снижается, то это на тарифах не отражается. В первую очередь, необходимо изменить систему тарифообразования. Государственное регулирование показало свою неэффективность: тарифы растут быстрее, чем на конкурентном рынке. Так же будет развиваться конкуренция в тех сегментах, занятых естественными монополиями, где это возможно. Еще один механизм - определить более четкие нормы в федеральном законодательстве в сфере закупок для субъектов естественных монополий. Пока монополии используют все возможные способы, чтобы уйти от конкурсных закупок или перевести их на аффилированные организации. Яркий пример - «Российские железные дороги».
- Здесь темпы роста тарифов выше, чем на другие товары и услуги. Тарифы утверждает правление федеральной службы по тарифам, в состав правления входят сотрудники ФАС, они видят, что можно найти иные пути, но их меньшинство, и решения в пользу повышения все равно принимаются. За 10 лет компания РЖД не обжаловала ни один тариф. Наверное, их все устраивает, и даже с лихвой, - говорит Наталья Гуревская. - Реформа не проходит, потому что встречает ожесточенное сопротивление, там сильное лобби. Кстати, РЖД - единственный субъект, кто не исполняет наши предписания. В Усинске взимали плату за въезд на перрон для получения грузов, суд признал это незаконным, решение уже вступило в силу, но сбор платы продолжается. Уже наложили на них штраф в 300 тысяч рублей. РЖД - это махина, которая хорошо субсидируется, стоит вспомнить постоянную историю с закрытием маршрутов и станций, плюс там высокие тарифы на перевозки, которые при общих условиях выше, чем в США и Канаде.
Еще одно направление стратегии - это снижение административных барьеров. Планируется создание институтов предупреждения в отношении органов власти. Сейчас, по словам Натальи Гуревской, оперативно восстановить предпринимателей в правах очень трудно: если орган власти предпринял некие действия, проверка УФАС и возбуждение дела занимают от трех до девяти месяцев, а обжалование в судах длится годами. Много нарушений и в сфере земельных отношений. Сейчас предлагается ввести процедуру административного обжалования решений со сроком до восьми дней.
Не исключено, что изменится система создания и работы муниципальных и государственных унитарных предприятий, живущих, в отличие от частных компаний, на бюджетные субсидии. Антимонопольщики выступают против такого положения дел на конкурентных рынках, за исключением, пожалуй, оборонного сектора. Вполне вероятно, что МУПы и ГУПы будут упразднены, так же реальным представляется механизм предварительного согласования их создания с антимонопольной службой.
- Большое внимание будет уделяться картелям, экономика пронизана ими вплоть до международного бизнеса. Сговор хозяйствующих субъектов - это злостное антимонопольное нарушение. Оно влияет на экономику, а в итоге и на потребителя. ФАС России планирует усилить работу в этом направлении, в том числе по странам СНГ, Евросоюзу и США, - анонсировала руководитель Коми УФАС. - Это очень сложное направление, потому что доказать сговор трудно - он не проходит по документам, а стороны сейчас действуют очень продуманно. Например, есть сговор о повышении цен, и разные компании могут это сделать не в один день, а постепенно.
Разумеется, в стратегии нельзя было обойти стороной и повышение эффективности работы территориальных органов ФАС России. Например, если более 15 процентов постановлений УФАС будет отменено в судах, автоматически встанет вопрос о соответствии специалистов и руководителя своим должностям. Эти механизмы, по словам Натальи Гуревской, уже введены. Но на региональном управлении это отразится вряд ли: суды оспаривают только пять процентов постановлений ведомства. Хотя выступающей пришлось признать: при том, что в России единое экономическое пространство, авторитет антимонопольных управлений в регионах разный.
- Волго-Вятский округ, к которому мы относимся, не поддерживает антимонопольный орган, нам приходится прилагать двойные, тройные усилия, чтобы отстоять свои дела в суде. За Уралом почему-то ситуация иная, - констатировала Наталья Гуревская.
На вопрос журналистов, почему стратегия такая долгосрочная, в то время как, например, реформа в отношении естественных монополий требует оперативности, руководитель Коми УФАС ответила, что конкретные мероприятия документа уже реализуются, а естественные монополии и ряд других проблем относятся к глобальным направлениям, где сиюминутного результата быть не может.
Комментарии (23)
Опять борьба пчёл против мёда....
А почему "До 2024 года в стране планируется провести реформу"(с)?
Ведь пролетит и не заметим (кто доживёт)...
Потом опять краснеть придётся, как за "нац.проекты"....
Лучше бы до 2222 года.
Число счастливое и конечные результаты никому оспорить не удастся...
Надо только в службу по тарифам занести чемоданчик и все затраты переложить на потребителей. Антимонопольщики сами бы занесли чемоданчик в службу по тарифам, а там смотри и уменьшат тарифы естественных монополий ;)))
или еще какой лук такую тетю,
так сразу тарифы понизит, да в ущерб государству,
да поперек указаний самого круглолицего плешивого нац. лидера,
да поперек его майских обещаний.
Да и вытащит тогда дама сия сурьезная из своих портков
пачку денег, да заплатит всем подельникам путькинским, что
правоохранителями официально называются.
А так же прочим зависимым учителкам (включая бывший типа трололо)
денег раздаст она щедро...