Питерские критики и журналисты обсудили гастроли республиканского театра драмы
Одно из наиболее примечательных событий апреля в области культуры Республики Коми состоялось за ее пределами. Впервые за более чем 80-летнюю историю Академический театр драмы имени Виктора Савина отправился на гастроли в северную столицу России. Прежде ни один театр региона свои спектакли в Санкт-Петербурге не показывал. Благодаря поддержке Министерства культуры РФ, а также гранту главы республики на неделю питерскую прописку сыктывкарским актерам предоставил драматический театр «На Литейном». Театр из Коми показал два спектакля: нашумевшего «Гамлета» и быличку «Всего ничего». Впечатления публики записал корреспондент БНК.
Фото Евгении Габовой
Гастроли потребовали большой мобилизации. 60 работников театра, две огромные фуры с декорациями – таким составом сыктывкарская драма отправилась покорять город на Неве. Скарб театра оказался достаточно «хитрым» - выстроить за полтора дня «Гамлета», сценография которого - один из самых сильных козырей (и крупнейший объект для инвестиций), на маленькой сцене театра «На Литейном» оказалось непросто.
- Хочется, надеяться, что на родной сцене смена декораций происходит автоматически. Сейчас передвижения людей, которые совершают все эти движения – двигают эти стены, ширмы, - немного отвлекают, - отметили представители питерского отделения Союза театральных деятелей России.
Впрочем, технические недочеты многие восприняли условно, как некий атрибут гастролирующего театра, когда предусмотреть все моменты просто невозможно.
- В стильной сценографии - очень сильная метафора, - отметила театровед Елена Чукина. - На сцене мощный каменный вход: как минимум - в королевство «без радости и счастья», а как максимум - в мир, где теряют свободу, попадают в рабство. Самые «живые» здесь могильщики, но «им можно» - они обитают по другую сторону от Стены. Сценография приковывает к себе сильно. Артисты намеренно произносят текст так, что в него достаточно сложно вникнуть, и тогда зрительское внимание в поисках движения хочет переключиться на что-то другое и останавливается на оформлении. А оно внутри почти каждой сцены достаточно статично. Кто-то в этот момент ощущает дискомфорт и решает, что ему скучно. А для кого-то этот дискомфорт - включенность в происходящее, небольшая провокация ради солидарности с персонажами, которые обитают за Стеной.
Могильщики в исполнении Игоря Янкова и Леонида Попова – коронный эпизод «Гамлета» - был тепло принят петербургской публикой. Причем, большее впечатление песня о золотой стране произвела на зал в первый вечер – 23 апреля, когда публика собралась более возрастная. Во второй день в зале было больше студентов и молодежи. Еще хорошо «зашла» сцена безумия Офелии в исполнении Ольги Родович.
Скандальный красный рояль, из-за которого спектакль попал в историю судебных разбирательств, в Питере не произвел особо фурора. Возможно, потому что к подобным сценам в столицах уже давно привыкли. Хотя и в Санкт-Петербурге после первого акта зрители уходили. В основном – дамы бальзаковского возраста, которые хотели увидеть накрахмаленные манжеты и, по возможности, кринолин. Многие ориентировались на фильм 1964 года с Иннокентием Смоктуновским.
- Это не классика, это слишком современно, - комментировали они, накидывая плащи в гардеробе. Как будто забывая о назначении театра, «цель которого во все времена была и будет - показывать каждому веку истории его неприкрашенный облик».
Из тех, кто оставался до конца, некоторые в финале спектакля аплодировали стоя. Одни, чтобы поддержать знакомых и друзей, другие - чтобы выразить признательность. В любом случае прием «Гамлета» оказался очень теплым.
Не менее чутко отозвался зритель на вторую постановку сыктывкарских актеров - драму финского драматурга Сиркку Пелтола «Все ничего» режиссуры Юрия Нестерова. И снова труппа почти героически преодолела технические неурядицы.
- Я очень признателен сотрудникам цехов театра «На Литейном», - скажет в конце гастролей главный художник театра драмы имени Савина Эрих Вильсон. – Они не руководствовались правилом «цигель, цигель, ай лю-лю» и до глубокой ночи помогали нам с декорациями и оформлением сцены.
Задачка действительно оказалась не из легких. После второго показа «Гамлета», который закончился ближе к одиннадцати вечера, у труппы была только ночь и половина дня, чтобы снять декорации первого спектакля и оформить сцену для второго. Актеры, задействованные во «Всего ничего», толком не успели порепетировать. И напряжение перед выходом к зрителю за кулисами 25 апреля было неимоверным. За сценой было меньше толкотни и суеты, зато эмоции, сконцентрированные в семи персонажах, до отказа заполнили небольшое пространство. В узких коридорах было тихо, но тишина эта была как будто осязаема.
Оба показа прошли при аншлаге. Большой – на 500 мест – зрительный зал превратился в камерный, вмещающий в себя не более ста человек.
- Никогда прежде сцена не находилась так близко. Это очень странное ощущение, когда актеры играют на расстоянии вытянутой руки. Оцепенение прям какое-то берет, - так описал свои впечатления Мяо Юань, вице-консул по науке Генерального Консульства КНР в Санкт-Петербурге.
- Мне кажется, когда они начнут играть после антракта, я буду плакать. Скорее всего, произойдет что-то трагическое, - призналась в перерыве Сани Контула-Вебб, специалист Генерального Консульства Финляндии в Санкт-Петербурге, занимающаяся вопросами культуры и СМИ. После спектакля она будет вручать цветы режиссеру постановки Юрию Нестерову и скажет немало слов благодарности.
- Эта история действительно очень трогает за душу, вы ее очень интересно поставили с коми колоритом, хотя подобное могло произойти действительно в любой стране, - отметила представительница финского консульства.
Представители коми землячества в Санкт-Петербурге были благодарны не только за историю.
- Вы показали проблему коми деревни, ведь все так и происходит. В городах уже почти не разговаривают на родном языке, а на селе почти не осталось молодежи. Только вот такие, как у вас, - чудесные тетушки и бабушки. Посмотришь, прям как про твое родное село рассказывают, - признались зрительницы из коми землячества.
На показах не обошлось без ЧП. Во второй день в самом начале спектакля из-за скачка напряжения в театре погас свет. Точнее, погас он везде – даже на Литейном проспекте перестали работать светофоры, - но только на сцене свет не восстановился после сбоя. Часть эпизода сыктывкарским актерам пришлось играть в полной темноте. Потом включился дежурный свет. И только спустя какое-то время световое оформление полностью восстановилось. Но это артистов не смутило. Они достойно выдержали испытание. К финалу вновь большинство сердец публики было покорено, как и на первом спектакле, многие дамы в зале не могли сдержать слез.
Быличка «Всего ничего» заставила задуматься многих пришедших на показы журналистов и критиков. Причем, не столько о мастерстве режиссера и сценографии, а также постановке и использованных приемах, сколько о теме и выборе материала.
- Спектакль не стал открытием, но здесь нужно говорить, скорее, не о театральном событии, а об открытии города с названием Сыктывкар. Точка на карте, которую большинство не сразу найдет. И никаких ассоциаций. Что там живут за люди, чем они живут - мы не знаем. Благодаря вот таким гастролям словосочетание «Республика Коми» перестает быть словосочетанием. И после таких гастролей который раз убеждаешься: нужно знать свою огромную страну, ценить живущих в ней людей. Не надо плакать, как плохо в России и в глубинке. Пока там есть такие театры, там все хорошо. Потому что там есть коллектив, который не развлекает зрителя, а заставляет его думать и сопереживать, поднимает темы маленького человека, того, кого мы назовем идиотом и в спешке даже убийцей. Там есть зритель, который придет на такой спектакль. И за это спасибо театру из Сыктывкара. За старания, труд, неравнодушие и национальный язык, - отметил в своем блоге питерский журналист Егор Королев. - Спектакль «Всего ничего» идет на двух языках - русском и коми. Из такого решения поднимается тема города и деревни, коренного и наднационального, наступающей цивилизации и сопутствующей ей бездомности. Эти темы, оказывается, волнуют жителей Коми. А мы тут в Петербурге знать об этом не знаем, а это, как ни странно, касается всех нас - ведь в одной стране живем. И мне было безумно интересно узнать, чем живут люди в городе с названием Сыктывкар.
Комментарии (6)
Велик и могуч!!!