В театре в последний путь проводили Юрия Главацкого
8 января в театре оперы и балета в последний путь проводили заслуженного артиста России Юрия Главацкого. Гражданская панихида проходила не в холле второго этажа, как обычно, а непосредственно на сцене, которой артист отдал 46 лет, то есть большую часть своей творческой карьеры.
В четверть первого в оркестровой яме заиграли музыканты. Они исполняли одно за другим минорные произведения российских и зарубежных классиков - Мендельсона, Чайковского и других. На сцене в этом время у гроба в траурном карауле сменяли друг друга коллеги Юрия Главацкого по театру. Сцена была оформлена черным бархатом. На заднике вертикально свешивались две алые ленты (из постановки оперы «Паяцы» - БНКоми). Между ними был закреплен портрет певца - тот, что обычно висел в холле среди портретов других артистов.
Дочери Жанна и Нелли и две внучки покойного сидели слева от гроба. Справа на протяжении всей церемонии прощания стояли представители властей Сыктывкара: от совета города - Владимир Пыстин-старший, от мэра, находящегося в отпуске за пределами Коми, - его заместитель Валерий Козлов.
В зале между рядами, не присаживаясь ни на мгновение, расположились представители сферы культуры, друзья, знакомые и просто горожане из числа поклонников артиста. В половину первого в театр подъехал глава Коми. Он возложил цветы и разместился около правых кулис. И почти сразу же началась основная часть панихиды - произнесение речей. Первым директор театра Валентина Судакова предоставила возможность сказать добрые слова о Юрии Главацком Владимиру Торлопову.
- Я не был близок с Юрием Леопольдовичем, в отличие от большинства здесь присутствующих. Я знал его как замечательного артиста с красивым голосом. И относился к нему с уважением. Чисто по-человечески. Я уважал его за выдержку, за спокойствие, внешнее, по крайней мере, - тихо и медленно произносил каждое слово г-н Торлопов. - То, что он умер в Рождество - дело благое...
По словам Владимира Торлопова, «если есть что-то там, наверху, после жизни на земле, то пусть ему там будет хорошо». Торлопов также выразил сожаление, что Главацкий «так рано ушел из жизни, хотя долго еще мог радовать нас своим исполнением песен и вообще пребыванием на сцене».
Пока выступал руководитель региона, в траурном карауле стояли супруги Худяевы. Вячеслав Худяев, со времен своего нахождения в руководстве республики и по сей день один из редких региональных политиков, постоянно посещающих театр. Как он позже сказал корреспонденту БНКоми, творческий рост Главацкого за несколько десятилетий происходил у него на глазах. В последний раз он слушал его в середине декабря прошлого года на гала-концерте в честь 50-летия храма искусства.
Владимир Торлопов, закончив выступление, до конца панихиды находился около кулисы. Красную повязку он не надевал и в карауле у гроба стоять не стал.
Министр культуры Надежда Боброва, выбивавшаяся из общей массы, облаченной в черные одежды, своим коричневым костюмом, выступила второй. Она говорила чуть громче губернатора, но в зале все равно без микрофонов всех говоривших слышно было плохо. Боброва припомнила то время, когда возглавляла комиссию по культуре, а Главацкий был директором театра.
- То, что он - замечательный артист, знают все. А что замечательный человек был - знают те, кто с ним рядом находился, работал. Мне это довелось. Вы знаете, я никогда не слышала, чтобы он плохо говорил, пренебрежительно, неуважительно о ком-то. У него было такое качество - он видел хорошее в людях. И для меня он - пример взаимоотношений, образец того, как надо общаться, как надо строить отношения. Я благодарна ему именно за эти уроки - уроки чуткости общения. За его помощь в любом вопросе. По какой проблеме не обратишься к нему, он всегда находил слова поддержки и советовал, как правильно решить тот или иной вопрос, - поведала присутствующим Надежда Боброва.
Председатель Союза композиторов Коми Михаил Герцман начал свое выступление с того, что ему не верится, что человек, с которым он был знаком 38 лет, ушел навсегда.
- Мне не верится, что мы никогда больше не будем говорить с ним, а только о нем, что никогда больше не услышим его голоса, только в записи. Я верю, что на том свете он соединится со своей супругой с красивым музыкальным именем Земфира (жена Главацкого работала преподавателем в колледже искусств, скончалась от рака несколько лет назад - БНКоми). Есть певцы, которыми просто восхищаются, а есть те, для которых композиторы пишут музыку. Для него писали. Архимандритов, Перепелица, я...».
Герцман привел в пример свою «Кантату о 112 Уляшовых» и недавний детский мюзикл «Тайна игрушечных сердец». В обоих произведениях по партии было написано специально под Главацкого. «С его уходом образовалась промоина в жизни большая. Я продолжу учиться у него служению театру. В театре не работают, а служат. И он умел это делать».
Выступить записались еще несколько деятелей культуры.
Вышедший в холл корреспондент БНКоми столкнулся с экс-главой РК Юрием Спиридоновым. Он держал в руках цветы и произнес: «Да-а-а, плохо год начался...».
Корреспондент БНКоми вместе с Юрием Спиридоновым снова зашел в зал. «А как мне цветы-то возложить? Через сцену подняться?» - спросил Спиридонов корреспондента БНКоми, посоветовавшего пройти на сцену через закулисье. Экс-глава так и поступил.
Во время выступления председателя Союза театральных деятелей РК Галины Миковой Спиридонов подошел к гробу, положил цветы, подошел к дочерям, поцеловал каждую и погладил по головам внучек Юрия Главацкого. А затем проследовал в левую кулису, противоположную той, у которой стоял Владимир Торлопов.
Слово, между тем, взяла художественный руководитель и главный режиссер Ия Бобракова. Она общалась близко с Юрием Главацким и в силу работы, и в виду давних дружеских отношений. Рабочий кабинет покойного на четвертом этаже театра (он являлся заведующим труппой - БНКоми) находился впритык к кабинету главрежа.
- Я специально подсчитала: за 46 лет служения этой сцене он выучил и исполнил 148 партий, от мала до велика. Он никогда не отказывался от спектаклей. Пел и самые большие и ответственные партии, и партии в детских сказках. Подумать только: пролетело 46 лет как один миг. Все это время он делал безотказно все для поднятия искусства! С утра и до позднего вечера. Его в любое время можно было застать в театре. Я рада, что его голос звучал не только в республике, его слушали по всей стране и за границей, в десятке стран, - рассказывала г-жа Бобракова.
По словам худрука театра, их дружба была настолько крепка, что он всегда самым первым, с утра, поздравлял ее с днем рождения и с остальными праздниками. «И на Новый год про меня никогда не забывал. В этом году он тоже позвонил. Даже в болезни помнил про меня. Мы поговорили. Он шутил, как всегда. Я его спросила, когда выпишется из больницы. Он ответил, что скоро возвратится к работе».
После некоторой паузы Ия Бобракова, повернувшись к родным, добавила: «Дорогие деточки, гордитесь вашим отцом!»
Певец Геннадий Муралев, выступивший распорядителем в этот скорбный день, высказался коротко, не сдерживая слез. Было видно, что говорить в этот момент ему удавалось с трудом. «Я 15 лет с ним провел в одной гримерке. И вот теперь остался один. Он умел поразительным образом снять напряжение и разрядить любую ситуацию острую всегда уместной доброй шуткой».
Завершила панихиду директор театра. Валентина Судакова призналась, что управлять театром ее научил именно Юрий Главацкий, который сам несколько лет возглавлял храм искусства. «Он меня часто консультировал и помог состояться как директору» - отметила Судакова и попросила проводить артиста аплодисментами.
Под овацию, устроенную собравшимися, гроб с телом со сцены пронесли через зал и вынесли на улицу, через парадный вход. Все желающие на автобусах театра смогли съездить на кладбище и вернуться обратно в театр, где во второй половине дня прошли поминки.
Комментарии (13)
О её вечности будут слагать легенды.
Но - не скоро, совсем не скоро...
___ ___ ___
"И для меня он - пример взаимоотношений, образец того, как надо общаться, как надо строить отношения" - прознесла "Шариковна" подствившая преподавателей, обратившихся к ней за помощью.
"Я благодарна ему именно за эти уроки - уроки чуткости общения" - продолжила ничему не научившаяся шавка.
Объясните мне, почему туда вообще посмели пустить эту лицемерную лживую падлу! Кто ей дал слово!?
Я ещё смирюсь с присутствием Торлопяна - глупого, но незлобного. Но "Шариковну"-псину нужно было усыпить ещё на подходе к театру! Она давно своими поступками вычеркнула себя из списка людей.
Как говорит моя любимая писательница Татьяна Толстая: "Миска, цепь, конура!"
Человек умерший на Рождество - отмечен Богом.
Поэтому:"То, что он умер в Рождество - дело благое..."
Более подробно к представителям церкви... .