12:41, 19.04.2013 / КУЛЬТУРА

На сыктывкарских подмостках покажут смерть коммивояжера

19 и 20 апреля в театре драмы имени Савина состоится премьера спектакля «Когда мы свободны». Постановку, созданную по легендарному произведению Артура Миллера «Смерть коммивояжера», трудно назвать веселым развлекательным мероприятием. Сложная драматургия, риторические вопросы о выживании человека в современном мире и постоянный поиск главными персонажами самих себя – два действа спектакля пытаются донести до публики самые разные мысли. За день до премьеры спектакль оценил корреспондент БНК.

IMG_0671.jpg

Фото Евгении Габовой

«Смерть коммивояжера» была написана Миллером в 1949 году. Причем, родилась пьеса очень быстро: первое действо появилось за ночь, второе – за две следующие недели. Считаясь самым знаковым произведением автора, пьеса была удостоена Пулитцеровской премии, нескольких премий «Тони» и «Драма Деск» за театральную постановку. Материал пережил более тысячи интерпретаций на сценах театров всего мира.

В СССР этот спектакль пользовался большим успехом, правда, подавался зачастую в виде истории о том, как плохо живется американцам при «загнивающем» капитализме. В XXI веке материал все еще остается актуальным. Более того, наконец, и наш, российский, зритель начинает понимать всю соль проблемы. Еще 15 лет назад покупка дома в кредит на десятки лет казалась исключительно западной фишкой, сегодня про ярмо ипотеки знает каждый. «Вот ведь штука, ты 25 лет платишь за дом, а когда он уже полностью твой, оказывается, что и жить в нем некому», - трагично констатируют герои.

IMG_0594.jpg

Впрочем, «Смерть коммивояжера» рассказывает не только о финансовой кабале. В тексте, написанном весьма изящно, много рассуждений о достоинстве, о предназначении человека, об одиночестве в большом городе. Нетленная тема «отцов и детей» присутствует тут же, правда, подается под особым острым, возбуждающим все рецепторы соусом. Она прописана гипертрофированно надрывно и трагично.

История постановки пьесы на сыктывкарских подмостках тоже сопряжена с печалью. Изначально в эти даты должна была состояться совсем другая премьера. Труппа готовилась показать «Дядюшкин сон» по произведению Достоевского. Таким образом, главный режиссер театра Юрия Нестеров хотел выполнить сразу две задачи: пополнить репертуар театра спектаклем с серьезной драматургией и отметить двух юбиляров – народного артиста России Александра Трибельгорна и народную артистку Коми Галину Мамонтову. Артисты уже учили роли, готовились выходить с материалом в репетиционный зал, но жизнь внесла свои коррективы. 22 января, собираясь вместе с коллегами в Усинск на гастроли, Александр Трибельгорн скоропостижно скончался.

IMG_0615.jpg

- Другого князя для этого спектакля в труппе нет, поэтому мы решили отказаться от постановки. Делать наспех что-то другое, в очередной раз легковесное, зрелищное, с картинками и юмором, очень не хотелось. И тут я вспомнил про замечательный и глубокий материал Миллера, - рассказал режиссер-постановщик спектакля Юрий Нестеров.

По словам режиссера, в этом спектакле очень удачно удалось вывести на серьезные роли молодых актеров Константина Карманова и Владимира Рочева. Главного персонажа блестяще исполняет Владимир Кузьмин. Бенефициантка Галина Мамонтова играет роль Линды, матери семейства.

IMG_0878.jpg

- Хэппи, один из сыновей главного героя, говорит такую фразу о своем умении привлекать женщин: «У меня есть внутренний «радар». Так вот, у меня подобный «радар» на драматургию. Когда я чувствую бездну, когда есть ощущение того, что материал можно копать и копать, значит, мы работаем с правильной пьесой. Я глубоко убежден, что артист профессионально растет не на количестве сыгранных ролей, а только на настоящей драматургии. «Когда мы свободны» как раз тот случай, который позволяет актерскому составу по-новому взглянуть на свое мастерство, - отметил Юрий Нестеров.

Постановщик изначально знал, что откажется от названия «Смерть коммивояжера». По мнению Нестерова, оно не говорит ни о чем и совершенно непонятно обывателю.

IMG_0926.jpg

- «Когда мы свободны» - это название отражает весь парадокс ситуации. По сути, мы оказываемся свободными только тогда, когда с нас снимают бремя ответственности. Но с другой стороны, зачастую эта свобода сопряжена с тем, что мы лишаемся привычной обстановки. Главного героя жизнь вышвыривает на улицу. Он остается без работы и не понимает, как жить дальше. Упавшая на него свобода ломает его, заставляет взглянуть на окружающее. Но нужно ли ему это? - на этот вопрос режиссера каждый зритель сможет найти свой ответ.

О системах и рамках пьеса говорит не только словами. Сценография, выполненная художником Анной Репиной, наталкивает на мысли о конвейере, бесконечном потоке, которой становится жизнь в мегаполисе. При этом постановка в Сыктывкаре уходит от традиционного решения с небоскребами, Блоки труб и вентилей паутиной окутывают жизненное пространство героев, превращая их в маленькие винтики сложной схемы. Красной линией бытия система заползает в личное пространство персонажей, их дом - всего лишь часть схемы, даже их кровати - составные элементы. Трубы делят пространство сцены на мир реальный и область подсознательного - здесь живут воспоминания, духи и мысли главного героя. Над всем этим вертится немыслимая луна, неровности на поверхности которой тоже можно принять за блоки.

IMG_0923.jpg

- Мы долго искали, придумывали. Процесс проходил очень бурно, – вспоминает о работе с художником Юрий Нестеров. - А потом произошло удивительное. Я наткнулся на интервью Артура Миллера, в котором он рассказал, что изначально пьеса называлась совсем по-другому. Дословно - «В его голове». Потом прокатчики попросили изменить название, иначе пьесу сложно было бы ставить в театрах. Посмотрите на наш спектакль, получается, мы угадали, потому что даже декорации помогают нам выстроить действо так, что зритель понимает, что происходит в голове главного героя.

1333

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • КОМИвояжер
    19 апр. 2013 г., 13:27:12
    Ответить
    О май гад!)
    • 62725
      19 апр. 2013 г., 13:49:37
      Ответить
      Джизес Крайст! Щ-щ-щит!
  • гы
    19 апр. 2013 г., 16:20:08
    Ответить
    Коми вояжер звучит роднее
  • 123
    19 апр. 2013 г., 23:26:18
    Ответить
    Ходили на премьеру. Гадость редкостная. Не умеет наша драма ставить психологические спектакли, получается все нудно и все мимо. По сути пьеса держится на главном герое: за его жизнью и душой наблюдает читатель. Кузьмин - это что-то! Дикцция отвратна (как и у Колмакова), эмоции наиграны..ну не актер он! Карманов такое ощущение, что только и умеет кричать да стучать по реквизиту. Понравилась Галина Микова, единственная кто была с душой.
    И что поразило, зрителей на премьере было оооочень мало, еще многие ушли после 1 действия и во время второго. А после финала, так вообще народ рванул к гардеробу с облегчением, что все закончилось.
    Это промах, товарищ Нестеров!
  • Пистон
    20 апр. 2013 г., 8:51:40
    Ответить
    Смотрел спектакль " Смерть коммивояжера"
    в театре им. Ленсовета в Питере с Артуром Вахой в главной роли. Если будет спектакль в мае, то схожу обязательно. Не буду сравнивать, а посмотреть на разные подходы режиссеров интересно.
  • разочарованный зритель
    20 апр. 2013 г., 10:35:28
    Ответить
    Постановка не понравилась, долго, нудно, сбивчиво. Не тратьте время.
  • благодарный зритель
    10 мая 2013 г., 23:40:07
    Ответить
    спектакль «Когда мы свободны» А.Миллера
    Согласна с БНК- Кузьмин играет блистательно. Постановка Юрия Нестерова прекрасная
  • <a href="http://semya27.ru/">хабмама форум</a>
    14 июля 2014 г., 20:51:31
    Ответить
    Коми вояжер звучит роднее
  • <a href="http://semya27.ru/">хабмама форум</a>
    14 июля 2014 г., 21:23:32
    Ответить
    Согласна с БНК- Кузьмин играет блистательно. Постановка Юрия Нестерова прекрасная