Сакральная утка побудила этнофутуриста Павла Микушева раскрыть секрет своего творчества
В отделе этнографии Национального музея прошла творческая встреча «Диалог с профессионалом» в рамках проекта «Утка туй». Героем встречи стал всемирно известный этнофутурист Павел Микушев.
Фото Андрея Ретанова
Проект «Утка туй», как рассказала модератор встречи, сотрудник музея Наталья Хозяинова, предполагает совместную работу музея со студентами-дизайнерами. Плодом их творчества станет сувенирная продукция, представляющая главное этнографическое хранилище республики. Главной темой проекта стали образы прародительницы всего живого, согласно финно-угорской мифологии, – утки чож. Поскольку образ мифологической птицы является ключевым в творчестве известного футуриста, авторы проекта пригласили его на встречу со студентами как потенциального наставника и признанного авторитета. Узнав, что эскизы студентов будут сданы в типографию уже в конце апреля, художник заметил, что встреча несколько запоздала, но, тем не менее, охотно поделился взглядами на творчество.
Организаторы предполагали, что встреча с Павлом Микушевым пройдет в форме диалога, однако на деле ему пришлось в течение академического часа вести монолог, отвечая на предполагаемые вопросы. Лишь одна, самая смелая, студентка дважды обращалась к авторитету с вопросами.
- Скажите, в какой технике вы работаете? – робко спросила будущий дизайнер.
- До какого-то времени писал маслом. Как только в свободной продаже появился акрил, перешел на него. С акрилом можно работать на столе: крутить, вертеть холст во все стороны, самому вокруг бегать. В последнее время использую и цветной картон – он сразу задает определенную гамму, - поведал художник.
Говоря о цветовой гамме своих работ, художник признался, что сам не может ответить на вопрос коллег, как он «гармонизирует краски». В его полотнах чаще всего не больше четырех цветов.
- Бывает, что работать хочется, а идей в голове нет. Тогда я просто делаю цветовые замесы, нахожу в них нужную линию и продолжаю ее до результата.
По его словам, скорость работы зависит от идеи: если она есть, работается быстро, но даже в этом случае результат может оказаться несколько иным, чем виделся вначале. Над самым «свежим» триптихом с изображением бляшек, найденных в Чердыни, который зрители увидели на страничке мастера «ВКонтакте» в минувший понедельник, художник работал три недели – ежедневно по восемь часов.
Добрую часть «диалога» в одни ворота Павел Микушев посвятил образу утки, «с которой все и начиналось». Утка как вместилище целого рода, исток жизни, матерь богов-демиургов. Во время рассказа Микушев проецировал на большой монитор репродукции этнофутуристических вариантов утки в яйце, яйца в утке, просто утки в работах своей кисти и кисти друга и соратника Юрия Лисовского.
- Так что на извечный спор, что было раньше – курица или яйцо, коми мифология отвечает однозначно: сначала была утка, - пошутил мастер.
Чтобы немного расшевелить неразговорчивых студентов, модератор встречи Наталья Хозяинова поведала, что именно Микушев разработал эскиз футболок, которые сыктывкарцы приобретают в музее в качестве подарков гостям из других городов. Художник пояснил, что идеей эскиза стала поисковая система картинок в интернете, когда пользователь увеличивает одно из множества предложенных изображений. Во время всей встречи Микушев на деле доказывал, что с компьютером на «ты». Один из советов молодым коллегам звучал как смелое использование программ для обработки фотографий как возможных основ картин или дизайнерских элементов.
Художник вспомнил добрым словом и друзей-этнографов, погрузивших его в коми мифологию и выполняющих роль своеобразного справочника. Поездка с ними в конце 1990-х годов в этнографическую экспедицию на Верхнюю Вычегду, в село Керчомья, славящееся своей особой росписью, послужила источником многих полотен. Художник исследовал прялку, которая на протяжении многих лет «всплывала» в его картинах в различных образах. Зрители убедились, что даже в его знаменитом Йиркапе в поединке с лосем прослеживаются очертания прялки.
- У меня есть рыбы-прялки, птицы-прялки и мужчина-прялка.
Однако, по словам этнофутуриста, источником его творчества становится не только коми мифология, но и знаменитый пермский звериный стиль, карельские петроглифы, иногда тексты и работы коллег. На одной из картин запечатлена история, рассказанная художнику отцом. Дед взял 14-летнего отца Павла на ночную рыбалку. Ловили с лодки, освещая темноту специально разложенным костром. Отцу посчастливилось догнать острогой щуку размером больше его самого. Через всю деревню тащил юный рыбак добычу на плече, а хвост ее волочился по земле.
Напутствуя молчаливых будущих коллег на плодотворную работу, художник посоветовал:
- Не бойтесь экспериментировать. Авторитетов нет. Кроме преподавателей, конечно, - и напоследок поделился главным «секретом» творчества:
- Я не знаю, что такое творческие муки. Я постоянно пребываю в творческой радости. Иначе просто смысла нет браться за эту работу.
Комментарии (6)