23:08, 18.04.2013 / КУЛЬТУРА

Сакральная утка побудила этнофутуриста Павла Микушева раскрыть секрет своего творчества

В отделе этнографии Национального музея прошла творческая встреча «Диалог с профессионалом» в рамках проекта «Утка туй». Героем встречи стал всемирно известный этнофутурист Павел Микушев.

 

DSC_1231.jpg

Фото Андрея Ретанова

Проект «Утка туй», как рассказала модератор встречи, сотрудник музея Наталья Хозяинова, предполагает совместную работу музея со студентами-дизайнерами. Плодом их творчества станет сувенирная продукция, представляющая главное этнографическое хранилище республики. Главной темой проекта стали образы прародительницы всего живого, согласно финно-угорской мифологии, – утки чож. Поскольку образ мифологической птицы является ключевым в творчестве известного футуриста, авторы проекта пригласили его на встречу со студентами как потенциального наставника и признанного авторитета. Узнав, что эскизы студентов будут сданы в типографию уже в конце апреля, художник заметил, что встреча несколько запоздала, но, тем не менее, охотно поделился взглядами на творчество.

Организаторы предполагали, что встреча с Павлом Микушевым пройдет в форме диалога, однако на деле ему пришлось в течение академического часа вести монолог, отвечая на предполагаемые вопросы. Лишь одна, самая смелая, студентка дважды обращалась к авторитету с вопросами.

 

DSC_1235.jpg

 

- Скажите, в какой технике вы работаете? – робко спросила будущий дизайнер.

- До какого-то времени писал маслом. Как только в свободной продаже появился акрил, перешел на него. С акрилом можно работать на столе: крутить, вертеть холст во все стороны, самому вокруг бегать. В последнее время использую и цветной картон – он сразу задает определенную гамму, - поведал художник.

Говоря о цветовой гамме своих работ, художник признался, что сам не может ответить на вопрос коллег, как он «гармонизирует краски». В его полотнах чаще всего не больше четырех цветов.

 

DSC_1238.jpg

 

- Бывает, что работать хочется, а идей в голове нет. Тогда я просто делаю цветовые замесы, нахожу в них нужную линию и продолжаю ее до результата.

По его словам, скорость работы зависит от идеи: если она есть, работается быстро, но даже в этом случае результат может оказаться несколько иным, чем виделся вначале. Над самым «свежим» триптихом с изображением бляшек, найденных в Чердыни, который зрители увидели на страничке мастера «ВКонтакте» в минувший понедельник, художник работал три недели – ежедневно по восемь часов.

 

 

DSC_1248.jpg

 

Добрую часть «диалога» в одни ворота Павел Микушев посвятил образу утки, «с которой все и начиналось». Утка как вместилище целого рода, исток жизни, матерь богов-демиургов. Во время рассказа Микушев проецировал на большой монитор репродукции этнофутуристических вариантов утки в яйце, яйца в утке, просто утки в работах своей кисти и кисти друга и соратника Юрия Лисовского.

- Так что на извечный спор, что было раньше – курица или яйцо, коми мифология отвечает однозначно: сначала была утка, - пошутил мастер.

 

DSC_1208.jpg

 

Чтобы немного расшевелить неразговорчивых студентов, модератор встречи Наталья Хозяинова поведала, что именно Микушев разработал эскиз футболок, которые сыктывкарцы приобретают в музее в качестве подарков гостям из других городов. Художник пояснил, что идеей эскиза стала поисковая система картинок в интернете, когда пользователь увеличивает одно из множества предложенных изображений. Во время всей встречи Микушев на деле доказывал, что с компьютером на «ты». Один из советов молодым коллегам звучал как смелое использование программ для обработки фотографий как возможных основ картин или дизайнерских элементов.

 

DSC_1210.jpg

 

Художник вспомнил добрым словом и друзей-этнографов, погрузивших его в коми мифологию и выполняющих роль своеобразного справочника. Поездка с ними в конце 1990-х годов в этнографическую экспедицию на Верхнюю Вычегду, в село Керчомья, славящееся своей особой росписью, послужила источником многих полотен. Художник исследовал прялку, которая на протяжении многих лет «всплывала» в его картинах в различных образах. Зрители убедились, что даже в его знаменитом Йиркапе в поединке с лосем прослеживаются очертания прялки.

- У меня есть рыбы-прялки, птицы-прялки и мужчина-прялка.

Однако, по словам этнофутуриста, источником его творчества становится не только коми мифология, но и знаменитый пермский звериный стиль, карельские петроглифы, иногда тексты и работы коллег. На одной из картин запечатлена история, рассказанная художнику отцом. Дед взял 14-летнего отца Павла на ночную рыбалку. Ловили с лодки, освещая темноту специально разложенным костром. Отцу посчастливилось догнать острогой щуку размером больше его самого. Через всю деревню тащил юный рыбак добычу на плече, а хвост ее волочился по земле.

Напутствуя молчаливых будущих коллег на плодотворную работу, художник посоветовал:

 

DSC_1219.jpg

 

- Не бойтесь экспериментировать. Авторитетов нет. Кроме преподавателей, конечно, - и напоследок поделился главным «секретом» творчества:

- Я не знаю, что такое творческие муки. Я постоянно пребываю в творческой радости. Иначе просто смысла нет браться за эту работу.

2763

Комментарии (6)

Добавить комментарий
  • Заголовок смешной
    19 апр. 2013 г., 8:42:57
    Ответить
    Секрет-то конечно простой - талант.
    :)
  • 246
    19 апр. 2013 г., 12:33:24
    Ответить
    отличные работы.
  • ...
    19 апр. 2013 г., 13:00:39
    Ответить
    понравилось)))
  • Екатерина
    19 апр. 2013 г., 13:18:45
    Ответить
    Творчество Микушева
    Умница и творческий человек. Удивительно теплые и добрые работы. Удачи во всем.
  • интересующийся
    19 апр. 2013 г., 19:57:47
    Ответить
    Молодцы,организаторы этого проекта! Очень интересно и клёво)
  • Из дневника Латкина
    19 апр. 2013 г., 20:14:03
    Ответить
    Путешественник Латкин описывая быт коми на Печоре в 19 веке, писал, что во многих домах есть утки. Но жители по его мнению, не использовали их по назначению, а держали как " украшение". Возможно он не понял, что уток держали как один из языческих сакральных символов коми.