Театр оперы и балета Коми готовится показать «Снегурочку»
Одним из главных событий XXIIIМеждународного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс», который пройдет в столице Коми с 28 мая по 4 июня, обещает стать премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Уже несколько месяцев труппа работает в очень плотном режиме. В постановке, которую сами артисты уже назвали «космической» по сложности и масштабу, заняты все силы театра. За процессом подготовки волшебной сказки о противостоянии зимы и лета понаблюдал корреспондент БНК.
Для оперы "Снегурочка" мастера готовят более 70 оригинальных костюмов. Фото Евгении Габовой
Обстоятельства создания «Снегурочки» хорошо известны. Н.А.Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моей музыкальной жизни». Когда композитор первый раз прочитал сказку А.Н. Островского – это произошло, как только издание появилось в печати в 1874 году, – сочинение не произвело на него впечатления. Более того, царство берендеев Римский-Корсаков счел странным. Через пять лет он вернулся к «Снегурочке», и в 1880 году, прочтя текст сказки снова, «точно прозрел на ее удивительную красоту». Заручившись поддержкой самого Островского, Римский–Корсаков очень быстро написал оперу по мотивам сказки. Ни одно произведение не давалось ему так легко: вся опера была написана за два месяца, и еще полгода ушло на то, чтобы прописать музыку для каждого инструмента в оркестре. Премьера состоялась 10 февраля 1882 года на сцене Мариинского театра, художником-постановщиком тогда выступил русский художник и архитектор, основоположник особого «русского стиля» модерна Виктор Васнецов.
Спустя 130 лет удивительную сказку решились поставить на сцене Коми республиканского театра оперы и балета.
- У нашего театра была потребность в большой крупномасштабной опере. «Снегурочка» - классический образец русской оперы, безумно красивая по музыке. К тому же этот материал очень хорошо расходится на нашу труппу, - отметил режиссер-постановщик Борис Лагода.
Написанная в оригинале в четырех действиях, на сыктывкарских подмостках «Снегурочка» будет идти с небольшими купюрами в двух актах. Интерпретация будет содержать не только сказочные элементы, но и немало визуализированных ссылок к ведической, языческой культуре.
- Подготовка к спектаклю была очень глубокой со стороны моей, дирижера, художника. Я в ведической теме сижу уже плотно полтора года, и мне это очень интересно, - признался режиссер-постановщик. – Есть хороший принцип: хочешь постичь материал, разберись с тем, что хотел донести автор. А Островский, если копнуть глубже, писал о языческой культуре. И не только. Он писал о силе культуры вообще, о том, что культура преображает жизнь человека. Что это за метафорические образы Деда Мороза, Весны и Ярила? И почему возникает конфликт между Купавой и Снегурочкой? Там ведь есть глубинный подтекст. Взять, например, финальный хор «А мы просо сеяли-сеяли». Он подразумевает не только буквально процесс сельскохозяйственной деятельности, здесь ведь можно смотреть глубже – пропаганда и популяризация культурного начала, продолжение человеческого рода. Ведь о чем поет Царь Берендей, когда Снегурочка тает? О том, что ее смерть печалить нас не может, потому что она – порождение холодной зимы и не способна на чувства и любовь, она ушла, но род-то людской будет продолжен. И восходит Ярило-солнце над царством берендеев в качестве символа того, что жизнь продолжается.
В качестве дани составляющей языческой культуры в опере авторы решили использовать славянские символы, руны, буквы алфавита в оформлении декораций и костюмов артистов. Знатоки древней письменности без труда узнают элементы древнеславянского календаря.
К трактовке персонажей Борис Лагода тоже нашел свой подход. На его взгляд, в опере нет положительных и отрицательных героев.
- Они все – живые люди, и движут ими нормальные эмоции и страсти. Взять того же Леля. С одной стороны, можно воспринимать этот образ как некую квинтэссенцию нежности, само воплощение радости и любви. Но так его воспринимает только Снегурочка. Потому что для нее он – носитель духа, который своими песнями преображает жизнь. Но посмотрите с другой стороны, и вы увидите достаточно практичного и даже в каких-то смыслах ушлого парня. Как он быстро отказывается от Снегурочки в пользу самой богатой невесты слободки Купавы?! – пояснил режиссер.
Также постановщик отметил, что «Снегурочка», несмотря на всю свою подноготную, будет позиционироваться как спектакль для семейного просмотра.
- Какой бы режиссер и какой театр его ни ставили, «весенняя сказка», как это заявлено у Островского, никуда не девается. Сказка остается сказкой. Детям, наверное, немного будет сложно воспринимать драматические элементы любовных отношений героев, но тема сказочности у нас не просто учтена. Она уплотнена и развивается на протяжении всего действа. Для дополнительной динамики мы ввели в действо 10 балетных номеров. Артисты балета, например, у нас играют свиту Деда Мороза – такие снежные вьюжные сугробы, которые, кстати, в финале утащат Мизгиря, - рассказал режиссер.
К спектаклю создано большое количество декораций. Пять картин, представляющих природу и быт Руси, будут сменять друг друга во время действия. По словам главного художника спектакля Юрия Самодурова, уже изготовлен станок для изменения поверхности сцены, которая, по замыслу режиссера, не будет традиционно прямой, действо будет разворачиваться как бы на пандусе.
В пошивочных цехах работа кипит вовсю. Мастера должны изготовить 25 костюмов для солистов и около 50 костюмов для хора и балета.
В письмах к друзьям Римский-Корсаков признавался: «Заканчивая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и композитором, ставшим окончательно на ноги». Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. Неудивительно, что при этом с технической стороны «Снегурочка» представляется сложнейшим музыкальным произведением. Дирижер-постановщик оперы Антон Ледовский рассказал, что при подготовке музыкального материала приходилось дневать и ночевать в театре.
- В постановочном процессе есть такое понятие – подготовительный период. Это время – когда определяется трактовка, распределяются роли, готовится нотный материал. В «Снегурочке» он должен быть не меньше четырех месяцев. У нас он занял две недели, когда мы буквально жили здесь с режиссером. Днем думали над концепцией, слушали-смотрели разные постановки этой оперы, решали, какой спектакль нам нужен, а по ночам готовили ноты, - пояснил Антон Ледовский.
Дирижер также отметил, что почти у каждого инструмента в опере есть свои «закавыки», которые приходится отдельно учить, прорабатывать. Работа кропотливая, музыканты репетируют каждый день.
- Наша задача, чтобы все было академично, строго, все тембры, фактуры, чтобы все было чисто и аккуратно. Мы делаем упор на качество, мы не хотим рвать на себе рубашку, мы хотим показать настоящую оперу со всеми нюансами, - прокомментировал дирижер. - Нам приходится работать с минимальным количеством инструментов для исполнения этого произведения. Это не то чтобы проблема, но это определяет ряд трудностей. Хотелось бы больше струнных. Но так заведено, что на премьеры и во время фестивалей оркестр усиливается сессионными музыкантами.
График репетиций у артистов плотный. Причем обычно сначала дается время выучить нотный материал, затем происходят спевки артистов хора, солистов и оркестра, и лишь после этого режиссер начинает разводить мизансцены. «Снегурочку» в театре готовят иначе. Все процессы идут параллельно. Причина – поджимающие сроки. Впрочем, никто особо не жалуется, напротив, все участники труппы отмечают, что работать очень интересно.
- Мой персонаж по ходу сюжета проходит сложные психологические трансформации. В начале это человек, который привык брать и получать все. Но любовь ломает его гордость, заставляя меняться. И пронести это через весь спектакль, показать детально торжество добра над злом, как оно отражается на человеческом характере, – это, наверное, наиболее сложно, - отметил Анатолий Измалков, исполняющий роль Мизгиря. – Наш режиссер - Борис Лагода - сам по себе человек оригинально мыслящий. И, насколько теперь понимаю, он проделал колоссальную работу по изучению предыстории материала. Каждый акцент, который он делает в этой постановке, не на пустом месте, он логичен и обоснован. Так, например, я раньше не знал, что народ берендеев действительно существовал. Для зрителя эта опера будет представлять большой интерес и в познавательном смысле. Для тех же, кому не столько интересно будет копать вглубь, увидят сказочный сюжет. И, как положено, у сказки будет мораль, понятная любому человеку.
Для одной из исполнительниц главной роли – Альфии Коротаевой – «Снегурочка» стала настоящим подарком судьбы.
- Сама жизнь меня как будто вела к этой партии. В училище когда-то я пела первую арию Снегурочки, на госэкзамене по сольному пению в консерватории исполняла сцену таяния. К сожалению, этот материал не очень популярен у нас в стране, и это действительно здорово, что у нас есть возможность поработать над этим спектаклем. Сейчас во время подготовки оперы я заново для себя открыла музыку Римского-Корсакова, партия Снегурочки выписана сказочно красиво, витиевато, это игра полутонов, чуть-чуть промахнешься и все – хрустальная конструкция разрушится. Это большой экзамен для меня, надеюсь, я его пройду достойно, - отметила певица.
В процессе подготовки «Снегурочки» участники труппы театра шутили, мол, весна не придет, пока сказку про зимнюю красавицу не поставим. В конце морозного марта эта шутка выглядела вполне правдоподобно. Солнечный апрель принес в столицу Коми тепло и подарил театру еще один месяц для работы. Стало известно, о том, что сроки фестиваля «Сыктывкарса тулыс» передвинули с конца апреля на конец мая. Премьера «Снегурочки» состоится 29 мая.
Комментарии (7)