Правозащитники и Общественная палата Коми выдвинули претензии к региональному УФСИН
В субботу, 13 декабря, в Сыктывкаре в конференц-зале гостиницы «Югор» состоялся «круглый стол» на тему «Проблемные вопросы обслуживания родственников граждан, содержащихся в СИЗО № 1 г.Сыктывкар». Участники встречи обсудили итоговые материалы мониторинга взаимодействия близких и родственников граждан, содержащихся в следственном изоляторе, и администрации спецучреждения. Изучением вопроса с 14 октября по 2 ноября совместно занимались Коми правозащитная комиссия «Мемориал» и Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированию судебно-правовой системы Общественной палаты РК.
Во главе стола восседал председательствующий на мероприятии Алексей Томов, член Общественной палаты региона. Свою позицию уже по окончанию встречи относительно материалов мониторинга высказали и «тюремщики», - позицию профильного ведомства представил заместитель начальника УФСИН России по РК Родат Нигматуллин.
Всем приглашенным, в том числе и журналистам, до начала «круглого стола» были розданы собственно «аналитические выводы», к которым пришли устроители мониторинга. Выявленные ими проблемы взаимодействия были распределены по четырнадцати пунктам, каждый из которых был подробно рассмотрен участниками мероприятия.
Согласно представленным материалам «особый упор был сделан на 25 октября 2008 года, когда проводилась запись на краткосрочные свидания. Мониторинг проводился пятью активистами КПК «Мемориал» под руководством координатора Эрнеста Мезака при участии Игоря Сажина».
- Цель у нас простая: чтобы изменились услуги, предоставляемые УФСИН для родственников и близких заключенных, которые посещают их в следственном изоляторе № 1 и передают передачи, - сообщил БНКоми председатель «Мемориала» Игорь Сажин. - Потому что на сегодняшний момент в результате мониторинга мы выяснили, что услуги оказываются некачественно.
Среди проблем, выявленных по результатам мониторинга, значатся, к примеру, те, что связаны с передачей одежды заключенным: данная процедура «осуществляется только с разрешения органа следствия или суда». В то же время никаких ограничений на этот счет законодательство не предусматривает. Этот подход, по мнению исследователей, ставит заключенных и их родственников в зависимое положение от судебно-следственных органов.
Кроме того, имеет место запрет на передачу вязаных вещей, который введен под предлогом борьбы с их нецелевым использованием, что, впрочем, также никак не обосновывается с правовой точки зрения. Конфликты и недоразумения порождает отсутствие жесткой схемы по передаче заключенным необходимых лекарств.
В ходе исследования было установлено то, что в следственном изоляторе «нет четко установленной процедуры допуска родственников на свидания с заключенными». В «аналитических выводах» в этой связи пишется следующее:
- Существует предварительная запись на свидания, но эта система крайне неудобна (запись осуществляется всего раз в месяц; сам заключенный в ней участия не принимает; запись проводится только на одно свидание, хотя по закону можно претендовать на два). Более того, система предварительной записи вступает в конфликт с порядком допуска на свидания, установленным в правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов.
Немало внимания в своих выводах авторы мониторинга уделили описанию организации процесса приема передач и оформления допусков на свидания.
- В комнате, непосредственно предназначенной для приема передач и оформления допуска на свидание, есть два окна для приема посетителей. Но работает, как правило, лишь одно окно. Причем, параллельно через это окно осуществляется два процесса: прием передач и оформление допуска на свидание.
Более того, если верить материалам проверки, достаточно часто, особенно в день предварительной записи, люди, приходящие в СИЗО № 1 заранее, вынуждены продолжительное время находиться на улице в ожидании. Порой под дождем или на холоде.
Еще выявлено, что свидания с заключенными начинаются позже намеченного времени. Это связано с длительностью оформления документов. Участники мониторинга также упомянули в своих выводах о том, что в помещениях для обслуживания родственников заключенных нет продуманной системы информационных стендов, и о том, что в «крайне неудовлетворительном состоянии» находится уличный туалет.
- Вот это все должно измениться, - сообщил БНКоми Игорь Сажин. - То есть посадили кого-то из родственников: заключенного посадили, но невозможно наказывать родственников заключенных. Он-то почему должен страдать? Он должен просто приехать, получить услугу от УФСИН по передаче и по связям с родственником и все: практически уехать и никак не пострадав, но тут тяжелая ситуация.
Как пояснил БНКоми председатель комиссии «Мемориал» Игорь Сажин, это не последняя подобного формата встреча. Он заверил, что в следующем году будут проведены еще 2-3 мероприятия соответствующей проблематики. Устроители мониторинга высказывают надежду, что к тому времени что-либо изменится, и Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Коми будет, о чем поведать Общественной палате республики и «Мемориалу».
Заместитель начальника УФСИН России по Республике Коми Родат Нигматуллин, присутствовавший на встрече, озвучил БНКоми свою позицию относительно претензий правозащитников и Общественной палаты региона к СИЗО № 1.
- Мы готовы к сотрудничеству, мы это не скрываем. Но мы готовы к сотрудничеству цивилизованными методами. А не так вот, как бы исподтишка, чего-то накопать-накопать, а потом все это вынести на обсуждение комиссии Общественной палаты. Все вопросы можно было решить тогда, когда они еще мониторинг проводили. Прийти к начальнику следственного изолятора и сказать: вот мы провели тут опрос и возникли такие проблемы, можем ли мы эти проблемы решить на вашем уровне или нет? Ну, кое-что, какие-то вопросы уже действительно решим на месте. И не было смысла сегодня выносить. Там где он не мог решить вопросы, можно было решить на уровне управления. Вот такие взаимоотношения должны быть.
- Каков ваш прогноз по тем четырнадцати пунктам, будет ли что-то меняться? И будут ли и в дальнейшем подобные встречи?
- Встречи будут, они будут продолжаться, мы будем взаимодействовать. По тем пунктам (мониторинга - БНКоми) мы сейчас еще раз внимательно посмотрим. Понимаете, можно эти вопросы решать по понятиям, а можно решать по закону. Если в законе так написано, то этот закон надо изменять. Или какие-то изменения надо вносить. Вот говорят: вот там туалет, люди там на улице ждут. Если в наших нормативных документах не предусмотрен туалет, не предусмотрена комната ожидания, ну, поставили там этот деревенский туалет, если надо ходите... Ну, и должен был конечно начальник следственного изолятора думать не только о тех, кто сидит у него, но и о тех родителях, которые приезжают.
- Насколько известно, вы направили некий ответ на выявленные недочеты...
- Они так хотят, но по закону так не положено - вот такие ответы у нас были.
Комментарии (31)
А "любить Родину" - это совсем не "исполнять Закон", а жить на СВОЕЙ земле и быть счастливым от возможности работать во благо себя и живущих вокруг.
И с жуликами надо быть построже, согласен с ментами абсолютно.
Родственничков жаль, но ведь, с***, сами воспитали такого негодяя-преступничка, что ж теперь пенять...
И никакой разницы...
Спасибо за наводочку - "Маха Уральская", а я -то голову ломала какое имечко себе придумать! А Вы, простите марк на зоне чалились? У Вас глубокое знание тютемного фольклора. Тяжко наверное было? Ужбольно ядовитая в Вас слюна! Привет!
А вы знаете, почему в СИЗО не принимают теплые вязаные вещи?
Потому что бедолаги-жулики, которым весьма холодно, и они они реально болеют простудой, распускают свитера на нитки и передают по этим ниткам через окна, а то и через парашу (пардон, канализацию) малявы (простите, письма) из камеры в камеру.
Кто-то их наверняка вынуждает нарушать режим и ЗАКОННЫЕ требования администрации учреждения...
Недостатки есть, согласен, но Вы не там ищете. Сначала - преступление, а лишь за ним следует наказание.
Лучшие изменения должен от государства получить в 1 очередь пенсионер, ветеран, инвалид, бюджетник и т.д., но не преступник!!!
...Господин в погонах по-вашему не гражданин РФ и ничего не ждет от государства? Вы его как-то невзначай отделили от себя и от общества... Он ведь и обидеться может...
Марку: по-любому погоняло, только необоснованное
уральской
Полностью исполняя ЗАКОН, будучи абсолютно законопослушным, в СИЗО не попадешь!...
===============================
:)))))))))))))))))))))
Как два пальца обос****... .
Родственничков жаль, но ведь, с***, сами воспитали такого негодяя-преступничка,...
==============================
Считаете что все преступники продукт воспитания?
И с жуликами надо быть построже, согласен с ментами абсолютно... .
=========================
Со всеми?
уральской
"Трястись от холода и болеть?"
А вы знаете, почему в СИЗО не принимают теплые вязаные вещи?
Потому что бедолаги-жулики, которым весьма холодно, и они они реально болеют простудой, распускают свитера на нитки и передают по этим ниткам через окна, а то и через парашу (пардон, канализацию) малявы...
==========================
Маляву сотрудник СИЗО передаст.
Лучшие изменения должен от государства получить в 1 очередь пенсионер, ветеран, инвалид,.. .
======================
А получает депутат, чиновник ... .
И вообще в этой переписке речь идет не о выяснении кто есть кто, а о серьезной проблеме системы УФСИН закрытой, жестокой. Просто пришла пора все менять! И это всем очевидно. Удачной охоты, Марк!
А сотрудники милиции и УФСИН, по видимому, гражданами РФ не являются. Начальник ОМОН попал пьяный в ДТП и... ничего, следаки с операми пьяные ездят, морду лица людям бьют почём зря, прокурор тот вообще далёк от народа. Так с чего, простите, надзирателям нас, граждан РФ, людьми считать?