Журналистов отправили в «газовую камеру»
Главное управление МЧС России по Коми вчера поставило над журналистами эксперимент. Сотрудников СМИ пригласили в Сыктывкарский учебный центр федеральной противопожарной службы и, переодев в тяжелое обмундирование, отправили ползать в тесном лабиринте из клеток. В роли сотрудника газодымозащитной службы испытал себя и корреспондент БНКоми, заодно оценивший последствия сидячей работы.
«Испытано на себе!» - так в ГУ МЧС России по Коми назвали акцию, в которой представители прессы и телевидения знакомятся с работой спасателей. Вообще-то, это стандартный формат СМИ, когда журналист погружается в незнакомую ему среду, испытывает себя в другой профессии. Результат – свежий, незамутненный взгляд на что-то известное, или, как уточнил бы какой-нибудь гуманитарий, остранение.
Фото Кирилла Затрутина
Впрочем, едва ли сотрудники главного управления МЧС думали о том самом остранении, когда предлагали журналистам перевоплотиться на время в газодымозащитников и познакомиться с тренажером «ГРОТ», имитирующим экстремальные ситуации. Да и эффект оказался противоположным: рассказы заместителя начальника главного управления по ГПС Юрия Куликова о реальных случаях из жизни пожарного постфактум за чашкой чая воспринимались куда острее.
Шестерых согласившихся ненадолго залезть в шкуру газодымозащитника, собрали в спортивном зале Сыктывкарского учебного центра федеральной противопожарной службы. Там начальник центра Николай Попов и несколько пожарных продемонстрировали экипировку сотрудника ГЗДС и показали, как в нее облачаться. Процесс, который у реального пожарного должен занимать секунд 20, у журналистов отнял несколько минут.
Сперва – защитные штаны, затем – куртка с утеплителем. Ремень с карабином для сцепки и спасения пострадавших и со специальным топором, подшлемник и противоударный шлем. «Забрало» никак не опускается, на что пожарные поясняют: шлемы уже старые и используются только для учений. Вдобавок ко всему этому весомому снаряжению – баллон с воздухом и маской килограммов в 10.
Переодевшихся журналистов вновь выстраивают. Одна из трех девушек – редактор «Русской службы новостей» Алсу Шишкова – решила остаться в туфлях на шпильках, за что пожарные ее окрестили «дамой с черевичками».
Пункт назначения – тренировочный комплекс «ГРОТ», в прошлом году расположившийся во дворе учебного центра. Состоит он из двух камер. Одна – с беговой дорожкой, тренажерами для ходьбы и верхней тяги – предназначена для физической нагрузки. Прежде чем огнеборец примется за упражнения, его проверяет врач, замеряя давление и сердцебиение.
Вторая – дымокамера, которую журналисты тут же стали называть «газовой камерой», - для психологической нагрузки. Это лабиринт из небольших клетей, куда пожарных обычно запускают по трое в сцепке. Для пущего воздействия здесь мигает свет, звучат женские и мужские крики о помощи вперемежку с разбитыми стеклами и клубится дым. Впрочем, эксперимент над журналистами решили смягчить, а потому подавать дым в камеру не стали.
Пока первая партия журналистов под руководством газодымозащитника Евгения продиралась сквозь тесные клетки, то ныряя вниз, то карабкаясь вверх и непременно цепляясь баллоном, остальных познакомили с «Яшкой».
«Яшка» лежал там же, ближе к выходу из лабиринта, и весил 70 килограммов. Куклу, имитирующую пострадавшего, предложили схватить за руки и за ноги и вытащить на белый свет. «Яшка» сопротивлялся. Массивные рукавицы не позволяли взяться за него как следует. Впрочем, сотрудница «Коми Гор» Елена Золотарева с ним справилась быстро и в одиночку (а когда все закончилось, и вовсе жаловалась на малую нагрузку).
Настала очередь и корреспонденту БНКоми лезть в «газовую камеру». Перед ним в лабиринт юркнула «дама с черевичками» и, несмотря на каблуки, быстро продралась сквозь все металлические закоулки. Корреспондент БНКоми же сразу почувствовал себя увальнем и понял: пора худеть.
Клети в тренировочном комплексе сконструированы по-хитрому: пролезая в одну, тут же нужно нацеливаться на следующую. Это корреспондент БНКоми хорошо осознал, когда целиком занял всем телом (а также костюмом и баллоном) одну из них и услышал сквозь душераздирающие женские вопли «Помогииииитееее!» голос газодымозащитника Евгения:
- Дверца в следующую клетку открывается на себя.
Дыхание, в маске звучащее гораздо громче, начало сбиваться. Корреспондент БНКоми вспомнил, что в последний раз вставал на лыжи лет семь назад – еще в институте.
Последним барьером была труба.
- Ну все, труба! – подумал корреспондент БНКоми.
Протиснуть в нее обе руки не удалось, а потому пришлось отчаянно тянуть вперед лишь левую, отталкиваясь ногами. Хотя, по правде говоря, пролезть в нее оказалось несложно.
Свет в конце тоннеля загораживали оператор и фотограф. Корреспонденту БНКоми показалось, что он вспомнил, как появился в этот мир. Хотя кому-то вышеописанное, скорее, напомнит сцену из фильма «Эйс Вентура», где главный герой выбирается из искусственного носорога через «черный ход».
Потом журналистов вновь завели в лабиринт и все же пустили дым – чтобы было понятно, как это, ползать в дыму. Стало ясно: сидеть бы мне в таком случае по-прежнему в одной из этих клаустрофобных клеток.
Кое-кому из журналистов, впрочем, это задымленное пространство с шумом и криками напомнило дискотеку. А другой знаток уточнил: сельскую. Все это, действительно, воспринималось сквозь иронию, то есть, как уточнил бы тот самый гуманитарий, - остраненно. В реальных же условиях, когда потеря ориентации в дыму вполне может означать скорую смерть, едва ли кому в голову пришли бы такие ассоциации.
Комментарии (10)
А у МЧС по РК камера, вроде как, дымовая...
Банка, испытайте на своих корреспондентах автоматические системы пожаротушения и докажите, что они безопасны.
Проведите учения, докажите, что коррупция не полностью уничтожила гуманизм и здравый смысл!
И проверьте IQ начальника управления :)).