Общественники попытались запретить БНКоми обсуждать национальный вопрос
Вчера в Общественной палате РК прошел «круглый стол», организованный агентством БНКоми и посвященный изучению коми языка в школе. Вместо того чтобы аргументированно и доходчиво объяснить цель его введения в обязательную школьную программу, эксперты предпочли менторским тоном внушать модератору дискуссии Марине Котковой, что затрагивать такие вопросы неэтично. А некоторые и вовсе утверждали, что никакой негативной реакции на обязательное изучение коми языка в обществе попросту нет.
Фото Юрия Кабанцева
Формальным поводом для обсуждения стало письмо главе региона от жительницы Выльгорта Ольги Луневой, недовольной тем, что ее сыну в школе придется в обязательном порядке изучать коми язык.
Хотя тема «круглого стола» была сформулирована как «Обязательное изучение коми языка: «за» и «против», Марина Коткова сразу же дала понять, что его цель – не поделить собравшихся на два лагеря, а найти компромисс. Впрочем, это оказалось утопией: большинство участников дискуссии были настроены бескомпромиссно, да к тому же оказались то ли возмущены, то ли напуганы безобидной, казалось, формулировкой вопроса.
На первых порах эксперты все же сдерживали эмоции. Вначале высказалась Наталья Студиград – замглавы министерства образования РК, которое Марина Коткова неосторожно назвала «зачинщиком проблемы».
- Министерство образования Республики Коми не является никаким зачинщиком, - дала понять Наталья Студиград и пояснила, что вся система образования в регионе функционирует в рамках определенного нормативно-правового поля: - У нас есть Конституция Республики Коми, есть закон «О государственных языках», есть закон «Об образовании» Республики Коми со статьей 1.3, где четко определено, что в каждой общеобразовательной школе, имеющей государственную аккредитацию, русский и коми языки как государственные изучаются обязательно.
Замминистра также отметила, что республика – далеко не единственный регион в России, где кроме русского есть другие государственные языки (всего таких субъектов – 22), и что наряду с изучением коми языка как родного в Коми введена программа его изучения как неродного, предполагающая меньше учебных часов.
- Здесь об ущемлении каких-то прав не может идти речи, - заверила Наталья Студиград.
Вдобавок она сообщила, что изучение коми языка «ни в коей мере не влияет на качество знаний», но, напротив, способствует лучшему восприятию русского.
- Людей не устраивает что? Не то, что коми язык надо изучать, а те формы и методы, какими он внедряется в процесс образования, - не согласился с ней заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН Юрий Шабаев.
Его критика сосредоточилась на недостатках преподавания:
- Нет разработанной методики, нет учебников. Учителя заставляют школьников учить коми язык по словарям. Нет достаточного количества хорошо подготовленных учителей. То есть, нужны были какие-то переходные этапы – надо было последовательно, плавно его внедрять. А такая кавалерийская атака, которая у нас есть, вызывает справедливое недовольство у людей.
Этнополитолог также подчеркнул, что для населения Коми как гражданского сообщества важно знать цели языковой политики, проводящейся в регионе.
Наталья Студиград поспешила опровергнуть его доводы: никакой кавалерийской атаки не было, поскольку программы преподавания языка разрабатывались еще 20 лет назад; по словарям школьники не обучаются, а на учебную и материально-техническую базу для изучения коми тратятся огромные средства – только в этом году на выпуск учебников выделили 13 млн 650 тыс. рублей.
Русскоязычные территории, вроде Усть-Цильмы, Воркуты и Инты, добавила замминистра, получили возможность вводить коми язык по одному часу в неделю. И это никакого противодействия не встречает, а потому драматизировать ситуацию не стоит.
Ее поддержала депутат Госсовета РК Людмила Афанасьева, признав при этом, что методическую базу, и правда, нужно совершенствовать. А кроме того – надо работать с преподавателями, чтобы ученики с первого же урока влюблялись в национальный язык. Благо среди учителей коми языка много творческих людей, которые хотят передать детям свою любовь к нему.
Продолжая тему совершенствования, Наталья Студиград кивнула на Министерство национальной политики, которое, как она выразилась, издает много «мультимедийки», позволяющей сделать процесс обучения увлекательнее и доступнее. Сотрудница Миннаца Светлана Козулина подтвердила ее слова, а заодно напомнила, что государственный статус коми языка был законодательно утвержден еще в 1992 году.
С этого момента обсуждение стало все отчетливей выбиваться из конструктивного русла.
Марина Коткова поинтересовалась, насколько обязательность изучения коми языка соответствует сегодняшней ситуации. Она сослалась на данные опроса читателей БНКоми, согласно которому на добровольности настаивают более 56% респондентов, более 24% - категорически против изучения коми языка, и только 20% - категорически «за».
Светлана Козулина поспешила усомниться репрезентативности выборки, а также спросила, на научной ли основе он проводился и каков количественный и качественный состав опрошенных. Услышав в ответ, что это был интернет-опрос, сотрудница Миннаца сделала реверанс в адрес Юрия Шабаева:
- Я готова была бы поверить, если бы опрос проводил Юрий Петрович.
На это ученый тут же заметил:
- Опрос, который проводился здесь по заказу Минрегиона в 2008 году, показал примерно такие же результаты.
Тут в дискуссию вступил председатель комиссии по межнациональным отношениям ОП РК Мнацакан Никогосян (как выяснилось позже, раздосадованный тем, что его на «круглый стол» не пригласили). В обсуждении зазвучали легкие нотки алогизма.
- На площадке Общественной палаты есть комиссия по межнациональным отношениям. Почему это мероприятие, которое непосредственно относится к нашей комиссии, проводит СМИ? – публично высек себя господин Никогосян.
Последовали рассуждения: раз изучение коми языка прописано в законе, нечего его обсуждать, а если закон устарел, нужно вносить поправки, и сделать это просто – на это есть депутаты. Ольга Лунева, по мнению Мнацакана Никогосяна, вместо того чтобы писать письма, должна была обратиться к «своему депутату». Это, заключил он, было бы корректнее, нежели устраивать обсуждение в присутствии СМИ, что и вовсе является неэтичным.
На вопрос Никогосяна, почему Ольга Лунева сама не явилась на «круглый стол», Марина Коткова пояснила: не смогла, время проведения неудобное – рабочее.
- А что ж мы все, бездельники? – возмутилась Людмила Афанасьева.
Послышались недовольные возгласы в адрес отсутствующей Ольги Луневой.
- Что вы все на мать-одиночку ополчились? – заступился за нее Юрий Шабаев.
Ректор академии госслужбы Нина Нестерова (тоже недовольная тем, что не получила приглашения на «круглый стол») заявила, что без автора письма и вовсе не надо было устраивать обсуждение.
Без лишних эмоций она в духе лектора-пропагандиста советских времен выдала целый ряд вопросов, пытаясь пригвоздить ими организаторов и модератора:
- Вы уверены, что все это пойдет на пользу? Почему БНКоми? Письмо адресовалось главе, вам, что, глава поручил проводить этот «круглый стол»?
По всей видимости, если бы обсуждение благословил Вячеслав Гайзер, никаких претензий к теме у Нины Нестеровой, да и у всех остальных, не возникло бы. Возможно, госпожа Нестерова не в курсе, что Ольга Лунева прислала копию своего письма в редакцию газеты «Молодежь Севера», тем самым сделав свое послание главе региона публичным.
СМИ, продолжала поучать ректор академии госслужбы, должны «суперответственно» подходить к таким вопросам. Намеки на то, что на такие проблемы лучше закрывать глаза, чем устраивать публичные обсуждения, Юрий Шабаев воспринял «в штыки», напомнив о принятой в декабре по указу президента стратегии государственной национальной политики. Там, помимо прочего, говорится, что нужно устраивать открытые обсуждения национальных и межэтнических вопросов.
Депутат Госсовета Алексей Цыпанов настаивал на том, что у нас мирная республика, а потому национальных вопросов нужно касаться осторожно. БНКоми он сравнил со слоном в посудной лавке, очевидно, подразумевая, что упомянутый им межэтнический мир – вещь довольно хрупкая.
Марина Коткова сообщила, что ей удалось собрать от родителей школьников (в основном через соцсети) около двух сотен самых разных мнений по вопросу обязательного изучения коми языка. Фрагменты из писем, показавшихся наиболее интересными, она решила зачитать. Однако ее прервал Алексей Цыпанов, засыпав вопросами, а заодно упрекнув организаторов в некомпетентности:
- Они к вам обратились? А БНКоми сумело объяснить, почему это так? Чтобы что-то отвечать этим людям, надо владеть этим вопросом.
Людмила Афанасьева напомнила, что коми язык – не единственный предмет, обязательное преподавание которого вызывает вопросы:
- То же самое говорят про математику: «Зачем мне математика в таком объеме?» Но с таким подходом мы куда придем?
- Вы же государственное СМИ. Если мы так будем рассуждать, Марина, то к чему мы в нашем обществе придем? – вторила ей Нина Нестерова, сурово глядя на модератора, представлявшего частное СМИ.
«Круглый стол» превращался в суровый суд над организаторами. Впрочем, когда слово взяла автор учебника по коми литературе и кандидат педагогических наук Валентина Лимерова, в процессе был объявлен перерыв.
Валентина Лимерова, возглавляющая созданный 20 лет назад Центр научно-методического обеспечения преподавания коми языка и литературы в образовательных учреждениях РК, заверила, что 20 лет – не срок для разработки методики (разговор вновь свелся к вопросам преподавания). Среди положительных моментов она отметила то, что центр выпустил первые учебники коми языка для иноязычных школьников, и то, что готовится второе – переработанное и дополненное – издание. Среди проблем – недостаток кадров и отсутствие факультетов, которые готовят учителей коми языка.
Возвращаясь к обязательности изучения предмета, Валентина Лимерова предположила:
- Если мы – население, которое обслуживает территорию, то, наверное, коми язык не нужен, так же как не нужна русская православная культура человеку, который стремится уехать на Запад.
Она привела в пример два сыктывкарских учебных заведения – Русскую гимназию (где изучают православную культуру) и Гимназию им. А.С. Пушкина с углубленным изучением иностранных языков. Русский человек, заметила она, выбирает вторую, и это говорит о состоянии культуры и общества, как и письмо Ольги Луневой.
- Но мы не должны идти на поводу, мы должны формировать общество, - неожиданно жестко заключила она.
Только коми язык, уверена она, может интегрировать общество в единый народ.
Позже в разговоре с Мнацаканом Никогосяном она также заявила, что не нужно ориентироваться на обывательский уровень сознания (это об упомянутом письме).
Выступила Нина Маркова, заместитель директора по учебной работе по начальным классам СОШ №38, сообщившая, что не встречала родителей, недовольных введением обязательного изучения коми языка в школе.
Перерыв в процессе затягивался. Но тут вновь высказалась Людмила Афанасьева. Она была недовольна тем, что претензии звучат в адрес учителей и разработчиков учебников, а надо бы предъявлять претензии к СМИ. На телевидении, негодовала она, нет интересных программ, которые приковали бы к себе внимание детей, а есть только «ужастики в интернете».
Марина Коткова попыталась выяснить, чем же вызвано негативное отношение некоторых родителей к коми языку.
- Я поняла твои вопросы, - с ноткой осуждения в голосе ответила исполнительный директор Общественной палаты Галина Кравченко.
Галина Кравченко призналась, что сама не говорит и, возможно, не понимает коми язык, но при этом знает, что марьямоль – это цветок.
Негативного отношения к коми языку, заверила она, нет. Но в конце своего монолога стала себе же противоречить, сетуя на обилие злых комментариев на эту тему, которые можно встретить в интернете:
- Ставить так вопрос – это просто страшно, - общественница вновь осудила тему дискуссии, в которой участвовала. - Я не поленилась и прочитала обсуждение в интернете. Там же пахнет разжиганием социальной розни! Ну нельзя так ставить вопрос.
- Это ужас просто! – снова возмутился раздосадованный Мнацакан Никогосян, который часто не в силах был скрывать победные улыбки, когда гнев участников «круглого стола» вновь оборачивался на организаторов.
После некоторой паузы Нина Нестерова продолжила наставления, пугая СМИ, по ее мнению, играющие на национальных вопросах, Следственным комитетом и попутно прорекламировав возглавляемое ею учебное заведение:
- Я думаю, что ваше информационное агентство больше пользы бы принесло, если бы разместило на своей ленте ссылку на лабораторию, которая работает у нас на базе академии государственной службы. Она как раз проводит разработку современных информационных продуктов, которые облегчат, сделают интереснее и доступнее изучение коми языка.
Так постепенно завершился «круглый стол», тема которого, по признанию некоторых его участников, вызвала у них тревогу. Молчавший все время председатель Конституционного суда РК Владимир Кретов поставил точку: раз есть закон – надо его исполнять, и рассуждать тут не о чем; а заодно признался, что до сих пор не понимает, зачем он изучал в школе химию.
Большинство «экспертов», вдоволь выговорившись, заявляли, что проводить такие обсуждения и поднимать такие вопросы не нужно. И только Юрий Шабаев почему-то был уверен, что люди будут благодарны за состоявшийся разговор.
Комментарии (362)
В Конституции Республики Коми сказано, а именно в статье 27, что "Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества".
Следовательно, минобраз Коми нарушает Конституцию РК, если я - русский и мой родной язык не коми, то я имею "право на на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества". Следовательно, могу отказаться от изучения коми в пользу родного - русского.
это статья конституции нарушается как раз в отношении коми народа, который не может выбрать родной язык при обучении в вузах республики, так как большинство предметов преподаётся на русском.
Высшее образование в России только на русском языке во всех нац.республиках.
Читайте конституцию и фед.законы.
А про Ваши познания в русском языке я молчу, говорить и правильно понимать русскую письменную речь это не одно и тоже, сейчас много людей которые не могут отличить то (местоимение, союз) от -то (частицы), не понимают смысл расстановки запятых, это всегда было непросто и сокращать русский язык это неправильно, это преступление перед детьми которые в результате этого не смогут правильно понимать прочитанное и правильно писать чтобы их понимали.
А я на сей раз - на стороне чиновников.
Я сам обманываться рад!" (с)
И все , что она рассказывала Пушкину, как известно,
это все предания финноугорских народов, в том числе коми народа.
Во- вторых - педалирование темы коми языка - кормушка группки горлопанов зарабатывающих на "методиках и учебниках"
В-третьих - если язык умрет ( что вряд ли) это не будет чьейто виною, а если останется как памятник культуры - не будет чьейто заслугой, и знать его будут не те кто учил по учебникам, а те с кем бабушка на нем разговаривала,
В четвертых -если всем "специалистам" по борьбе за язык на платной основе ( тем кто получает за эту борьбу зарплату и тратит бюджетные деньги на непонятно что) раздать лопаты и пустить на чиску улиц - толку будет больше, а шуму меньше.
и не им судить чем заниматься кому бы то ни было в т.ч и БН
И еще. Почему дети и родители против изучения еще одного иностранного (для них) языка. Потому что они понимают, что знание этого языка им никогда в жизни не пригодится…
дальше - потеря государственности. Нет РК - нет постов и нет работы у некоторых в том числе и комментаторов, а Сыктывкар - захолустье, БНК - банкрот и т.д... красота!
(С.Г. Кара-Мурза "Манипуляция сознанием-2")
Тaким обрaзом, в Европе создaется имидж "угнетaемого нaродa", которому ну совсем уж не жить без присутствия нa территории рaсселения российских финно-угров контрольных структур "цивилизовaнных госудaрств". Точно по тaкому же сценaрию рaскручивaлaсь истерия по поводу "геноцидa сербов против боснийцев, хорвaтов и aлбaнцев". Кaк всегдa, позже выяснилось, что кaк минимум не только сербы были виновны в происходящем (и не только другие нaроды бывшей СФРЮ - львиную долю вины зa преступления и нaстоящий геноцид несли именно европейские стрaны и США). Но это уже ничего не знaчило: единaя Югослaвия кaк госудaрство перестaлa существовaть.
Примерно по тaкому же сценaрию готовится нa Зaпaде рaзрушение сегодняшней России. Зaпaд (и его союзники) создaют целую сеть "скрытых рaзломов" по этническим, религиозным и ментaльно-aдминистрaтивным грaницaм, по которым впоследствии будет проводиться рaзрушение целостного Российского госудaрствa. Однa из тaких "линий рaзломa" - территория проживaния финно-угров, которых "угнетaет российскaя недемокрaтичнaя влaсть" и которую, следовaтельно, нужно зaменить нa более "демокрaтичную". Нa Чубaйсa или Ходорковского, к примеру. После зaмены "угнетaемым финно-угрaм" можно будет придумaть флaг, гимн, пaру легенд об их "многовековой госудaрственности" - и новое Косово или Чечня нa территории России, в сaмом ее сердце, готовы.
Так что все мы живущие в коми-комяки.
Вообще-то обучение в Коми идет на русском языке. А Вы против? Может какой-нибудь другой предложите?
Так где враги сидят?
Как говаривал один мой хороший знакомый - никто тебя так не опозорит, как ты сам :))))
А Банке спасибо за действительно интересный материал
- у меня задание составить ребус с корнем "ёл", из зверей, птиц и речной рыбы. Звонки подругам они тоже в ступоре.
- опять поставят двойку...
Как предложение. Учитель коми языка в Контакте должен иметь страничку и отвечать на вопросы родителей при возникновении затруднений. Изучение коми языка надо стимулировать, через проведение школьных, межшкольных олимпиад. Премий, стипендий районного, городского, республиканского статуса. И не мало важно для родителей и детей изучающих коми язык видеть, что на этом коми языке они смогут общаться с председателем конституционного Суда, председателем Госсовета, Главой республики, Главами городов, районов и другими статусными чиновниками и в их числе с министром образования.
Плюс еще удмурты. Удмуртский язык очень близок к коми. И приезжая в Удмуртию ,
у владеющих коми языком есть возможность общаться с удмуртами. И даже праздновать родственные натуррелигиозные праздники.
Так что после коми лечить будет легче.)))
"Чтобы жить, любить, и гордится свой землей надо знать язык!" - не вижу связи. Чтобы жить, например, в Воркуте, обязательно знать коми вовсе не надо. Чтобы любить, коми нужет только если твой избранник из глухой коми деревни и не говорит по русски.
"Если ребенок будет знать язык, он будет и понимать,и уважать окружающих." Понимать - будет (да и то, как я понимаю, не всегда, тут упоминалось, что в коми много наречий). А вот вопрос об уважении окружающих - тут дело только в воспитании. Что, все, кто знает коми, очень уважительно относятся к окружающим?
Извините, но Ваш пост - одни красивые слова, не несущие смысловой нагрузки (для меня лично).
P/S Кстати, как относились к изучениею коми языка в позапрошлом (18) веке?
С чего Вы (кстати, обратите внимание, с большой буквы, я еще и русский знаю) взяли, что я не уважаю коми народ и желаю гибели коми языку? Я просто констатирую факт, что подобное насильственное изучение языка ничего хорошего для языка не принесет. Дети сдадут учебник и забудут все то немногое, что они знали. Жизнь и развитие, процветание языка зависит от того, на сколько хорошо живет народ, говорящий на нем. Неужели Вы действительно думаете, что те тысячи турков, которые сейчас выучили английский, чтобы обслуживать туристов, делают что-то полезное для английского??? и не дадут ему умереть? и это развивает английский? а ведь в нашем случае коми дети после школы будут знать еще хуже, а применять его просто негде! Кстати, почему вопрос "завис" только на детях? Давайте и всех взрослых обяжем выучить коми - это ведь поможет нам лучше понять друг друга, не так ли?
Всё заседание искали на кого бы наброситься, а тему так и не обсудили.
Это же как низко пало наша культура и образование, что ими руководят такие люди.
Ад просто.
Предлагаю изменить граница Республики Коми до районов в которых говорят на Коми языке.
Мама Коми, папа Русский, дед юрист, бабка экономист.
Я не против изучения коми языка в школе, но надо сделать ориентир - если школа изучает коми язык как государственный и по окончании курса изучения детки будут сдавать итоговый экзамен, то снабдите школы соответствующей учебно-методической базой. Есть требования к преподаванию и оснащению каждого предмета.
Если школа ввела коми язык в учебный план как негосударственный, сделайте хотя бы один час в неделю для детей полезным, а не простым времяпрепровождением, с домашним ознакомлением коми сказок, игр, пословиц и пересказом их на уроках... По моему наблюдению, мой ребенок так сказать "изучает" коми язык второй год, так до сих пор нет: ни учебников, ни словарей, наглядных пособий, учительница молодой хороший специалист, но нет условий преподавать на должном уровне... И на сегодняшний день школа,(возможно не каждая) не выполняет задачи в соответствии с требованиями законодательства.
А то, что ставят нашим деткам четвертные и годовые отметки 3,4 это можно легко оспорить. Если мой ребенок получит на экзамене 3 и в аттестате будет стоять отметка 3 (неприятно и нечестно) - завалю жалобами школу и министерство! Создавайте условия, господа!
Я не вижу никакой преемственности и перспективности в развитии коми языка...неубедительно вы доводите до народа национальную идею
Этот факт и обязан лечь в основу действий всех государственных структур в образовании в Республике Коми на основе существующего законодательства, которое так и понимается подавляющим числом населения, а значит так и должно читаться, трактоваться и пр. Трактовка заинтересованных лиц каких-то статей каких-то законов по своему личному усмотрению - яркий пример чиновничьего беспредела и оторванности от действительности.
Именно действия чиновников в вопросе изучения в принудительном порядке детей коми языку в школе создают накаленную обстановку среди подавляющего большинства родителей.
Аргументы за изечение и против:
- "за" - не вижу, буду признателен за внятные аргументы земляков.
- "против" - изучение, а значит часы учебного процесса, ставки дополнительных учителей, методические материалы, учебники - все это деньги и очень немалые, которые в подавляющей массе платит население, которое не хочет обязательного обучения коми языку. Далее - коми язык не открывает преспективу в карьере, горизонты общения, увеличение достатка в семье. Далее - изучение коми языка уменьшает часы обяучения реально значимых для вышеназванных условий комфортного существования языков - русского, английского.
Вывод: более 76 % населения, судя по опросам, не хотят обязательного обучения в школах коми языку. Чиновникам задача - обеспечить выполнение желания большинства. Если нет веры опросам - провести в Республике Коми референдум с вопросом "Нжено ли обязательное обучение коми языку в общеобразовательных заведения?" и окончательно поставить в этом вопросе точку
Россияне (большинство) даже при изучении английского в школах и институтах при выездах за границу не могут нормально общаться, т.к. все забыто. Я согласна, что коми язык нужно изучать, но достаточно основ. Родители, не понимающие коми язык, не смогут помогать своим детям, даже элементарно проверить домашнее задание не смогут. У нас есть Коми национальная гимназия, пусть там и изучают коми язык. Я лично своему ребенку желаю выучить хорошо русский и английский (в жизни пригодится), а коми язык, именно литературный с 16 падежами не знают даже те, кто хорошо понимает и говорит по коми.
кто решил - английскому ? Вы? А вы кто? такие, чтобы решать за других?
Возможно не английский, а испанский нужно учить, т.к. на нем говорят в Европе и во всей Латинской Америке. Или французский .На нем говорят в Европе и Канаде. Нафиг английский ?
Искал в коми языке обозначение бога Хърсъ, не нашёл, может в других финоугорских языках есть, пока не знаю.
Но вот что обнаружил.
Как предполагается Волхвы (финоугорское слово) к исусу пришли с севера, а именно финоугры славились предсказательством, колдовством, магией и чудесами.
Предположил что именно волхвы дали имя иисусу - "Хърсъ" и позже появилась окончание "ТОС" спрашивал у евреев не знают. Начал искать сам и обнаружи:
Христос (Χριστός) - греческое слово (обозначает якобы помазаник)
Но если разобрать слово на Χρισ (Хърсъ) и τός -переводиться с греческого "ЕРУНДА", то получается "Хърсъ" "ерунда".
То есть греческие философы язычники, так говорили о Иисусе - "Хърсъ" "ерунда".
Несколько в шоке, от найденого.
Что касается родительских или ученических индивидуальных капризов: оценок "нужен мне-не нужен предмет", то химия - наука, несомненно, нужнее для будущих "крокодильщиков"-"синтетиков", а потому изучать её - не вопрос. Языки вот необязательно изучать, можно обойтись жестами и парочкой матов.
Сейчас им сообщу, что они отстойники...
Вы против изучения коми или потому, что патологические лентяи, или же тихо его ненавидите в душе, не считая за язык.
Поэтому я очень рад, что всех заставят изучать коми язык.
А БНк не стоит раздувать этот вопрос и стравливать людей.
Я параллельно отношусь к коми языку, т.к. мою семью из вологодской области направили работать на благо экономики республики коми в 1965 году. Мои дедушка и бабушка почетные работники и ветераны труда со стажем в 53 года.
Мне не нужен коми язык. Я с таким же успехом могу потребовать от мин.образования коми преподавать моим детям историю и культуру вологодчины.
И таких семей, как моя, в коми полно!
По поводу сарказма. Если вы считаете это глупостью, то почитайте исследования хотя бы отечественных социолингвистов.
И слава Богу !
Что же против этого вы не протестуете, следуя своей логике?
Впрочем, не отвечайте. Ваши ответы подобны тем, что перемалывались здесь уже сотни раз: пригодится, нужен и т.п.
Значит, если пригодится, то можно и исключеньице сделать, да?
Всё из вашего отношения к коми и коми языку, нет других причин.
Но если все будут делать так, как только им удобно , что будет в России ? Что останется от России ? Ничего. также как от Советского Союза. Нужно уважать других . И думать не только о своих удобствах , но и об удобствах других.
А я скажу так: если орущим тут против изучения коми плевать на моё угнетенное состояние из-за их нежелания учить язык, то мне тоже глубоко плевать на их угнетенное состояние от того, что их "заставляют", как им кажется, учить его.
Обязаловка идти в армию тоже порождает отчуждение. Однако все ходят, и отнюдь не на добровольной основе.
Кстати, возможно для тебя совершенно неизвестный факт - но многие народы в России могут обходиться с соседними народами и без переводчиков . Так как они практически все двуязычны !!! Плюс языки соседних народов - родственны.
так что могут вполне обойтись и без русского и английского.
Русское население не понаехало в респулику, а было "сослано" советскими властями, благодаря существовавшей тогда системе распределения после ВУЗов. Если бы не было массового переселния этих людей, которые отстраивали республику, коми бы было похоже на большую деревню с оленями и деревянными бараками.
И это теперь такое уважение к этому некоренному народу.
Я не хочу, чтобы моих детей насиловали этим языком. Ибо ничего, кроме недовольства, слез и головных болей это не принесет. Не говоря уже о том, что современные дидактические принципы, не допускают обучению второму языку детям до 12 лет. Про развитие интел.способностей от доп.языка - это миф, развеяный уже полвека назад всеми авторитетными социолингвистами.
Я не говорю, что коми языку дозволена судьба умереть. Если у людей с национальным самосознанием есть желание говорить на нем и учить ему своих детей - пожалуйста. Давайте организовывать отдельные школы для этих целей или вводить факультативы. Реанимировать язык за счет приобщения к нему детей с иным нац.самосознанием, вопреки воле их родителей - фашизм.
==========
вы хотите, чтобы в России были отдельные школы для русскоязычных детей? и отдельные школы для других детей, например коми школы для коми, татарские для татар? якутские для якутов,.....удмуртские для удмуртов,...
Чтобы никого не заставлять учить неродной язык?
==============================
Т.е. приобщать к русскому языку детей с иным нац.сознанием, вопреки воле их родителей НЕ НАДО ? Так?
Думаю, что есть недовольные этими курсами школьных предметов, однако никто не протестует. Привычка. И с изучением коми языка тоже возникнет привычка.
Позвольте обратить в который раз ваше личное внимание, на то , что ваши дети "с иным нац.самосознанием" живут в республике коми, национальной республике, и поднимать такие вопросы, по меньшей мере, неэтично.
Вопрос об этичности касается и БНк, ваша статья тоже пронизана неприятием коми языка, и это чисто субъективное отношение вашего корреспондента, а, возможно , редакции. Тот сарказм, которым пропитана статья - неприятен.
Проблема не в обязательном изучении коми языка, как тут уже много времени пытаются представить. а в методике его изучения: создайте условия - учебники, чтобы их хватало, преподаватели, иные ресурсы, и дело пойдет.
Прикрываетесь тут красивыми словами, что "не говорю, что коми языку дозволена судьба умереть". Да вы только рады будете. Живете в национальной республике, и открыто выражаете свою неприязнь к национальному языку - не пора ли кому обратить на это внимание?
Российская Федерация - федерация многочисленных коренных народов России.
В том числе коренного русского народа.
С равными правами всех коренных народов.
С равными правами всех языков коренных народов.
И те , кто выступает против статуса коми языка , как государственный язык Коми,
те призывают к дискриминации коренного языка РОссии.
А значит призывают к дискриминации коренного народа ( в данном случае - коми) в Российской Федерации. А этот призыв - уже вектор к развалу Российской Федерации. Не так ли ?
Преподавание всех ВСЕХ предметов в Коми - на РУССКОМ ЯЗЫКЕ !!!!!!!!!!
ПОВТОРЮ = НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
НА РАБОТУ МОЖНО УСТРОИТЬСЯ ТОЛЬКО = НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Обслуживание в госучреждениях НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Обслуживание в частном секторе - НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
В преимуществе - как раз русский язык.
Статус русского языка защищен Законом.
Статус коми языка защищен Законом.
Так что земля не их. Жить зыряне на ней стали даже позднее русских. Смотри Пустозерск, Печорского края.
Во всех учреждениях у вас есть возможность использовать родной русский язык.
Я написал, что мне глубого параллелен коми язык, как и все этническое связанное с коми. Это не более, чем идентичность, дающая кому-то возможность самоутвердится в замен каких-то личных неполноценностей.
Если вы так дорожите своей культурой, пожалуйста, размножайтесь, учите языку своих детей. Спасайте свою культуру не путем насильной комиэтнизации. Так, что пупы земли в данном случае те, кто насильно заставляет детей учить никому ненужный коми язык.
Как будто можно подумать, что жить после этого станет намного легче, проще и счастливее.
По закону у коми языка - официальный госстатус в Коми . Также как и у русского. И это хорошо.
По закону у татарского языка - официальный госстатус в Татарстане,так же как и у русского. И это хорошо.
По закону у якутского языка - официальный госстатус в Якутии, так же как у русского. И это хорошо.
И так далее.
Кто против закона ?
Никто тебя конкретно не заставлял учить коми язык!!!
Во всех учреждениях, государственных , частных обслуживают НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ !
Так что не гони абсурд ))))))
Еще раз. Язык образования - русский.
Причем приветствовал татар на татарском языке.
Не надо путать коренные народы и малые народы.
У коренных народов - их территории - их изначальная родина.
У коренных народов по современным цивилизационным законам есть право на самоопределение. Есть право на выживание, на сохранение своих культур и своего языка.
Никто не вправе отнимать у коренных народов эти права.
У русского народа есть право и возможность(законы) сохранить свой родной язык.
И у других народов есть право и возможность (законы) сохранить свои родные языки.
то просто напросто Россиия развалится.
Ведь государственный язык русский (коренной язык)
учат ВСЕ.
значит должны соблюдаться права коренного коми народа,
коренного татарского народа, коренного башкирского народа,
коренного удмуртского народа, коренного народа мари,
коренного якутского народа, коренного народа тувы,...............
Хотите отменить закон?
Муромскую республику ? Русскую республику ?
Вы даже законов не знаете.
И что - то пытаетесь доказать )))
Предположим, что уедут. Все. Врачи, строители... Все, кто желают терпеть ваши националистические выходки, слушать постоянные упреки и провокационные высказывания.Вы этого добиваетесь?
НО , В ПРЕИМУЩЕСТВЕ И В ПРИВИЛЕГИРОВАННОМ ПОЛОЖЕНИИ ОСТАЕТСЯ ИМЕННО РУССКИЙ ЯЗЫК.
и никакой дискриминации русского языка в Коми нет в помине !!!!!
вот уже около 20 лет говорят о дискриминации русских :) А где они дискриминация русского языка ?
Русский язык находится в абсолютно привилегированном положении в Коми республике !
Но это не значит, если большинство потреб**ет мясо, то .....
Законы должны защищать не только права большинства. У всех граждан государства - равные права.
Русский язык хорошо функционарует в Коми. У русского языка есть все гарантии. Но, те кто выступает здесь против предмета в школе "коми язык" кричат о геноциде русского языка в Коми . Это абсурд.
И, кстати, на мой взгляд, тут единицы говорят о геноциде русского языка. И не все, кто выступает против изучения коми языка делает это в защиту русского. Я сама коми, но я против навязывания, насильно мил не будешь. Но подняла бы обе руки за изучение в школе истории и этнографии, сказок, пословиц и поговорок,традиций коми народа, и в этом же курсе - ну хотя бы основные фразы на коми. А потом как пойдет, глядишь и появятся учебники, учителя и методички на коми. Если конечно, к тому времени останутся носители коми языка, село угасает в бездорожье и безработице
С помощью сказок, пословиц, поговорок......, древнего коми календаря
Школьникам бы понравилось.
В такой теме нельзя бросаться такими фразами !
Поаккуратней.....
Заметь, во всех национальных республиках русский язык изучается в обязательном порядке . Т.е. ПРИНУДИТЕЛЬНО.
Следуя вашей логике , нужно отменить принудительное изучение русского всем нерусским.Так?
У всех коренных народов России - равные права.
Если изучается коренной русский язык, то изучается и коренной коми язык.
Вопрос на уровне РФ.как Вы пишите - Не нужно нарушать права выбора языка гражданином РФ.
Значит Вы за отмену закона об объязательном изучении русского языка на территории РФ?
Здесь кто-то писал о геноциде русского народа.............
Полагаю, логично было-бы провести референдум в Коми по вопросу возвращения земель коренным народам проживающим в незаконно захваченных районах, с целью законодательно отменить в этих районах обязательное изучение коми языка.
А русская республика действительно нужна русским. Почему нет ?
Задумался, своими требованиями об обязательном изучении коми, они приведут к ликвидации своей республики.
Власти осознают, какого "джина" они выпустили из национальной бутылки? Когда поднимется 80 % населения за образование Русской республики, не только власть, но и сами коми горько об этом пожалеют.
Вы забыли , что в России огромное количество коренных народов.
Речь идет не только о сохранении коми языка.
Речь идет и о сохранении татарского языка, например....
Татарский народ никогда не откажется от родного языка.
По факту мы все имеем то, что имеем, я имею в виду как политическую систему и историю страны. И всё нужно делать с оглядкой. По крайней мере тему " мы наш,мы новый мир построим" - страна, а вместе с ней люди- проходили не единожды. Кстати, и тему с телом ЛЕнина оставьте на будущее, до смерти последнего коммуниста из старой гвардии, нынешние уже мыслят по-другому. Ничего личного.
Почему разрешили финнам создать независимое государство ?
Почему большевики в свое время разрешили финнам,
и не разрешили коми ? Были явно нарушены права народов.........
Кстати, в свое время на Кубе нац. вопрос решался очень правильно ( на мой взгляд): все родившиеся в стране считались кубинцами, и нац. вопрос, соответственно, не учитывался, а значит и головной боли у властей, и националистов не было. А мы имеем то, что имеем
Это как сравнить размеры мозгов черепахи тортилы с
размерами мозга человека )
А про сути написанного мной - я не сравнивала, а изложила инфу, которую слышала еще в студенчестве. Перечитайте и почувствуйте разницу)).
Почему Вы поддерживаете это ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА?
Никто не мешает вам требовать от властей создавать этнические школы, учить своих детей своему языку. Если вы не можете рожать достаточное количество детей, чтобы те транслировали вашу культуру и язык, это не дает вам право насильно ассимилировать в ваш этнос другие коренные народы, проживающие ныне в субъекте под названием р-ка Коми.
Не занимайтесь самоуправством, будьте толлеранты. Не забывайте о вкладе других народов в экономику вашей республики. В 60-70-х республика представляла из себя жалкое зрелише с деревянными бараками. Все что было построено с тех пор, строилось вынужденными переселенцами.
Что показал круглый стол?Власть не хочет признать, что она натворила, обсуждение как при социализме, есть закон -выполняй, хорошо что не при Сталине, не выплнишь-расстрел.
Неужели так трудно понять, мы не против , чтобы коми изучали свой язык, мы пртив насилия над руссоязычным населением. У мнгих аргумент, вы живете в коми, а я говорю, прежде всего вы живете в России, а потом уже в коми. И ссылки на конституцию РФ правильные.Было бы правильно, если бы сделали урок история коми края, там можно был поговорить обо всех аспектах, в том числе и об языке.Обнаглели до того, что нас обвиняют в разжигании межнациональных отношений.Сами втихаря подписали приказ, а нам и слво сказать нельзя!На СМИ напали, позабыли что ихняя партия строит в России демократию Или это афиша для запада?
В принципе, я бы все языки иностранные, вынес за рамки учебной программы. Каждый ребенок развивается по разному, кто то может учить с первого, кто то с 3, кто тос 6, а кому то он совсем не нужен.Люди должны сами решать, не надо их насиловать.
Методика преподавания слабая. Такое ощущение, что каждый пробует себя на этом поприще. Это не плохо - идти вперед, развиваться. Но давайте все-таки не будем проводить эксперименты на детях. А пока нет единой концепции оставим изучение на факультативном уровне.
А то мы(коми) не догадывались до вашей подсказки.
Если республика коми носит название коми, это по закону означает, что коми - коренной народ на территории этой республики. Кого- то это не устраивает - дороги открыты, загранпаспорта оформлять не надо.
И если РК- национальная республика, то за счет этого все, живущие здесь, кое-что да имеют, и не будут иметь, если республика лишится этого статуса. А она его лишится, если язык вымрет.
Поэтому, уважаемый Дмитрий, не стоит держать пальцы веером. Учите коми язык.
"Если вы не можете рожать достаточное количество детей, чтобы те транслировали вашу культуру и язык, это не дает вам право насильно ассимилировать в ваш этнос другие коренные народы, проживающие ныне в субъекте под названием р-ка Коми."
Слова-то какие. Позволю себе прояснить ситуацию - другие народы, проживающие, на территории РК, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРЕННЫМИ. Вам придется смириться с этим. Не можете - см. п.1 про дороги.
Гражданину Луневу. Я, вообще-то, в первую очередь, на терриитории Республики Коми проживаю, а потом уже в России, поскольку как Республика Коми входит в Россию, а не наоборот.
О спорном вопросе создания Коми республики. Россия вообще появилась в 1991 году. До этого её 70 лет не было, а была РСФСР. И что?
"Неужели так трудно понять, мы не против , чтобы коми изучали свой язык"
А вот спасибо, низкий вам поклон за то, что хотя бы не запрещаете! К слову сказать, до вас уже были тут умные Луневы в республике, которые запрещали, благодаря которым коми язык и докатился до того уровня, на котором он сейчас находится.
"Люди должны сами решать." Да-да, конечно. Решайте, в 10 лет отдать своё чадо в школу, али в 20. Надо ему алгебру учить, или тяжеловато.
Больные люди, одним словом.
Кишка тонка?
Проще здесь показаться?
БН, вы эту тему подняли, так сами прекратите это безобразие
Правильно выше сказали, что на таких быдломанов внимание обращать. Всё, перестал обращать.
Вы поучите историю границ коми. Коренные народы - это не те, чье имя носит республика, а те что там исторически проживают. В России сотни народов и всего 21 республика. Может нам на всех поделить?
А основной народ коми - русские, 65%.
Наглости вам не занимать. Прежде чем "исторически" здесь проживать, определитесь, русский вы или коми. Если вы коми - то вы коренной народ и исторически здесь проживаете, а если русский - то просто проживаете. Уловили разницу?
"А основной народ коми - русские". Ну не знал, что русские составляют основу народа коми!
А кроме того, что кичитесь тем, что вас в республике больше, за душой у вас - ни черта.
Чтовы вы хотите этим добится?
У любого народа есть право на самоопределение, требуйте от властей создание этношкол, пожалуйста. А потом посмотрим настрояния большинства по поводу этой инициативы.
не поймете на нем.
Предвижу ваш ответ. Заранее спасибо.
за это обожали и целовали в одно место.
А бнк своими статьями раздувает национальную вражду.
Их то это должно волновать? Если русским было бы интересно, взяли бы словарь и перевели. А вот коми видимо очень важно, чтобы их мотивы коминацилизации были услышаны.
Поэтому и сидите здесь.
Поучитесь у коми уважению к другим народам. Они-то всегда стремились объясняться на понятном для присутствующих языке, хоть и не родном для себя.
Я уважаю людей не за их этническую идентичность, а за общечеловеческие качества.
в мире куда больше интересных областей знания, кроме как коми язык. Давайте предоставим выбор.
Потому что вы человек такой.
А тут позволяете себе считать, что вам необязательно закон исполнять.
Если сказать, что это разжигание национальной розни - это ничего не сказать. Не лучшая часть дискуссантов опустилась до площадной брани по принципу "дурак-сам дурак" и главным аргументом служил кулак, сжатый перед носом противника. Соответственно, о каком нормальном диалоге может идти речь? И чего БН добилась этим обсуждением, ведь здраво мыслящие участники разговора не будут унижать себя диалогом с неадекватами, которые кроме злобного брызганья слюной ни на что не способны. И модераторы БН не реагируют на оскорбления и никаких мер не принимают, чтобы остановить это безобразие
Примеры:«лек дук петан рузь» - форточка,в переводе звучит ужасающе нелепо – «дыра для выхода плохого запаха»,те. каждый с «форточкой»,примерно, живет в зловонном помещении…или "уна рОма яштшык" - догадались? - это телевизор(ящик с множеством цветов);а смешнее смешного они перевели «Министерство здравоохранения»-«Дзоньвидзян министерство» - не смейтесь:«дзонь» - диалектное-«девственница», «невинная»,"целый" - дальше сами «докумекаете»…"""""""""Низкая социализация населения, как фактор выживания, не рассматривается вообще. Хотя при советской власти коми человек был вовлечен во всевозможные процессы общественного строительства и государственной задачей было плановое формирование национальных кадров республики.""""""""" Язык медленно и неуклонно исчезает, но что к этому приводит – причиной называется частность и далее чуть ли не призыв к насильственному его воплощению. А что сам коми? У меня пример нескольких пар коми родителей, которые отказались от его изучения - грамматика сложна и поэтому у ребенка будет единственная «3»в аттестате. Вчера женщина-учитель мне призналась, что один из родителей сказал:
- А я сам до сих пор не могу четко сообразить за 17 падежей, за «и «без точки и «с точкой»"""""""""
"""""""кандидат исторических наук, доцент кафедры управления социально-политическими процессами Коми республиканской академии госслужбы и управления Ольга Кузиванова на XI Всероссийской научно-теоретической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере», которая проходила в Сыктывкаре 25-26 октября, в своем докладе привела статистические данные соцопроса на тему «Нужно ли изучать коми язык?», --- «Есть и такие коренные коми, которые были против изучения в школах коми языка — это целых 17 процентов опрошенных, - рассказала О.Кузиванова, - такая же ситуация наблюдается и у удмуртов""""""" """"""""Если рассматривать вторую сторону — сторону культуры, то в первую очередь необходимо рассматривать родной язык, как символ, как социокультурный аспект, причисляющий человека к определенному народу — носителю языка"""""""".
А вам , видно, очень хочется быть единовластным хозяином в Рк, судя по комментам. Чтобы коми духом тут и не пахло, и коми речи не слышалось.
Не несите ерунду. Пока ни одного нормального аргумента всеобщей обязаловки, я тут не услышал, кроме "благоухающего духа".
Кстати, высказывания по поводу нежелания провоцирует БНК.
Не было бы опросов - не было бы этого нежелания. Не высказывается же нигде нежелание учить тот или иной предмет из школьного курса.
Я уже писал, почему я против:
-билингвизм - плохо для детей до 12 лет. Про развитие интеллектуальных способностей - бред. Социолингвисты доказали, что дети в ситуации билингвизма - уступают в интеллектуальном развитии. (Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика.)
-ни один преподаватель с псих. и пед.образованием никогда не будет учить ин.языку маленьких детей. Если только им не движут коррыстные мотивы. Это дидактический принцип!
-подавляющая часть населения р-ки не являются коми, их родители не говорят на коми, этот язык они не используют, не использовали, использовать никогда не будут.
-само обучение будет походить на травлю не коми-детей, чьи родители никогда не владели языком, соотвественно, изначально нарушен принцип равных возможностей при обучении. (еще один дидактический принцип)
-урок просто так не добавят, значит что-то убавят (есть нормы по нагрузке на школьников, которые и так на пределах)
-я не отрицаю право коми народа на изучение собственного языка, но это должно идти по другому пути, создания этноклассов или этношкол, введение факультативов и прочее. А вы дожны знать, что во всех престижных гимназиях коми язык входил в программы. Ни это ли дискриминация? Если, чтобы стать гимназистом (а не просто школьником), нужно насильно обучаться коми языку?
-культура коми дожна транслироваться представители самого этноса, а не за счет насильственной комиэтнизации иных народов.
-все народы имеют право на самоопределение (конвенция о правах человека)
-Государства обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (конвенция о правах ребенка ООН).
Пожайлуста, отвечайте на конкретные аргументы. А не обвиняйте голословно в неуважении к коми народу. Уважение народа не может идти в ущерб самоуважению. Уважать человека только за то, что он коми, а ты нет - бред. Человека судят по делам. Моя бабушка - русская, за свою жизнь они сделала столько добра людям, что с ней невозможно ходить спокойно по улице, постоянно ее встречают люди, жмут руки и говорят спасибо. В то время, когда она еще работала, телефон не замолкал даже ночью, люди постоянно обращались к ней с проблемами. Ее портрет не снимали с доски почета около нынешнего министерства нац.политики.
Сравнение с Чечней вообще не корректно. Давайте тогда и джихад против не-коми устроим.