Джаз добрался до залов Национальной библиотеки Коми
В большом читальном зале Национальной библиотеки республики сегодня царил полумрак, читающих этим вечером там не наблюдалось, зато было более сотни тех, кого привлекает джаз. Музыкально-поэтическая фантазия под названием «Зимнее джазовое настроение» стала первым мероприятием нового проекта «С книгой по жизни», который подразумевает проведение акций необычного для библиотеки формата.
Фото Кирилла Затрутина
Джазовый концерт-лекция предложил собравшейся публике синтез живой музыки и рассказа об увлекательных историях джазового искусства. За столиком, создававшем атмосферу уютного кабаре, сидели конферансье: вокалисты Надежда Морозова и Евгений Гаврилов. Последний в особых представлениях не нуждается, Евгений регулярно устраивает музыкальные вечера и концерты, а кроме того ведет проект «КиноСреда». Солистка республиканского театра оперы и балета Надежда Морозова прежде выступала в различных городских джаз-концертах, а также была участницей известного коллектива Евгения Машкина «Jazz-Графика». Именно она подготовила сценарий для «Зимнего джазового настроения» и пригласила действующих лиц. Среди них оказались пианист Григорий Кушнеров, хорошо знакомый любителям джаза в Сыктывкаре, концертмейстер театра оперы и балета Евгения Лисова, которая на мероприятии выступила в качестве вокалистки, саксофонист Игорь Суровцев, являющийся руководителем эстрадного оркестра республиканского колледжа искусств. Гитарист и преподаватель Детской музыкальной школы Анатолий Васильченко пришел на концерт вместе с учениками - Любовь Хвастунова, Дмитрий Безногов, Илья Тарасов, недавно приехали с межрегионального конкурса, где заняли призовые места.
Авторы программы поставили своей задачей рассказать об основных вехах развития джаза, его стилях и направлениях, о ключевых фигурах. И это им удалось, на протяжении вечера звучали знакомые имена и проверенные временем джазовые стандарты, на экране, установленном посреди импровизированной сцены, то и дело появлялись портреты культовых джазменов, иногда они сменялись видео-иллюстрациями к рассказу.
Идея джазового концерта не нова, однако, устроенный в стенах библиотеки вечер джаза получил свою изюминку. Найти ее можно было не в читальном зале, а в фойе. Именно здесь развернулась экспозиция «Пойманные Джаз-истории», основу которой составили издания из фонда библиотеки и арт-объекты, объединенные джазовой тематикой. На одном из столов веером лежали диски с записями Чарли Паркера, Эллы Фицджеральд, Луи Армстронга, Дюка Эллингтона. Рядом была выставлена ширма, украшенная виниловыми дисками. Двигаясь дальше, можно было увидеть удивительный старинный проигрыватель пластинок, заряженный диском с «негритянскими песнями на английском языке». Здесь же были представлены музыкальные инструменты, пользующиеся наибольшим спросом у джазменов. Издания из фондов библиотеки тоже поражали своей пестротой: энциклопедии джаза и биографии музыкантов, аудиосборники и статьи из периодики. Отдельно были собраны учебники и пособия по джазовой гармонии и импровизации, партитуры известных произведений.
- К сожалению, эта выставка проводится всего один день, однако все издания, которые на ней представлены, можно без проблем запросить в отделе искусств библиотеки, - отметили сотрудники учреждения.
Комментарии (12)
Косноязычные ведущие (особенно Надежда Морозова) по бумажкам пытались сообщить собравшимся какую-то разрозненную, обрывочную, не связанную ни с чем сомнительную информацию о блюзе и джазе, перескакивали из одного времени в другое, после чего невпопад пели популярные американские песни, выдавая их за джаз. Но и исполнение популярных песен скорее походило на художественную самодеятельность, причём не лучшего образца. Например, после маловнятного сообщения о новоорлеанских оркестрах начала ХХ века вышла Евгения Лисова и спела босса-нову (это совсем другая эпоха и совсем другая музыка), причём спела её не как джаз-боссу, а просто как популярную песню. Видимо Евгения Лисова полагает, что достаточно при этом щёлкать пальцами, чтобы исполнение стало джазовым.
Ученики детской музшколы, а затем их педагог играли на гитарах пьесы, к джазу отношения не имеющие. Обманывать детей - вообще последнее дело, только негодяи способны на это.
Демонстрация на экране фотографий исторических джазменов тоже не выдерживает критики, поскольку текстовые сообщения под этими фотографиями не отличались достоверностью. Устроители мероприятия умудрились найти в бездонном Интернете (или не знаю где) самый низкопробный материал. Чудеса просто. Даже фотография первого российского джаз-ансамб** Валентина Парнаха начала 20-х годов обернулась конфузом: вместо неё было представлено фото совсем другого коллектива и из другого времени. Но никого это не смутило, поскольку ни ведущие, ни тем более зрители и знать не знают, как выглядит этот Валентин Парнах. Очевидно, что ведущие очень надеялись на дремучесть аудитории, впаривая наивным людям некачественную информацию (было много пожилых женщин и молодых девушек). То, что сами ведущие дремучие и невежественные в этом вопросе, уже не вызывает сомнения.
Кстати, прямо через дорогу от Национальной библиотеки находится парикмахерская "Джаз". Там в этот вечер джаза было уж точно не меньше, чем в читальном зале библиотеки.
Автор! Надежда Морозова никогда не была участницей коллектива Евгения Машкина. Она лишь несколько раз выступила с коллективом Кима Гриценко "Джаз-Графика" много лет назад. (Но лучше бы не выступала, честно говоря, биографию "Джаз-Графики" это не украсило).