«Евгений Онегин» разобьет в Коми «четвертую стену»
Именно премьерой этого произведения А.С. Пушкина открывался в 1958 году тогда еще Республиканский музыкальный театр Коми АССР. Почему в новой версии духовным стержнем спектакля стал не заглавный герой, а Татьяна Ларина, постановочная группа рассказала на пресс-конференции в Сыктывкаре.
«Евгений Онегин» Петра Чайковского — знаковая постановка в 2024 году. Во-первых, со дня премьеры оперы исполнилось 145 лет. Во-вторых, в этом году отмечается 225-летие Александра Пушкина. В-третьих, в самом театре к этому произведению относятся трепетно. Дело в том, что именно с «Онегина» в постановке Алексея Киреева началась творческая жизнь коллектива. За прошедшие годы у него появилось еще две версии, и опера стала визитной карточкой театра.
Новый «Онегин» будет уже четвертым осмыслением произведения в Коми опере. По словам директора — художественного руководителя театра Алексея Садовского, спектакль не похож ни на что, такого «Евгения Онегина» никогда и нигде не показывали. Это авторский спектакль народного артиста России Юрия Александрова, ранее он ставил его в Италии, Польше, Германии, Америке, Турции и много раз на родине. По словам режиссера, постановка — романтическая сложносочиненная история, он о «загадочной русской душе».
Действие перенесено из эпохи Александра Пушкина во времена Петра Чайковского и Антона Чехова. По словам постановщиков, это «абсолютно чеховский спектакль», в нем, как у знаменитого автора, «все персонажи положительные, море слез и все несчастны».
— В этом произведении нет отрицательных персонажей. Это время Чайковского, которое совпало с чеховским исследованием русской души, — высказался режиссер.
Духовным стержнем спектакля стал вовсе не заглавный герой, а Татьяна Ларина. Онегин не уйдет на второй план, его образ не будет блеклым. Но именно Татьяна будет постоянно на сцене. Юрий Александров напомнил, что композитор изначально планировал назвать произведение именно в ее честь:
— Ее становление из девочки и женщину, которая испытала все — и любовь, и разочарование — очень важно. Это как ствол дерева, все остальные окружающие ее персонажи рождаются, по моей версии, в ее создании. Она много читала, она об этом говорит. Эта вымышленная жизнь рождает в ней желание вырваться из этой деревенской среды. Она хочет прожить эту жизнь самостоятельно. Это очень важно, потому что вступают в силу интимные и тонкие подробности, что часто в нашем серьезном, большом оперном искусстве уходит на второй план. Здесь инструментарий режиссерский должен быть другой — нейрохирургия человеческая.
Юрий Александров подчеркнул, что артисты при работе над спектаклем прошли большую человеческую школу. Он добивался от них звучания нюансов, перехода на доверительные отношения с публикой и слома «четвертой стены», которая отделяет происходящее на сцене от зала.
Художником-постановщиком спектакля стал народный художник России Вячеслав Окунев. Пространство сцены открыто, в центре — ротонда. Материалы и кружевные переплетения создают атмосферу легкости и воздушности девичьих грез.
— Это история Татьяны. История о времени, которое каждый по-разному представляет. Мы хотели сделать воспоминания о старых усадьбах, о временах года. Во многом все придумывалось от музыки, — отметил художник.
У спектакля два состава. Роль Татьяны отдали Елене Лодыгиной и Дарье Гапоновой, Онегина — Андрею Ковалеву и Кириллу Комарову. Дирижировать оркестром будет Ариф Дадашев из Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, который неоднократно сотрудничал с Коми оперой.
Спектакль стал частью нового проекта «Театр, молодость, творчество — поколение будущего», который призван увлечь молодежь искусством. Благодаря этой инициативе первыми увидят «Евгения Онегина» студенты СГУ им. Питирима Сорокина — 31 октября. Со вступительным словом перед ними выступит тележурналист Анна Урманцева. По ее словам, привлечь аудиторию — амбиционная задача:
— Но у сыктывкарского театра больше шансов на привлечение молодежи, чем в больших городах, как мне кажется. В столицах очень много информационного, культурного шума. Здесь более благоприятная почва для такого разговора с молодежью, для того, чтобы показать настоящую музыку, проверенную временем.
Премьера «Евгения Онегина» состоится 1 и 2 ноября.
12+
БНК

















Комментарии (15)
12 стульев
Видно, режопера в трактовке Александрова впала в детство настолько, что он стал играть в игрушки,-подобно первоклашкам стал играть в стрелялки из лазерных указок! Про сельский лубочный цирк на балу у Лариных я вообще молчу... А чего стоило ползание Татьяны на четвереньках - в погоне за лазерным зайчиком во время дуэли!.. Это же просто психушка! А одержимое метание Татьяны на Греминском балу уже больше напомнило психо-эмоцитнальное состояние Виолетты в Травиате...
Да, "Онегин" Александрова похож на всë, что угодно, но не на Пушкина с Чайковским!
Александров ничего нового не поставил! Он лишь переносит это давно поставленное в его театре "ПОЗОРИЩЕ по мотивам Онегина" из театра в театр, да еще бесстыдно гребет за это горькое посмешище неслабые гонорары!
Беда! Бедовая волна окончаиельно накрыла наш любимый театр, как только его порог пересекло это директорско-продюсерское нечтонечто, а с ним и такие маститые режоперные "фантазëры".
И это в натуре ни на что не похоже! )))
И Ольга вся такая крутая пацанка типа убëгла с фильма "Гуссарская баллада". И хранцузский дедок в валенках повеселил. Это тож ни на что не похоже. Тока не въезжаю, как эти все приколы подчëркивают особенную тему Татьяны, которая в сцене дуэли чë-то еще и на карачках ползала.
Глубоко копнул режиссëр! Даже креативному студенческому мозгу не добуриться до ентой режоперной глубины!)))
Надо перенимать передовой опыт в переносе места действия по времени в будущее!!
Представьте, Онегин раскладывает на красном рояле обеих сестёр Лариных!
Дарю новаторам эту идею, и бесплатно!!!
– Публика просто не способна понять замысел этого спектакля!
Раневская тут же советует:
– Поменяйте публику.
Завадский ехидно:
– Посоветуйте как.
– Напишите на афише: «Спектакль только для тех, кто способен понять!» Будет аншлаг, все решат, что признаваться в неспособности неприлично.
При этом ни в каких гениальных художественных решениях замечен не был. О чём красноречиво свидетельствует в том числе данная статья БНК. Пиарят как могут, да только на такое г уже и слов-то не подберёшь, чтобы разрекламировать.
Ситуация сказочная: "А король-то голый!.."
Позор руководству, которое приглашает таких вот "мэтров". Позор директору, который демонстрирует полную управленческую даже не некомпетентность, а недееспособность.
А когда на море качка и бушует ураган
Приходи ко мне морячка
Я любовь тебе отдам
Тадам
Шейте свой, аутентичный
Шейте свой, аутентичный