content/news/images/177677/Z06_1622.jpg
18:58, 31.10.2024 / КУЛЬТУРА

«Евгений Онегин» разобьет в Коми «четвертую стену»

Именно премьерой этого произведения А.С. Пушкина открывался в 1958 году тогда еще Республиканский музыкальный театр Коми АССР. Почему в новой версии духовным стержнем спектакля стал не заглавный герой, а Татьяна Ларина, постановочная группа рассказала на пресс-конференции в Сыктывкаре.

«Евгений Онегин» разобьет в Коми «четвертую стену»
Фото Константина Стратиенко

«Евгений Онегин» Петра Чайковского — знаковая постановка в 2024 году. Во-первых, со дня премьеры оперы исполнилось 145 лет. Во-вторых, в этом году отмечается 225-летие Александра Пушкина. В-третьих, в самом театре к этому произведению относятся трепетно. Дело в том, что именно с «Онегина» в постановке Алексея Киреева началась творческая жизнь коллектива. За прошедшие годы у него появилось еще две версии, и опера стала визитной карточкой театра.

Z06_1641.jpg

Z06_1538.jpg

Новый «Онегин» будет уже четвертым осмыслением произведения в Коми опере. По словам директора — художественного руководителя театра Алексея Садовского, спектакль не похож ни на что, такого «Евгения Онегина» никогда и нигде не показывали. Это авторский спектакль народного артиста России Юрия Александрова, ранее он ставил его в Италии, Польше, Германии, Америке, Турции и много раз на родине. По словам режиссера, постановка — романтическая сложносочиненная история, он о «загадочной русской душе».

Действие перенесено из эпохи Александра Пушкина во времена Петра Чайковского и Антона Чехова. По словам постановщиков, это «абсолютно чеховский спектакль», в нем, как у знаменитого автора, «все персонажи положительные, море слез и все несчастны».

Z06_1688.jpg

— В этом произведении нет отрицательных персонажей. Это время Чайковского, которое совпало с чеховским исследованием русской души, — высказался режиссер.

Духовным стержнем спектакля стал вовсе не заглавный герой, а Татьяна Ларина. Онегин не уйдет на второй план, его образ не будет блеклым. Но именно Татьяна будет постоянно на сцене. Юрий Александров напомнил, что композитор изначально планировал назвать произведение именно в ее честь:

— Ее становление из девочки и женщину, которая испытала все — и любовь, и разочарование — очень важно. Это как ствол дерева, все остальные окружающие ее персонажи рождаются, по моей версии, в ее создании. Она много читала, она об этом говорит. Эта вымышленная жизнь рождает в ней желание вырваться из этой деревенской среды. Она хочет прожить эту жизнь самостоятельно. Это очень важно, потому что вступают в силу интимные и тонкие подробности, что часто в нашем серьезном, большом оперном искусстве уходит на второй план. Здесь инструментарий режиссерский должен быть другой — нейрохирургия человеческая.

Z06_1520.jpg

Юрий Александров подчеркнул, что артисты при работе над спектаклем прошли большую человеческую школу. Он добивался от них звучания нюансов, перехода на доверительные отношения с публикой и слома «четвертой стены», которая отделяет происходящее на сцене от зала.

Z06_1585.jpg

Z06_1612.jpg

Z06_1702.jpg

Z06_1605.jpg

Художником-постановщиком спектакля стал народный художник России Вячеслав Окунев. Пространство сцены открыто, в центре — ротонда. Материалы и кружевные переплетения создают атмосферу легкости и воздушности девичьих грез.

— Это история Татьяны. История о времени, которое каждый по-разному представляет. Мы хотели сделать воспоминания о старых усадьбах, о временах года. Во многом все придумывалось от музыки, — отметил художник.

Z06_1512.jpg

У спектакля два состава. Роль Татьяны отдали Елене Лодыгиной и Дарье Гапоновой, Онегина — Андрею Ковалеву и Кириллу Комарову. Дирижировать оркестром будет Ариф Дадашев из Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, который неоднократно сотрудничал с Коми оперой.

Z06_1633.jpg

Z06_1600.jpg

Спектакль стал частью нового проекта «Театр, молодость, творчество — поколение будущего», который призван увлечь молодежь искусством. Благодаря этой инициативе первыми увидят «Евгения Онегина» студенты СГУ им. Питирима Сорокина — 31 октября. Со вступительным словом перед ними выступит тележурналист Анна Урманцева. По ее словам, привлечь аудиторию — амбиционная задача:

— Но у сыктывкарского театра больше шансов на привлечение молодежи, чем в больших городах, как мне кажется. В столицах очень много информационного, культурного шума. Здесь более благоприятная почва для такого разговора с молодежью, для того, чтобы показать настоящую музыку, проверенную временем.

Z06_1653.jpg

Z06_1659.jpg

Премьера «Евгения Онегина» состоится 1 и 2 ноября.

12+

БНК

1548

Материалы по теме:

Комментарии (15)

Добавить комментарий


  • вась
    31 окт. 2024 г., 19:32:06
    Ответить
    Действие перенесено из эпохи Александра Пушкина
    "К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было".

    12 стульев
  • наташа
    31 окт. 2024 г., 20:31:48
    Ответить
    главное событие в нашеи жизни впереди.шариков в цирке
    2
  • 2024
    31 окт. 2024 г., 21:51:31
    Ответить
    По словам директора: " спектакль не похож ни на что..." Это и настораживает.
    • Онегин?-Нет, Вы ошиблись...БРЕД.
      30 марта 2025 г., 2:30:47
      Ответить
      Действительно, спектакль под странным названием "Евгений Онегин" не похож ни на что. Название было бы не странным, если бы оно полностью совпадало с произведением Пушкина. А так - это действо не стоит вообще показывать школьникам, т. к. у них в голове произойдет взрыв мозга из-за разницы между Пушкиным и трактовкой Александрова. Да, в первую очередь, спектакль не похож ни на Пушкина по содержанию, ни на Чайковского по атмосфере. Музыка, текстовое содержание и сценография никак не сочетались меж собой. Это была дешëвая эпатажная экспериментальная пародия на студенческом капустнике.
      Видно, режопера в трактовке Александрова впала в детство настолько, что он стал играть в игрушки,-подобно первоклашкам стал играть в стрелялки из лазерных указок! Про сельский лубочный цирк на балу у Лариных я вообще молчу... А чего стоило ползание Татьяны на четвереньках - в погоне за лазерным зайчиком во время дуэли!.. Это же просто психушка! А одержимое метание Татьяны на Греминском балу уже больше напомнило психо-эмоцитнальное состояние Виолетты в Травиате...
      Да, "Онегин" Александрова похож на всë, что угодно, но не на Пушкина с Чайковским!
      Александров ничего нового не поставил! Он лишь переносит это давно поставленное в его театре "ПОЗОРИЩЕ по мотивам Онегина" из театра в театр, да еще бесстыдно гребет за это горькое посмешище неслабые гонорары!
      Беда! Бедовая волна окончаиельно накрыла наш любимый театр, как только его порог пересекло это директорско-продюсерское нечтонечто, а с ним и такие маститые режоперные "фантазëры".
  • СГУ
    01 нояб. 2024 г., 3:35:54
    Ответить
    СГУбили Вову
    Не спится, ой, не спится! СГУбили Вову Ленского из пестика с лазерным прицелом...
    И это в натуре ни на что не похоже! )))
    И Ольга вся такая крутая пацанка типа убëгла с фильма "Гуссарская баллада". И хранцузский дедок в валенках повеселил. Это тож ни на что не похоже. Тока не въезжаю, как эти все приколы подчëркивают особенную тему Татьяны, которая в сцене дуэли чë-то еще и на карачках ползала.
    Глубоко копнул режиссëр! Даже креативному студенческому мозгу не добуриться до ентой режоперной глубины!)))
  • давай
    01 нояб. 2024 г., 12:46:06
    Ответить
    давай
    новаторы,лепите нам горбатого во главе с Наполеоном
  • Александр Щиголев
    01 нояб. 2024 г., 13:13:41
    Ответить
    К очередной версии классики театр Оперы может одолжить у театра Савина красный рояль, на котором Гамлет раскладывал Офелию "по Гусарски".
    .
    Надо перенимать передовой опыт в переносе места действия по времени в будущее!!

    Представьте, Онегин раскладывает на красном рояле обеих сестёр Лариных!

    Дарю новаторам эту идею, и бесплатно!!!
    • Онегин раскладывает на красном рояле обеих сестёр Лариных!
      01 нояб. 2024 г., 15:57:16
      Ответить
      гы))
      а оне не раскладываюцца))по причине ревматизьма,подагры и отсутцтвея культурных скрепок))
  • режиссёр
    01 нояб. 2024 г., 13:16:01
    Ответить
    часто
    ставил зарубежом и подзабыл что история это не он а она
    • Вспомнилась такая байка
      01 нояб. 2024 г., 19:35:33
      Ответить
      из жизни Раневской и её отношений с главным режиссёром
      Завадский в отчаянье:

      – Публика просто не способна понять замысел этого спектакля!

      Раневская тут же советует:

      – Поменяйте публику.

      Завадский ехидно:

      – Посоветуйте как.

      – Напишите на афише: «Спектакль только для тех, кто способен понять!» Будет аншлаг, все решат, что признаваться в неспособности неприлично.
  • мы
    01 нояб. 2024 г., 13:37:13
    Ответить
    бы
    сами на рояле,да немного опаздали:все рояли расхватали,и хотя мы хотим как новаторы мы заменим рояль эксковатором.Ни на что не похожее зрелищё будет наше любимое детищё
    1
  • Городок маленький
    01 нояб. 2024 г., 19:54:14
    Ответить
    все в курсе, что
    данный режиссёр преуспел только в хамском и издевательском отношении к артистам и коллективу.
    При этом ни в каких гениальных художественных решениях замечен не был. О чём красноречиво свидетельствует в том числе данная статья БНК. Пиарят как могут, да только на такое г уже и слов-то не подберёшь, чтобы разрекламировать.
    Ситуация сказочная: "А король-то голый!.."
    Позор руководству, которое приглашает таких вот "мэтров". Позор директору, который демонстрирует полную управленческую даже не некомпетентность, а недееспособность.
  • Марина
    04 нояб. 2024 г., 20:00:50
    Ответить
    Костюмчик Татьяны - блеск. Клип идеально снимать на песню :
    А когда на море качка и бушует ураган
    Приходи ко мне морячка
    Я любовь тебе отдам

    Тадам
  • Гофман
    04 нояб. 2024 г., 20:04:46
    Ответить
    А почему в Онегине Щелкунчик в красном наряде? Да ещё и баба.
    Шейте свой, аутентичный
  • Гофман
    04 нояб. 2024 г., 20:05:04
    Ответить
    А почему в Онегине Щелкунчик в красном наряде? Да ещё и баба.
    Шейте свой, аутентичный