В Коми 20 поселений лишатся полномочий на заключение браков и регистрацию рождений
Некоторые из населенных пунктов не занимаются этим уже длительное время и к полномочиям относятся как к обузе.
Государственный совет Коми 24 октября внес изменения в республиканский закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния», прекратив полномочия по регистрации рождений, заключению брака, установлению отцовства и смерти в 20 городских и сельских поселениях.
На заседании комитетов республиканского парламента 23 октября министр юстиции Коми Алексей Осташов подробно рассказал, с чем это связано и как теперь жители будут получать услуги в сфере загса.
Во-первых, Княжпогостский район стал муниципальным округом, в результате чего были ликвидированы администрации в поселениях — вся власть сосредоточилась на вышестоящем уровне. По словам министра, поселения утратили статус муниципальных образований, а в соответствии с законодательством, полномочия можно передавать только на соответствующий уровень власти. Если муниципальных образований нет, то полномочия прекращаются. Это касается поселений Синдор, Иоссер, Мещура, Серегово, Чиньяворык и Шошка.
Во-вторых, прекращены полномочия еще в 14 сельских поселениях, которые длительное время их не исполняли — у некоторых в течение шести лет не было ни одной актовой записи. Речь идет о Подзе в Койгородском районе, Гурьевке, Лойме, Ношуле и Спаспорубе в Прилузском районе, Зеленце, Пажге, Палевицах, Шошке в Сыктывдинском районе, Большой Пыссе в Удорском районе, Мадмасе в Усть-Вымском районе, Ермице, Среднем Бугаево, Хабарихе в Усть-Цилемском районе.
Алексей Осташов напомнил, что с 1 октября 2018 года вся регистрация актовых записей происходит в едином программном продукте, и с момента перехода бумажных носителей на цифровые многие поселения просто перестали эти полномочия исполнять.
С 2022 года реализован принцип экстерриториальности, то есть фактически любой человек может получить услуги в сфере загса в любом городском и сельском поселении на всей территории России. Раньше люди были жестко привязаны к регистрации по месту жительства.
По словам министра, главы поселений сами захотели отказаться от полномочий, так как они стали для них обузой. Это связано в том числе с изменениями в методике распределения финансовых средств. Если раньше деньги поселениям выделились исходя из количества зарегистрированного населения, то сейчас — исходя из количества актовых записей, то есть деньги выделяются за результат. В 14 поселениях в 2023-2025 годах выделения денег не предусмотрено, потому что за последние шесть лет там ноль актовых записей.
Вместе с тем наличие полномочий влечет обязательства, даже если актовых записей нет. Это и составление отчетности в госорганы, и отчеты в военкомат, которые отправляются заказным письмом раз в три месяца, и трата денег на бумагу, канцелярские принадлежности. Кроме того, ежегодно специалисту надо приезжать в Сыктывкар, потому что работать в едином реестре можно только с использованием карты доступа, а она персонифицирована, выдается каждому уполномоченному должностному лицу, ее надо подтверждать в налоговой службе. Есть и другие моменты — сохранение бланочной продукции, требования по технической защите информации.
Отвечая на вопросы депутатов, Алексей Осташов заявил, что уже есть понимание, как будут оказываться услуги в этих поселениях.
Например, в Княжпогостском районе полномочия по заключению брака в учреждениях ФСИН возьмет на себя Минюст, как это делает в других муниципалитетах.
По рождениям есть суперсервис «Рождение», сейчас уже 65% рождений регистрируется в электронном виде через портал госуслуг (а если не учитывать случаи установления отцовства, когда нужно физическое присутствие человека, то доля электронных регистраций превышает 95%).
Единственный вопрос, по которому могут возникнуть сложности — это регистрация смерти.
— Выбрали такой механизм. По гражданам, которые не имеют возможности или желания выезжать в районный центр для регистрации смерти, за них это будут делать специалисты муниципального образования. По закону, любое лицо может заявить в загс о смерти и получить документы. Чтобы зарегистрировать смерть, сначала надо получить медицинское свидетельство о смерти в медицинском учреждении, а оно выдается в Княжпогостской центральной районной больнице. То есть специалисты будут приезжать в больницу, получать свидетельство, регистрировать в загсе и привозить гражданину документы домой, — объяснил Алексей Осташов.
Кирилл Наумов
Комментарии (2)