Музейщики Коми учатся подстраиваться под изменяющийся мир
Второй день в стенах Литературного музея Ивана Куратова проходит образовательный семинар-практикум «От идеи к проекту». Его участники – представители музеев Республики Коми – осваивают азы проектирования в социокультурной сфере. Полученные знания могут им пригодиться для подготовки заявок на грантовые конкурсы. Экспертами на семинаре выступают специалисты благотворительного фонда Владимира Потанина.
Фото Андрея Ретанова
20 миллионов рублей – примерно столько составляет бюджет ежегодного конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Конкурс был запущен благотворительным фондом Потанина в 2003 году, с тех пор на участие в программе было прислано более 3 тысяч заявок из 78 регионов страны, 137 из них получили грантовую поддержку. Проекты из Коми становились победителями дважды. В 2006 году грант получил проект по созданию экспериментальной площадки для совместной творческой деятельности детей с ограниченными возможностями и обычных детей «Плетение словес», в 2007 году - туристический проект «По пути Стефана Пермского». Оба разработал Национальный музей Коми.
Спустя пять лет кураторы конкурса по Северо-Западному федеральному округу решили провести в Сыктывкаре образовательный семинар-практикум, чтобы возобновить среди музейщиков региона интерес к конкурсу и дать «инструменты» для создания адекватных и жизнеспособных проектов.
- Сыктывкар был выбран местом проведения такого семинара не случайно, - отметил в беседе с нашим корреспондентом Денис Кузнецов, региональный координатор конкурса по СЗФО. - В Коми на сегодняшний день есть определенная региональная стратегия, одной из ставок которой является туризм. Кроме того, республика занимает довольно сильную позицию в контексте финно-угорского мира. Здесь любопытны география, социально-культурный расклад. Коми привлекает своим путем нового освоения Севера, складывается такое ощущение, что сейчас здесь происходит некий новый рывок в этом направлении. Следовательно, если регион имеет тенденцию к динамичному развитию, значит, и музеи должны активно встраиваться в эти процессы.
Перед семинаром муниципальным музеям республики были разосланы предложения принять участие и представить предварительные варианты проектов. Откликнулись не все, но география региона представлена достаточно широко: Ижма, Усть-Цильма, Воркута, Койгородок, Ухта, Троицко-Печорск. На семинаре музейщики получили возможность показать свои идеи экспертам, услышать оценку специалистов, а также получить практические рекомендации, каким образом можно доработать проект.
- В Коми есть достаточно сильный Национальный музей, в котором очень многое делается на высоком, качественном уровне, - прокомментировал увиденное Денис Кузнецов. - На семинаре музей представил несколько своих идей, все они примерно сводятся к тому, что нужно создать некую новую экспозицию, посвященную той или иной теме, и разработать интерактивную образовательную программу, которая была бы интересна разной аудитории. Что касается районных музеев, большинство их идей связано с традициями коренного населения. В качестве результата семинара мы ждем появления каких-то новых идей в области партнерства и сотрудничества музеев, и не только в классических связках «музей - музей», «музей - школа». Если сейчас музеи смогут отработать свои идеи в широком контексте потребностей и проблем республики, могут появиться новые формы партнерства и взаимодействия с теми же туристическими фирмами или профессиональными сообществами. Возможно, как-то по-новому будет отыграна финно-угорская карта, возможно, будут креативно привлечены силы того же современного искусства.
Одна из номинаций конкурса 2013 года – «Музей и технологии туризма». Поэтому вполне логичным стало выступление в качестве одного из экспертов, генерального директора Корпорации развития туризма республики Юлии Рыбаковой. Более того, отчасти семинар стал возможен именно благодаря тому, что с 1 января 2013 года корпорация начала свою работу.
- Республика обладает колоссальным этнографическим потенциалом, который к настоящему моменту практически не переведен в продуктовое предложение для туризма. Данный процесс не быстрый, в той же Финляндии на это ушло около 15 лет. И без музеев этого не сделать, потому что они в этом случае выступают как активные субъекты, которые дают нам этнокультурное ядро для туристических продуктов. Хочется надеяться, что благодаря семинару наши музеи смогут представить идеи на конкурс, при оптимальном раскладе - что-то выиграть и реализовать. И это будет один из первых шагов модернизации республиканского предложения для туристов, - отметила Юлия Рыбакова.
Главный эксперт семинара и ведущий координатор конкурса Инна Прилежаева охарактеризовала музейщиков из Коми следующим образом: «Проектную логику аудитория понимает, просто не хватает навыков», а также отметила, что подобные семинары должны стать регулярной практикой, потому что одноразовая акция ситуацию в корне не изменит.
- Времена изменились, и постепенно уходит иждивенческая позиция культуры, - прокомментировала Инна Прилежаева. - Сегодня культура является сектором экономики. И по всему миру закрываются учреждения культуры, которые не могут доказать обществу свою нужность и эффективность. Доля государственного финансирования становится все меньше. При этом разные силы – и не только государственные – пытаются дать инструменты в руки культуры, чтобы она могла что-то зарабатывать. В России эта тенденция далека еще от максимума и в будущем будет только набирать обороты. Учреждениям нужно настраиваться на то, что они должны предлагать внятные продукты и услуги, за которые готов платить потребитель. Они должны быть интересны, привлекательны и конкурентоспособны. Проектная деятельность – удобное подспорье в этом контексте меняющегося мира. Мы учим наших слушателей находить актуальные ситуации и проблемы, предлагать их решения.
Комментарии (1)