Мария Львова-Белова призвала сделать прорыв в профилактике социального сиротства в Коми
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова по поручению президента России проводит инспекцию органов системы профилактики в регионах страны. В Коми она посетила социальные учреждения помощи детям, в том числе с инвалидностью. В беседе с журналистами омбудсмен положительно оценила работу республики по профилактике социального сиротства, но подчеркнула, что этап стабильности должен заменить прорыв.
В Коми социальными сиротами признаны 2,5 тысячи детей (на 1 октября 2024 года). Из них 1974 ребенка переведены в семьи, остальные находятся в 10 действующих в регионе детских домах. Опекунов поддерживают финансово: от 12,5 до 17 тысяч рублей (в зависимости от районного коэффициента) выплачивают на ребенка.
В Сыктывкаре Мария Львова-Белова познакомилась с двумя учреждениями: социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и центром медико-социальной помощи детям. По ее словам, главная задача органов — чтобы дети были в семье, желательно в кровной. Сейчас принцип, по которому детей забирают органы опеки «в любой непонятной ситуации», практически не работает. На встрече с властями Коми планируется обсудить новые комплексные подходы по профилактике социального сиротства, которые касаются государственных программ и переформатирования бюджетов. По словам Марии Львовой-Беловой, государственные здания социальных учреждений формируются из присмотра, ухода, обеспечения всем необходимым ребенка. Работа с семьями в них не прописана. Необходимо подстроить и нормативные акты, и документы, и задания.
— У детей прежде всего должна быть семья, и мы все вместе на это работаем, — подчеркнула уполномоченный.
Мария Львова-Белова положительно оценила организованную в Коми работу по профилактике социального сиротства:
— Понимаем, что динамика очень позитивная. Мы, собственно, увидели, что с приходом Владимира Викторовича [Уйба, главы Коми] существенно ситуация изменилась и улучшилась. Но мы понимаем, что сейчас регион находится на определенном плато, когда нужны прорывы. Когда мы основную работу, то, что было можно сделать старыми методами, мы как бы сделали. Вот сейчас нужен новый какой-то прорывной этап, который позволит нам еще сократить [количество] деток в учреждениях. Но не за счет бюрократии, сокращения, просто цифры мы будем менять, а за счет именно усиления работы с семьей. За счет этого — устойчивые семьи, которые появятся в регионе, которые раньше, например, находились в социально-опасном положении, а теперь будут спокойно воспитывать своих детей, не боясь за то, что они с этим могут в дальнейшем не справиться.
Прорыв, по мнению уполномоченного, должен начаться с изменения показателя в госпрограмме, дорожной карте профилактики социального сиротства:
— Это измеримые показатели, четкая формулировка, которые касаются профилактики и работы с кровной семьей, возвращения детей в кровные семьи. Это перераспределение коечного фонда в стационарных учреждениях. Потому что сейчас в основном все учреждения, которые занимаются присмотром и уходом за детьми, нацелены на коечный фонд. Им нужно заполнить 100-процентный коечный фонд, получить бюджет на следующий год. Эта машина работает вот таким образом. Важно, чтобы мы сейчас перепрофилировали эти учреждения на другие формы работы. Допустим, оставили стационар небольшой, туда добавили выездные службы по работе с семьей, раннюю помощь, центр дневного пребывания для детей с инвалидностью — то, что необходимо в районе, где это учреждение находится, для поддержки семей разных категорий. Тогда мы тоже существенный вклад сделаем.
Еще один способ добиться прорыва — работа с кадрами, которые сопровождают семьи. Отдельно выделила Мария Львова-Белова работу с родителями, у которых есть зависимость — это «слабая сторона в республике»:
— Здесь, конечно, важно, усилить эту работу, потому что в Коми в настоящий момент есть, я знаю, наркологический центр государственный, есть одна организация некоммерческая, есть сертификаты, когда можно поехать за пределы республики, в Казань и там пройти реабилитацию. Но этого на самом деле недостаточно, если мы хотим каких-то таких существенных результатов.
Омбудсмен заметила, что ранняя помощь детям с инвалидностью востребована в республике. Это тоже одна из мер, благодаря которым дети не живут в стационаре учреждения, а остаются в семье:
— В регионе активно развиваются разные форматы. Я знаю, что у вас есть замечательные некоммерческие организации, мы их тоже смотрели в ходе инспекции, которые работают с семьями, где воспитываются дети с разными формами инвалидности — с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра и других разных инвалидизирующих патологий. Все это вместе дает свои результаты, но, конечно, помощи никогда не бывает много. Хочется, чтобы этого становилось все больше, чтобы это было в шаговой доступности. Чтобы ты, родив ребенка с инвалидностью, понимал, что у тебя уже выстроен маршрут до совершеннолетия твоего ребенка: садик, школа, какие-то развивающие занятия, сопровождаемое проживание и так далее.
БНК
Комментарии (24)
"Детям нужна семья..." О своих-то так подумала?