Волонтер из Сыктывкара о помощи бездомным: «Мы не используем слово «бомж»
Татьяна Маслова из поселка Краснозатонский столицы Коми воспитывает четырех детей, один из которых с инвалидностью, ведет свой бизнес и занимается волонтерством. По воскресеньям вместе со своей большой семьей она готовит горячую еду для бесплатной раздачи нуждающимся, а в свободное время помогает бездомным с реабилитацией. Для проекта «Мы рядом» Татьяна рассказала, почему хочет менять мир, даже если это никто не оценит.
У старшей дочери Татьяны — инвалидность. Этот факт серьезно повлиял на ее взгляд на мир: она больше не может оставаться в стороне, если видит чужое горе. Первым шагом на пути помощи нуждающимся было создание общества инвалидов в Краснозатонском «Мы здесь». В частности, там помогают детям с особенностями развития и их семьям: от подарков до создания доступной среды.
Следующим шагом многодетной мамы стало участие в сыктывкарских проектах помощи бездомным «Сытый гражданин» и «Дома жить», в которых она волонтерит уже около трех лет. Каждое воскресенье добровольцы кормят горячими обедами тех, кто не может позволить их себе сам. Только в городе на площадку перед кадровым центром в выходной приходят около 35-40 человек, а в Эжве еще больше.
В проекте «Сытый гражданин» выстроена система: одни волонтеры готовят, другие доставляют, третьи раздают. Татьяна — повар. Ее задача не только приготовить еду, но и рассчитать объемы так, чтобы все остались сыты.
В меню — горячая пища, суп, напиток. Это важно, особенно если погода холодная, для некоторых такой обед — единственная возможность согреться. Все должно быть насыщенным и вкусным: могут быть рыбные и мясные супы, гарниры на второе и теплые чаи или компоты.
Все продукты приобретаются на добровольные пожертвования или их привозят сами неравнодушные сыктывкарцы — мясо, рыбу, овощи, консервы, сухофрукты, сахар и масло. Но бывают ситуации, когда еда нужна, а на складе «Сытого гражданина» ее нет. В таких случаях приходится обращаться за помощью. Татьяна, в частности, организовывала сборы среди жителей Краснозатонского:
— Я сделала пост, и неравнодушные люди привезли и картошку мешками, и маринованную капусту, и тушенку, и консервы. Все, что помогает нам приготовить еду.
Спустя три года добровольчества Татьяна начала активнее заниматься реабилитацией бездомных в специальном центре «Дома жить». Именно она встречает людей, которые пришли за помощь. Принимает, устраивает на проживание, составляет индивидуальную «дорожную карту» — какие проблемы надо решить, какие документы восстановить, как помочь здоровью.
— У меня иногда сердце разрывается, когда людям нужна помощь, а им помочь некому. Один из девизов наших проектов — «Мы помогаем тем, от кого отказались другие», — подчеркивает Татьяна.
За годы работы накопилось много счастливых историй: люди приходят с улицы, завершают реабилитацию, находят работу и жилье.
— Пришел мужчина, как и большинство людей с улицы, без документов. Со своей трагической историей: с потерянными родственниками, с отсутствием жизненных основ. Но твердо знал, что хочет из этого выбраться. Это один из основных моментов — надо знать, что человек хочет уйти с улицы. Ему помогли переобучиться, получить профессию. Сейчас он трудится в коммунальной сфере, помогает с уборкой улиц Сыктывкара. Он получил жилье. Рассказывал на днях, как живет. Он полностью социализирован, у него восстановлены документы, он зарабатывает деньги и живет как обычный человек, — рассказывает волонтер.
Но не всегда работа добровольцев помогает бездомным преодолеть свои проблемы, и они возвращаются на улицу:
— Буквально недавно был случай: мужчина приехал к нам в сопровождении. Мы сразу подметили, что он не сам приехал, а его привезли. Мы начали с ним работу, но в один момент он просто взял и отказался от помощи, ушел от нас. Сейчас мы замечаем его на улицах — абсолютно вернувшегося в тот же стиль жизни, который был. Это разбивает сердце. К нашим клиентам очень привязываешься. С ними начинаешь дружить, обмениваешься мыслями, эмоциями. Реабилитация — это не только восстановление документов и помощь в юридических вопросах. Это прежде всего общение. Люди, которые жили много лет на улице, асоциализированы. Придя в поликлинику, простояв в очереди два часа, они могут просто не зайти на прием, потому что побоятся это сделать. Мы стараемся быть на одной волне: рассказываем, что в жизни происходит, они нам свои чаяния. Так строятся отношения, которые приводят к результату.
Татьяна, как и ее коллеги, старается не отчаиваться. Она отмечает, что работа с бездомными меняет людей:
— Из твоего лексикона уходят некоторые понятия. Мы не используем вообще слово «бомж». Мы говорим о том, что это люди, которым нужна помощь. Наша задача — дать им дом. Поэтому центр и называется «Дома жить». Мы уважительно к ним относимся. Любя, называем «наши клиенты». Все выстроено так, чтобы люди чувствовали свою нужность, важность, что мы им поможем в любом случае.
Некоторые из бездомных остаются в «Дома жить» — не как клиенты, а как сотрудники. Они встают на ноги и по принципу «равный равному» помогают друзьям по несчастью обрести новый путь в общество.
Волонтерство отнимает много времени, признается Татьяна. А есть еще свое дело — кулинарная студия — и, конечно, четверо детей. Все это большой труд, но семья прикрывает ее:
— Если мы готовим для людей, которые нуждаются, дети помогают — картошку порезать, суп сварить. Мы все вместе: один за всех и все за одного.
Дети вовлечены в работу «Сытого гражданина» и центра «Дома жить» не только через кухню. Старшая 17-летняя дочь Татьяны помогает на раздачах еды, стрижет клиентов как начинающих парикмахер. С малолетства, говорит Татьяна, она стирает границу — «чтобы дети знали, все люди одинаковы».
Волонтеры находятся не только в семье, соратники приходят из разных мест сами или по «сарафанному радио». Всех ведет зов сердца и желание помочь. Татьяна, кроме работы с бездомными, занимается благодарностью для добровольцев — договаривается с организациями, театрами, спортивными учреждениями, чтобы они предоставляли бонусы для помощников «Сытого гражданина» и «Дома жить».
Всесторонняя нагрузка эмоционально выматывает, и не все к этому готовы. Но каждому свое. Татьяне, по ее словам, приносит безмерную радость, когда она видит результат — человек вернулся в общество.
— Я помогаю людям стать добрее своим примером, примером своих близких. Если кто-то не оценит, ничего страшного. Все равно много радушных людей, которые хотят сделать этот мир лучше. Вместе мы сможем больше.
Как помочь проектам «Сытый гражданин» и «Дома жить» — здесь.
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми
БНК
Комментарии (19)
Там, кстати, инвалидность упомянули - табу же, "ограниченные возможности", "особенности" и так далее, лишь бы не называть, как есть - инвалид.
Конкурс: а давайте для пенсионеров придумаем толерантное название, а то вдруг обидно звучит? "Человек посттрудовой, отработка, переросль" - предлагайте.
Кормить нуждающихся - дело хорошее, а вот продвижение повесточки подмены понятий и переформатирования сознания - не очень.