Волшебство авангарда
«Это была неделя счастья», - сказал один известный в Коми арт-персонаж о фестивале академической музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда». Фестиваль, организованный в таком масштабе впервые, был посвящен 85-летию коми композитора Якова Перепелицы и заставил многих взглянуть на музыку по-новому, сообщил еженедельник «Молодежь Севера».
Фото Андрея Ретанова
За две недели до Нового года в Сыктывкаре случилось настоящее чудо: на протяжении пяти дней на разных сценических площадках звучала необыкновенная музыка. Первый концерт – «Сохранись вовек» - в шутку назвали «спасающим от конца света». В его программе звучали сочинения для оркестра и хора местных композиторов Михаила Герцмана, Татьяны Харитоновой, Валентины Брызгаловой, Сергея Носкова, Ирины Блинниковой, Станислава Васильева, Натальи Осиповой. Одни произведения публика не слышала десятки лет, а другие и вовсе были исполнены на большой сцене впервые. Силами студентов и преподавателей колледжа искусств, самих композиторов были даны тематические концерты, посвященные современной музыке для детей и юношества, авторский концерт композитора Ирины Блинниковой, концерт «Баян XXI века».
Председатель Союза композиторов России Владислав Казенин горячо поддержал идею проведения первого фестиваля такого рода в Коми, но сам приехать не смог. Впрочем, на отсутствие именитых гостей жаловаться не приходилось. Два вечера подряд любителей искусства радовали отличные музыканты – специальным гостем фестиваля стал ансамбль «Галерея актуальной музыки» («ГАМ-ансамбль») из Москвы под руководством композитора и дирижера Олега Пайбердина. Во время второго концерта, в очередной раз поразив публику мастерством игры и экспериментами со звукоизвлечением, «ГАМ-ансамбль», к удивлению публики, сыграл с местными музыкантами.
- Дело в том, что пьеса «In C» Терри Райли - манифест современной музыки, такой же, как например «Черный квадрат» Малевича или «4,33» Джона Кейджа. Это сочинение состоит из 53 тактов, записано на одной странице, не имеет строгого указания в отношении состава исполнителей, темпа, длительности или динамики. Оно может длиться до полутора часов и быть исполнено кем угодно, но производит очень глубокое впечатление. Исполнить эту вещь - моя давняя задумка, осуществить которую мешали разные обстоятельства, основная из которых - предвзятость самих музыкантов к современной музыке. Я очень благодарен Олегу и «ГАМ-ансамблю», а также местным музыкантам - моему ученику Николаю Истомину, а также Денису Кочеткову и Роме Мартынову - за предоставленную возможность поучаствовать, пусть и в сокращенном (мы играли всего 10 минут) виде, в исполнении этого шедевра 20-го века, - признался после выступления директор колледжа искусств Андрей Дикоев, благодаря которому фестиваль появился на свет.
В финале концерта ведущий Михаил Герцман заявил, что авангард сродни иностранному языку, его нужно изучать.
- А если фестиваль станет регулярным, то шансы изучить этот язык появятся у многих, - продолжил мысль председатель местного отделения Союза композиторов.
Насчет «многих» во время фестиваля вышли споры. Одни сетовали, что в залах было слишком мало публики, другие отмечали неэффективность рекламы и анонсов. Те, «кто в теме», напротив, говорили, что с публикой как раз все в порядке.
- В 12-миллионной Москве на концертах «ГАМ-ансамбля» присутствует человек 100, а в Сыктывкаре, где только 280 тысяч населения, побывало 115 зрителей. Это аншлаг! – прокомментировал Михаил Герцман.
- Для концертов современной музыки количество зрителей самое нормальное, - вторил ему Андрей Дикоев. - Зато не было истерии по поводу фестиваля, необоснованного зрительского интереса, наплыва случайных людей, которые все равно бы ушли.
- Мы не рассчитывали на большую аудиторию. Вообще надо прекратить все измерять количеством посетителей... Иначе что делать с теми, кто пришел? Это что, погрешность? А, может быть, это соль земли? Главное, что есть люди, которым по каким-то причинам это стало интересно. Спасение не в количестве, в качестве, – резюмировал московский дирижер Олег Пайбердин.
Второй концерт симфонической музыки, который завершил фестиваль, прозвучал как откровение. После исполнения «Tabula rasa» эстонского композитора Арво Пярта (вторая часть этого двойного концерта для двух скрипок, струнного оркестра и подготовленного фортепиано называется Silentium (Молчание)) зрители в зале даже как будто стали дышать тише. Несмотря на антракт, тишина повисла и за кулисами, где оркестранты и хор старались говорить шепотом.
- Видите, что происходит? – изумлялся дирижер сводного оркестра Антон Ледовский. – Музыка творит чудеса. Работа над этими произведениями безумно сложная, но столь же и интересная. Уши работать по-другому начинают.
И не только уши. Казалось, сами законы физики стали работать по-другому во втором отделении концерта, в котором публике была представлена партита для виолончели, баяна и струнного оркестра «Семь слов» Софьи Губайдулиной. Зрителям повезло несказанно: вместе с сыктывкарскими музыкантами ее исполнили те, кому великий композитор XX столетия посвятила свое произведение, - народные артисты России Фридрих Липс и Владимир Тонха.
- На дворе - 2012 год, а «Семь слов» было написано в 1982-м - ровно 30 лет назад. Когда мы первый раз играли это произведение, я отчетливо помню, как были оформлены афиши. Названия не было – писали просто «партита для виолончели…» - поделился Фридрих Липс.
- 30 лет назад музыка Губайдулиной многим казалась непонятной и невероятной. Немыслимы были в советское время пронизанность ее произведений образами Христа, библейскими сюжетами, верой вообще. Отношение к этой теме сильно изменилось, сегодня многие знают Евангелие, молитвы, и эта музыка становится более понятной, она проникает еще глубже, - констатирует композитор Валентина Брызгалова. - Лично я не очень люблю все эти разделения: авангард – не авангард, мне ближе общее понятие «современная музыка». Главное - удалось ли автору выразить идею, найти отклик зрителей. Классификации в данном случае не так важны.
Валентина Брызгалова испытывает огромную гордость от того, что такой фестиваль наконец-то состоялся в Сыктывкаре.
- Меня часто приглашают на фестивали в другие регионы - на Урал, в Приволжье… Нечто подобное уже давно должно было прийти и к нам, - отметила собеседница. - Очень приятно, что фестиваль дал прозвучать стольким композиторам Коми. Это очень важно для автора слышать свою музыки, наблюдать, как ее исполняют. Зачастую мои коллеги по цеху слышат только свои произведения для детей, а крупные вещи – симфонические произведения, сонаты – у нас не звучат. Этот фестиваль дал очень четко понять: в городе есть исполнительский и композиторский ресурсы, которые практически не используются. У нас есть что играть, и есть те, кто может это сделать. Один мужской хор чего стоит! За дни фестиваля изменилась сама творческая атмосфера, проявился огромный, жадный интерес к новой музыке. Случился небывалый эмоциональный подъем какого-то общего творческого духа.
- Фестиваль, в отличие от конца света, стал уникальным явлением, - отметил Михаил Герцман. - Необходимо продолжать. Раз в два года - самое то. Но боюсь, что больше таких фестивалей не будет. А жаль.
Пессимизм председателя Союза композиторов Коми вполне объясним: фестиваль стал возможен благодаря гранту главы Республики Коми в области театрального искусства и концертной деятельности, который выиграл колледж искусств.
Комментарии (6)
Губайдулина - пишется с одной Л.
Зато на "Хоббите" аншлаг...