Как транспортная реформа изменит автобусные перевозки в Сыктывкаре
С 1 августа в столице Коми запускают магистральные автобусные маршруты. Их будет три — №№17м, 18м и 54м. Одновременно обновят еще несколько маршрутов, а от некоторых постепенно будут отказываться. Какие именно изменения ждут Сыктывкар и как это повлияет на доступность общественного транспорта в городе, журналистам рассказали на пресс-конференции в мэрии.
Этапы транспортной реформы
С 2022 года Российский университет транспорта проводил обследование пассажиропотока на муниципальных маршрутах перевозок в Сыктывкаре. Научная организация дала рекомендации по оптимизации маршрутной сети, которые утвердили в 2023-м. В ходе работы учитывали несколько стандартов. Первый — пешеходная доступность остановок для жителей многоквартирных домов, которая должна составлять примерно 500 метров. Второй — наполнение автобусов, чтобы они не были ни пустыми, ни переполненными (взяли норму в 4 человека на квадратный метр в час пик, чтобы не увеличивать резко стоимость проезда).
Затем с 1 января 2024-го стартовал первый этап транспортной реформы. Он включал в себя закрытие маршрутов №№ 5 и 55, объединение маршрутов №№ 9 и 29а, увеличение класса автобусов на маршруте №17, продление некоторых маршрутов (например, №№ 26 и 103).
Второй этап планировали начать с 1 июля, но повременили и перенесли на август. Перенос связали с необходимостью детальной проработки организационных моментов.
— Наши основные задачи — это связь с центром маршрутов, беспересадочные связи по основным сложившимся маршрутам, снижение дублирования для максимальной наполняемости и создание такой маршрутной сети, где бы человек осуществлял одну пересадку при поездке в центр и не более двух пересадок для перемещения к остальным городским районам, — заметил первый вице-мэр Сыктывкара Александр Гонтарь на пресс-конференции 9 июля.
Изменения с 1 августа
Появятся три магистральных, то есть главных маршрута с литерой «м»:
— №17м (Городской автовокзал — с/х Пригородный);
— №18м (Городской автовокзал — СЛПК);
— №54м (Городской автовокзал — СЛПК).
Генеральный директор «Комиавтотранса» Дмитрий Чепурнов подчеркнул, что начало работы магистральных маршрутов — не позже 06:00, а окончание — не раньше 23:00. Пока они сохранят текущий интервал движения: зимой — 8 минут, летом — 10 минут. Ожидание на остановках потенциально будет около 12 минут.
Интервал поменяют, но только после поставки новой техники. Пять автобусов прибудут в июле, семь в августе, они пойдут на замену старого транспорта. В декабре ожидается поставка еще 30 единиц, и 10 из них выйдут на эжвинские маршруты.
Запустят новые маршруты:
— №8 (Опытная станция — Школа №33);
— №10 (Дырнос — Аэровокзал).
Впервые в городе вводят маршруты на улице Колхозной. Это объяснили тем, что на этом участке появились многоэтажные дома. Но, кроме остановок у аэропорта, будет только одна точка для автобуса — у жилого комплекса «Аура».
— Мы смотрим возможности расширения улично-дорожной сети и добавления остановочных комплексов уже в 2025 году, — отметил Александр Гонтарь.
В будущем будут отменены автобусы:
— №6 (Дырнос — Росгосстрах) в связи с появлением маршрута №8;
— №20 (Опытная станция — Дырнос) в связи с появлением маршрута №10;
— №17 (Кардиоцентр — с/х Пригородный) в связи с установлением магистрального маршрута №17м;
— №18 (Гостиница Центральная — СЛПК) в связи с установлением магистрального маршрута №18м;
— №54 (ЖДВ — улица Славы) в связи с установлением магистрального маршрута №54м;
— №12 (Аэровокзал — СЛПК) в связи с установлением магистральных маршрутов №18м и № 54м.
Предполагаемые плюсы
Организаторы реформы ожидают, что увеличится частота движения транспорта: отмена дублей и объединение позволят автобусам ходить чаще, чтобы горожанин пришел на остановку и сразу уехал к месту назначения.
Вырастет доступность, отметил заместитель директора центра развития транспорта Российского университета транспорта Александр Морозов из Москвы:
— Почему мы для Эжвы предложили два магистральных маршрута? Потому что есть две основные улицы — проспект Бумажников и улица Мира. Это крупный район, жители имеют право без пересадок до центра города доезжать. Два маршрута позволили крестообразно охватить центральную часть. По улице Коммунистической идет один из маршрутов, другой идет по Октябрьскому проспекту. Фактически большая часть жителей Эжвы таким образом может не только приехать без пересадки, но, если они дойдут до улицы Мира или до проспекта Бумажников, в большую часть центра города попадут без пересадок. Выберут нужный маршрут, отправятся к нужной улице и попадают либо на улицу Коммунистическую, либо на Октябрьский проспект.
Дмитрий Чепурнов считает, что магистральная сеть из трех маршрутов соединит самые основные улицы:
— Улицы Морозова, Коммунистическую, Интернациональную, Октябрьский проспект, Сысольское шоссе. У нас появится у жителей возможность с Сысольского шоссе уехать центр, не объезжая весь город. У жителей Орбиты появится возможность доехать в центр напрямую без уходов на улицы Энгельса или Интернациональную.
Заместитель руководителя Центра развития экономики республики Владимир Котов заметил, что на магистральных маршрутах «контроль расписания будет полный».
Оплата проезда
Горожане после публикации схем магистральных маршрутов отмечают, что с необходимостью пересадок придется платить больше, чем обычно. В мэрии рекомендуют приобрести безлимитную транспортную карту. Она действует на всей сети, за исключением трех маршрутов №№1, 15 и 33.
Предложения
Администрация готова принимать замечания от горожан и отрабатывать их. Для этого необходимо напрямую обращаться в мэрию.
Эжвинцы, в частности, выступают против отмены маршрута №12 (Аэровокзал — СЛПК), который прекратит курсировать в феврале 2025 года. Общественник и председатель первичной профсоюзной организации СЛПК Александр Слободчиков заметил, что идет подготовка письменного обращения. Текущий маршрут удобен: из Эжвы прямо в аэропорт без пересадок, выходит рано, что выгодно для работников предприятия.
Власти сами продолжат анализ ситуации после 1 августа. Корректировки потенциально будут: изменения работы светофоров, новые остановки и другое. Условный режим «пуско-наладки» будет до 1 сентября, затем с увеличением пассажиропотока возможны дополнительные нововведения.
Будущее реформы
Планируется, что у транспортной реформы будет еще несколько этапов, которые позволят уйти от дублирования маршрутов.
Потенциально появится еще один магистральный маршрут — №1. Условно его запустят в конце 2024-го, начале 2025-го.
БНК
Комментарии (56)
Как обычно, "Значит будут грабить".
Не у всех есть автомобили
По поводу объединения 9 и 29 маршрутов
Сейчас чтобы добраться до Заречье надо добираться на двух автобусах для тех кто живет выше первомайской улицы
При этом надо так сесть на первый автобус чтобы попасть на 9 автобус который ходит по расписанию и не факт что это происходит строго , можно не успеть на этот маршрут
И естественно потратить 60 рубликов
А добираться до Заречье весьма сложно особенно для пожилых людей
Другое дело что по факту администрация предварительно не сделала опрос с населением города
Другое дело как вы верно заметили не спросили мнение горожан
Вполне возможно мнение россиян можно было внести в программу по оптимизации маршрутов
Но этого почему то не произошло !!!!
Для меня, очень удобно от города Мастеров добраться до Опытной станции! Родителям от Панева-до аэропорта без пересадок к сестре. Лепота!!!!
Еще бы тротуары, на Сысольском шоссе починили.
Большое спасибо товарищи за заботу
Вот и реформа
Кто-нибудь о людях думает?
По 54 маршруту появиться возможность доехать из Эжвы до больничного городка без пересадок. Это плюс. Но зачем маршрут идет по станционной. Там нет никаких объектов, куда требуется транспортная доступность. К тому же, перекрестки ул.Маркова с ул.Пушкина и с ул.Станционной довольно нагружены. Дополнительная нагрузка маршрутом ситуацию усугубит. Почему не пустить маршрут по Сысольскому. Там и полосы 2 в каждую сторону и есть еще ГиперМаркет Лента.
По 18 маршруту от ул. Печорской до ул. Коммунистической движение идет по ул. Интернациональной, которая по утрам и вечерам стоит в пробках. Следовательно в часы пик там в пробках будут стоять минимум 2 автобуса, а значит для повышения эффективности маршрута надо будет добавить автобусов на маршрут.
Лица принявшие решение по изменению маршрутов уверены что это повысит эффективность автобусных сообщений?