К 2020 году энергоемкость региона должна снизиться на 40 процентов
Одними из основных причин низкой энергоэффективности экономики региона являются увеличивающаяся технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и ЖКХ, достаточно суровые климатические условия, географическое расположение. При этом в целом энергоемкость экономики региона в разы превышает соответствующие показатели наиболее развитых стран со схожими климатическими условиями. Реализация в регионе региональной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности стала основной темой состоявшегося заседания Экономического совета республики.
Фото Николая Антоновского
Как следовало из докладов, общий объем финансирования программы в 2010-2020 годы составит почти 7,5 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 3,3 млн рублей, средства бюджета Коми – 220 млн рублей, внебюджетные источники – 7,2 млрд рублей (собственные средства предприятий - 1,4 млрд рублей). Программа предусматривает четыре основных направления: бюджетный сектор, коммунальная инфраструктура, жилищный фонд, промышленность и транспорт. Конечная цель программы – обеспечение динамики снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта на 40% до 2020 года к уровню 2007 года.
Было отмечено, что влияние на энергосбережение в целом, в частности на снижение тепло- и электропотребления, силами тех механизмов, которые относятся к бюджетному сектору, мизерно по сравнению с тем эффектом, который может быть реализован в промышленности республики в целом. Более двух третей всего промышленного потенциала повышения энергоэффективности региона лежит в сфере промышленного производства. Поэтому принятие решений о повышении энергоэффективности производств зависит исключительно от собственников предприятий.
Предложение заместителя руководителя Службы республики по тарифам Рустама Шаймарданова о предоставлении налоговых льгот предприятиям, реализующим программы по энергоэффективности, не нашло поддержки у других участников Экономического совета.
- Дело в том, что существующее законодательство уже позволяет предприятиям получать налоговые льготы при реализации приоритетных инвестиционных проектов. Вы предлагаете этот перечень расширить? – уточнил у докладчика министр экономического развития Коми Антон Фридман.
- Я предлагаю выделить такие предприятия в отдельную категорию. Чтобы реализация программы была эффективна, необходимо достичь диалога с промышленниками в части проведения надлежащих мероприятий, - подтвердил представитель службы по тарифам.
- Тот эффект, который будет получен при реализации программы энергосбережения, будет получен, в первую очередь, предприятиями, - пожал плечами министр. - Мы же от предоставления налоговых льгот и привлечения в регион инвестпроектов должны получить новые рабочие места.
- Перед нами стоит задача в уменьшении энергоемкости региона на 40 процентов, - вклинился в диалог глава Коми Вячеслав Гайзер. – Почему мы должны как государство и за государственный счет провести мероприятия, которые дадут собственникам предприятий возможность быть более конкурентоспособными?
- Мы исходили из того, что чем больше на нашей территории будет конкурентоспособных предприятий, тем конкурентоспособнее будет наша экономика, улучшится инвестиционный климат, - попытался пояснить Рустам Шаймарданов.
- Коллеги, я живу в реальном мире и знаю, что все мероприятия, которые повышают эффективность производств, приводят только к одному: росту прибыльности предприятия и, как следствие, росту дивидендов собственников предприятия. При этом налоговая база не увеличивается. Поэтому эффективность таких мероприятий должна быть очевидна самим собственникам, это в их интересах. Ведь это они повысят нормы прибыльности и получат в карман больше денег со своих предприятий. Существующая экономика региона не станет более прибыльной или менее убыточной, если мы за государственный счет позволим собственникам больше положить себе в карман. Ресурс государства ограничен, поэтому от вложений во что-либо должна быть отдача, чтобы была возможность обеспечивать те же меры социальной поддержки, - выразил мнение руководитель республики.
В итоге участники пришли к согласию в том, что поддержка предприятий будет возможна только в том случае, если для республики будет очевиден экономический эффект от таких мер.
Как было также озвучено, в части выполнения задач программы в жилищном фонде, до 1 июля 2012 года должна была быть завершена установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, но только тех, где максимальный объем потребления тепловой энергии составляет более чем две десятых гигакалории в час. В настоящее время из 12,5 тыс. многоквартирных домов меньше половины обзавелись коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды (43% домов), горячей воды (19%), отопления (17%), электрической энергии (18%), газа (41%).
В индивидуальном жилом секторе картина выглядит оптимистичнее. Там приборами учета коммунальных ресурсов из 65,5 тыс. домов обзавелось гораздо большее количество собственников: электрической энергии – в 100% домов, газа - в 82%, холодной воды – в 63%, горячей воды – в 36%, отопления – в 52%.
В части реализации подпрограммы энергосбережения и эффективности в сфере производства, передачи, потребления энергетических ресурсов и в системах коммунальной инфраструктуры были названы основные направления финансирования. Так, на модернизацию дизельных электростанций в удаленных населенных пунктах республики за последние три года было направлено 118,8 млн рублей, на модернизацию и строительство котельных с использованием эффективного оборудования с высоким КПД – 98,5 млн рублей, реконструкцию электрических сетей – 7,8 млн рублей, реконструкцию тепловых сетей – 1,5 млн рублей.
Комментарии (38)
2 - на уровне правительства не плохо бы было договорится как стыкуются программы с одной стороны снижения потребления, с другой дикие вложения в энергетику ( сети и проч.) за которые в конечном счете платит население ( вложение собственных средств предприятий - фигня - все они будут включены в тариф и оплачены жителями)
3 и последнее - стратегии энергетической в республике пока нет и это плохо.... потому что российские векторы развития этой отрасли очень и очень спорные и уж точно не оптимальные
Автономка - отопление, горячее водоснабжение. Долой теплосети с их 30% теплопатерями закладываемыми в тариф.
Автономка - водоснабжение МКД - скважина.
Комплекс мер по теплосбережению позволят снизить зартаты на обогрев до 40%.
Электричество - крышные вертикальные ветрогенераторы, фасадные - солнечные батареи. Позволит обеспечить светодиодными уличными светильниками освещение придомовой территории и мест общего пользования.
В итоге осуществления этих мероприятий МУП эжвинский жимколхоз и соответственно бюджет города недосчитаются около 3-5 млрд рублей. Я думаю наши желтопузики на это не согласятся.
1. все дальнейшие заседания Экономического совета республики называть «цирк Шапито».
2. поднять рассмотрение данной проблемы с уровня «цирка Шапито» на системный уровень, т.е. бытовой.
Компенсация низкого КПД технологического оборудования генерирующих компаний и потери энергии при транспортировке по внешним инженерным сетям с износом в 60-80% забиты в тарифы. Какой идиот будет вкладывать астрономические суммы в современные технологии и инженерные сети, когда они либо окупятся неизвестно когда, либо вообще никогда, а так прибыль можно получать прямо сегодня. Основные потери энергии сидят именно здесь. Между тем:
«Так, на модернизацию дизельных электростанций в удаленных населенных пунктах республики за последние три года было направлено 118,8 млн рублей, на модернизацию и строительство котельных с использованием эффективного оборудования с высоким КПД – 98,5 млн рублей, реконструкцию электрических сетей – 7,8 млн рублей, реконструкцию тепловых сетей – 1,5 млн рублей».
Ровно столько стоит вся эта показуха.
«В настоящее время из 12,5 тыс. многоквартирных домов меньше половины обзавелись коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды (43% домов), горячей воды (19%), отопления (17%), электрической энергии (18%), газа (41%)».
Известно, что экономистов физике и математике не учат. Любой счетчик ничего не экономит, а только фиксирует потребление.
В жилых домах основное энергопотребление ложится на естественную вентиляцию. Снижение энергопотребления возможно только в одном случае, если прекратить вентилирование помещений за счет установки стеклопакетов. В таких условиях (аналог плотно закупоренной стеклянной банки) человек может находиться около получаса, а дальше он использует форточную вентиляцию. Образно говоря, вентиляция это сквозняк, только с низкими скоростями движения воздуха в помещении. При таких условиях (сквозняке) сколько ограждающие конструкции не утепляй, теплее в помещении не станет. Одним словом ловля блох.
Отсюда следуют дальнейшие действия:
Закон об энергосбережении надо срочно отправить в урну, а вместо него принять закон об устранении неоправданных энергопотерь на наружных инженерных сетях и перехода энергогенерирующих компаний на современные технологии. Правда, за этим должно последовать снижение тарифов, а это мотивация только конечного пользователя. По этой причине данное заседание является «цирком Шапито». Я понимаю, что разгре**** д***** за Чубайсом дело крайне сложное, но делать это все равно придется.
Для примера возьмем человека, которому необходимо дышать. Обеспечивается этот процесс воздухообменом в помещении за счет использования элементарного закона разбавления вредностей выделяемых в помещении. Реализуется закон разбавления за счет атмосферного воздуха, который ежегодно все больше загрязняется за счет других видов деятельности человека. Основное энергопотребление при воздухообмене ложится на нагрев наружного воздуха. Если использовать не существующую ныне нормативную базу для определения нормативного воздухообмена (социальную норму), а физиологические нормы, то ежегодно воздухообмен, вслед за загрязнением атмосферного воздуха, должен возрастать. Следовательно, должно возрастать и энергопотребление, но никак не падать.
Также как и с бытовой техникой. В отдельности каждое модернизируемое техническое устройство по потреблению энергии может и снижаться, но количество различных технических устройств с каждым годом в помещении не снижается, а повышается. Следовательно, и суммарное потребление тоже растет.
За счет чего планируется в законе снижение потребления к 2020 году на 40%?
Чайники закон писали.
Суммарное потребление энергии складывается из использования первичных и вторичных источников энергии. На теплотрассах потери идут от первичных источников, а закон требует увеличения доли потребления энергии за счет вторичных источников энергии по отношению к первичным. В зданиях и сооружениях утилизация энергии возможна, но в реальных условиях суммарное потребление энергии все равно возрастает. Поэтому у нас и путают экономию энергии от первичных источников с энергосбережением, которое увеличивает долю использования вторичных источников энергии (утилизацию) по отношению к первичным.
Поэтому и закон об энергосбережении д****ьный.
Господин Рустам Шаймарданов глубоко ошибается. Наши тупоголовые экономисты не знают не только физики и математики, но и понятия не имеют в технологиях.
Экономия энергии и энергосбережение это совершенно разные понятия, но их объединяет то, что эффект от них проявляется в процессе эксплуатации.
Для того чтобы сэкономить три копейки заказчики в договора очень часто любят вставлять одну фразу:
«Оплата израсходованных Исполнителем в процессе работ по техническому обслуживанию оборудования запчастей, деталей и материалов производится Заказчиком в течение ….. дней с момента получения оригиналов первичных документов».
Фраза замечательная, т.к. предусматривает, что у исполнителя нет в штате людей, которые занимаются поставкой нужных запчастей. Это не банка с краской, которую можно купить в соседнем магазине. Тем самым заказчик желает, чтобы в самый неподходящий момент его загнали в ступор. Пришел технарь. Сделал обслуживание. Сказал, что из строя вышла вот эта железяка. Когда заказчик ему даст новую, вот тогда он ее заменит, а до тех пор оборудование будет стоять.
Виды работ в данном случае разные. Техническое обслуживание, аварийно-восстановительные работы и поставка запчастей, как правило, с завода-изготовителя при 100 % предоплате со сроком поставки от 10 недель.
Для начала надо уйти с колхозного городского рынка с элементами восточного базара в рыночные отношения, а потом заниматься энергосбережением.
Этот год уже прожит, поэтому цифру можно не называть, хоть она заметно ниже прошлогодней, но грядущий, 2013 год, ознаменуется снижением бюджетных расходов на 9% - более 325 млн рублей. Но это не предел, потому что в последующем, 2014 году, будет ещё минус 17,6% - убыль на сумму уже более 580 млн рублей...
Представляете, в течение всего трёх лет городок "теряет" почти миллиард рублей нелишних денег!
А вопросы об энергоэффективности и энергосбережении остаются, а победные реляции властей предержащих не прекращаются, от прущего во все стороны оптимизма скоро все захлебнёмся, а срок ввода в эксплуатацию "территории мечты" всё ближе и ближе... :- )
Долго мы еще будем гоняться за бедными ресурсами другими регионами?