Пещерные люди, виртуальные гонки и страхи творца: какой была «Ночь музеев» в Сыктывкаре
Культурные учреждения столицы Коми присоединились к всероссийской акции, которую ежегодно проводят 18 мая. В Нацгалерее для гостей провели арт-терапию и «катали» на аттракционах, в Нацмузее сыктывкарцы примеряли образ пещерного человека, а в «ЮГОРе» учились писать на китайском языке и расписывали «живой холст». Кто пришел на «Ночь музеев» и чем она запомнится — в репортаже БНК.
Побывать на «Ночи музеев» можно было, даже не заходя учреждения.
Национальная галерея Коми «заманивала» горожан расслабляющими мелодиями и песнями местных исполнителей, например, фолк-дуэта «Не сестры». Во время их выступления рядом со сценой в Саду скульптур подтанцовывал и подбадривал девушек другой коми певец Сергей Доронин, знакомый многим под псевдонимом Йöй.
— Здорово, что люди выбираются из домов и собираются здесь, проводят досуг вместе. Это очень мило, по-домашнему, считает певец. Вскоре он сам выступил с новыми песнями на сцене.
Сад был усеян зеркалами, напротив которых постоянно фотографировались гости. На ветвях деревьев висели стеклянные баночки с небольшими букетами.
В галерее внимание посетителей в первую очередь привлекала голографическая пирамида, проецирующая 3D-экспонаты. Высокотехнологичное устройство приобрело учреждение еще в 2018 году, но сыктывкарцы все равно удивляются технологии:
— Как заходишь в галерею, сразу хочется подойти к голопирамиде, посмотреть, потыкать. Я такого вообще раньше в принципе не видела — делится впечатлениями Елизавета. Она с другой посетительницей Софьей удивленно смотрит на устройство, пока чужой ребенок быстро и хаотично меняет 3D-проекции. Перед глазами пролетают солонка в виде утки с утенком, фигурки медведя и рыбы, шкатулки и другие голографические экспонаты.
В соседнем зале в рамках арт-терапии посетители плели симметричный рисунок; психолог Людмила называет его «мандалой».
— Во время работы нужно желать добра себе и своим близким и представлять, как хорошо общаешься с ними и радостно проводишь время. Эти эмоции как будто через ниточки впитываются в это творение. Кроме того, мелкая моторика включает все тело и активизирует работу мозга, благодаря чему приходит осознание, например, как подойти к какой-то тяжелой теме, — рассказывает специалист.
Пока одни изучали свое внутреннее состояние, другие катались на американских горках, правда, в виртуальной реальности. Дети, надевшие VR-очки, чтобы не упасть, держались за руки инструкторов.
— У нас тут «катались» не только дети, но и бабушки. Они визжали, были в полном восторге, — рассказала БНК инструктор Полина.
Маленькие или уже взрослые творцы раскрашивали гипсовые фигурки и камни или мастерили брелоки из фетра. На лица многих малышей был нанесен аквагрим.
Иронично, но меньше всего людей находилось в залах, где были одни экспонаты. Посетители смогли и полюбоваться картинами русских художников начала 20 века, например, Петра Петровичева-Кузьмичева или Алексея Корина, взглядеться в работы современного этнофутуриста Юрия Лисовского и рассмотреть стальной кованый локомотив под названием «Носорог».
Национальный музей Коми
В отделе истории два зала заняла выставка «Ближний круг. Авторская фотография 1980-1990». Сыктывкарцам представили творения трех коми фотографов:
— Сергей Зиновьев — «бытописатель», который объездил всю республику. Много фотографировал Сыктывкар: большая часть снимков связана с улицей Коммунистической, — пояснила руководитель проекта Анна Мельникова. — У двух других фотографов Марка Оникула и Александра Горбачева более авторские снимки. Это макросъемка, игра света и тени…
Авторы снимков были участниками фотоклуба «Парма», появившегося в столице Коми в 1976 году. Фотографии членов объединения нередко отправлялись на выставки и конкурсы в стране и за рубежом, например, в Чехословакию, ГДР и Испанию. В 1990-е клуб развалился, но снимки многих участников бережно хранил Марк Оникул, благодаря которому и удалось организовать выставку.
Если при просмотре снимков у посетителей всплывали воспоминания или ассоциации, то они могли их написать на бумаге и приклеить около фотографии.
«Был приятно удивлен, увидев на фото своего двоюродного брата. Спасибо автору за чудесные снимки. Душевно!», — красуется надпись около одного из снимков.
Соседний зал отдали под выставку «Одушевленное неодушевленное: предметы городского быта XIX – XX веков». Посетители узнавали, как выглядели зеркало с туалетным столиком конца 19 века, буфет и настенные часы начала 20 или советские книжный шкаф и электрокамин. По мнению организаторов, такие «типовые вещи» — всего их представлено более 70 — правдиво показывают исторический контекст и рассказывают истории, в которых посетитель, возможно, узнает и себя.
На втором этаже горожане могли стать «археологами», откапывающими в небольшой песочнице старые драгоценности, например, подвеску с изображением медведя 10-11 веков или древнерусский витой браслет 11-12 веков. Сыктывкарцам предлагали даже примерить роль первобытного человека: нарисовать на стене «пещеры» животное или размолоть зерна камнями в муку.
Детей особо удивила мини-стоянка Медвежья пещера. Реальный исторический памятник открыли в 1960 году в Печоро-Илычском заповеднике Коми, где нашли кости промысловых животных и орудия труда человека.
— Там костер как будто вправду горит! — воскликнул юный посетитель, рассматривая инсталляцию.
— Туда просто фонарик поместили, — объяснил ему другой малыш.
Центр культурных инициатив «Югор» стал оплотом современного искусства. Посетителей встречала выставка «Фантазийный мир Кати Белявской», московской художницы и иллюстратора. Экспозиция состоит из трех серий работ. Первая — «13 орхидей для императрицы» — посвящена императрице Китая Цы Си, которая из-за жажды власти превратилась из «прекрасной Орхидеи» в «жестокого Дракона». Дополняла картины лекция о правительнице и мастер-класс по китайской каллиграфии.
Другая серия «Красная шапочка» показывает современную историю знакомой всем героини, которая стала в 21 веке «предприимчивой особой». «Дописать» сказку предлагали и посетителям, которые на большом холсте придумывали ответы на вопрос: «Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?» Среди вариантов горожан: «Это виниры», «Челюсть вынуть забыла» и «Потому что мою зубную пасту советуют 9 из 10 стоматологов».
Около картин из серии «Шах, мат и ты» сыктывкарцы смогли посостязаться за шахматной доской.
В другом зале представили выставку CHRONOFUSION, которая показывает путь творца. Стартует он с первых мыслей и «загорающейся лампочки», олицетворяющей начало идеи.
— Здесь мы видим большое количество набросков, но у ребят их еще больше, целые стопки. Художник «думает» руками, карандашом, и на бумаге появляется первый творческий замысел. Ребята могут найти вдохновение в обычных вещах: в обшарпанном окне или случайном прохожем на остановке, — рассказывала экскурсовод Катерина.
В какой-то момент творец сталкивается с препятствиями: необоснованной критикой, выгоранием, боязнью показать работу публике или быть непонятым — что может привести к творческому кризису. Тогда художнику необходимо двигаться дальше и преодолеть свои страхи, возможно, погрузиться во внутренний мир, чтобы достигнуть желаемого.
— Во время кризиса можно себя почувствовать рыбой, которая смотрит большими глазами и не особо понимает, что происходит. Это эта инсталляция больше ирония, — объясняет Катерина.
Заканчивается экспозиция фотографиями авторов, на которую проецируется видеоарт в виде дороги. На все это «смотрит» и «рефлексирует» фигура творца, сотканная из красных нитей.
— Этот видеоарт специально расположен в перспективе, чтобы увести нас, показать непрерывность движения. Мы всегда находимся в неком пути, и нам нельзя останавливаться, — заключает экскурсовод.
Еще в конце зала на постаменте стоял «живой холст», как себя назвала художница Ксения.
— Я хочу дать возможность людям проецировать все что угодно на мне, живом человеке, — объясняет свою задумку творец.
Такого рода перформанс под названием «Ритм 0» проводила в 1970-е годы знаменитая художница Марина Абрамович. Правда, тогда людям позволяли любые действия, что привело к насилию над женщиной. Посетителей «ЮГОРа» же контролировали: ничего «нецензурного» и «экстравагантного».
БНК
Комментарии (1)