Шведские профессора расскажут чиновникам об устойчивом развитии территорий
Как соблюсти баланс между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей среды, как создать для последующих поколений общество, в котором решены экологические проблемы — эти вопросы сегодня и завтра будут обсуждать участники двухдневного семинара «Устойчивое развитие северных территорий». Семинар проходит в СыктГУ, профессора из Швеции рассказывают об опыте своей страны. В качестве «учеников» выступают преподаватели университета, занимающиеся экологией, чиновники Минприроды и сотрудники администраций ряда муниципалитетов республики.
Фото Юрия Кабанцева
Открыли семинар и.о. ректора СыктГУ Марина Истиховская, первый зампредседателя Госсовета Валерий Марков и гости. Профессор кафедры рационального природопользования Московского государственного университета Юрий Мазуров признался, что с определением термина «устойчивое развитие» есть сложности.
- Иногда создается впечатление, что это что-то вроде новой мировой религии. В него (устойчивое развитие) можно верить, а можно относиться скептически. И для России, к сожалению, второе более характерно. Насколько это обоснованно? Это и попробуем понять, - открыл семинар профессор. - Между Россией и Швецией существует правительственное соглашение в области охраны окружающей среды. И наш проект – важная часть сотрудничества.
У проекта по устойчивому развитию пять партнеров. Со стороны Швеции его курируют Агентство по окружающей среде, два университета (Лулео и Лунда), со стороны России — МГУ и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте страны. Организатором в Сыктывкаре выступил Центр устойчивого развития Севера СыктГУ, возглавляемый Галиной Князевой.
После небольшой вводной презентации Юрий Мазуров попросил участников рассказать, что привело их на семинар. Преподаватели и руководители институтов университета, муниципальные чиновники и представители Минприроды и Министерства сельского хозяйства и продовольствия преимущественно говорили о заинтересованности в новом опыте в сфере экопросвещения, утилизации бытовых и строительных отходов, переработки древесных отходов, энергоэффективного использования ресурсов. Некоторые слушатели пришли с надеждой узнать об экологическом законодательстве Швеции, в частности, применительно к особо охраняемым природным территориям.
Примеры того, как выстроена экологическая политика в Швеции, заслуживают внимания даже со стороны других европейских государств. В Европейском Союзе в сфере управления отходами Швеция является признанным лидером. Для сравнения: в Европе в среднем 20% всего мусора сжигается, 40% отправляется на переработку и столько же — на свалку. В Швеции сжигается и перерабатывается около 84 процентов мусора, 13 процентов подвергается биологической переработке и только один процент отходов попадает на свалку. То есть отходы в этой скандинавской стране являются ресурсом (например, доля переработанных в энергию отходов составляет 25% в системе центрального отопления). Но отходы могут быть не только источником энергии. Один из основополагающих принципов заключается в том, что отходы и управление ими стоит денег, и за это надо платить, и платить, прежде всего, должен тот, кто загрязняет.
Вице-президент Международного центра обучения и развития Сентек (город Лулео, Швеция) Свен-Эрик Остерлунд рассказал о сути концепции устойчивого развития: экологическое развитие должно сочетаться с социальным благополучием и здоровьем окружающей среды. В 1999 году шведский парламент определил 16 экологических целей, которых необходимо достичь к 2020 году. Среди них - уменьшение воздействия на климат, чистый воздух, нетоксичная окружающая среда, защитный озоновый слой, безопасная радиационная среда, процветающие водные объекты, в том числе прибрежные районы и архипелаги Балтийского моря, хорошее качество грунтовых вод, разнообразный сельский ландшафт, горный пейзаж, хорошая антропогенная среда, богатое разнообразие растительного и животного мира и так далее.
- Мы должны прекратить вредные выбросы в воздух, воду и почву. В населенных пунктах должна быть хорошая экология, а для этого надо решить и проблемы на транспорте. За достижением этих 16-ти национальных целей надзирают государственные ведомства, на местах вопросы курируют региональные и муниципальные органы власти, - рассказал вице-президент центра.
По словам министра природных ресурсов республики Юрия Лисина, шведский опыт интересен России и Коми в плане экологического законодательства и минимизации воздействия на окружающую среду. В России пока нет документа, где бы оговаривались формы взаимодействия власти и промышленников, рычаги влияния на последних за нарушения экологического законодательства. Законопроект еще на рассмотрении в Госдуме, возможно, депутаты утвердят его в следующем году.
- Швеция счастлива тем, что у нее нет нефти и газа. Но там много проблем в районах, где развито металлургическое производство, где работают обогатительные фабрики, - считает Юрий Лисин. - У нас ведь состояние окружающей среды в целом удовлетворительное, не очень благополучно в районах Усинска, Ухты и Воркуты. И в Швеции не очень благополучно, но зато выделяется много средств на охрану окружающей среды и людей. Простой пример: чтобы пыль от обогатительной фабрики не поднималась в атмосферу, там летают вертолеты и сбрасывают воду.
Профессор университета Лунда Андриус Плепис в блиц-интервью БНКоми рассказал о том, чем интересен опыт России и Коми для шведской стороны:
Завтра семинар завершится, участники получат сертификаты международного образца от агентства по охране окружающей среды Швеции и, как надеются организаторы, пополнят свой опыт в решении проблем на местах.
Комментарии (9)