В столице Коми прошел праздник интеллектуальной музыки
С 6 по 8 декабря на разных площадках столицы Коми отыграл VIII фестиваль джазовой музыки. Фестиваль именно «отыграл», а не «отгремел», как можно было бы написать в другом случае. По мнению устроителей, им удалось найти самую оптимальную форму проведения мероприятия, в которой в правильной пропорции соотнеслись качество содержания и интерес. Тем не менее праздник интеллектуальной музыки в очередной раз выявил больную для региона проблему, которая в скором времени грозит перерасти в настоящую музыкальную катастрофу, сообщает еженедельник «Молодежь Севера».
Фото Андрея Ретанова
В отличие от предыдущих фестивалей, которые в разные годы проходили в один-два дня, нынешний растянулся на три вечера. Первый собрал зрителей в Центре досуга и кино «Октябрь». Здесь выступили преимущественно сыктывкарские любители джаза. Полновесный концерт санкт-петербургского трио Николая Сизова состоялся на подмостках республиканской филармонии. Там же прошел и гала-концерт, который более всего отвечал понятию разношерстности и многолюдности фестиваля. Также в рамках джазовых мероприятий в стенах колледжа искусств состоялся мастер-класс Дмитрия Михайлина, питерского композитора, который оказался на фестивале совершенно случайным образом. Вообще списки участников перетасовывались несметное количество раз. Так, например, заявленные изначально в программе ухтинские коллективы в Сыктывкар не приехали. Зато в последний момент появилось имя Сергея Попова, воркутинца, который уже несколько лет живет в Пскове. В свое время именно он, обсуждая с Вячеславом Бурьяном джазовые концерты, выдал фразу: «А слабо вообще сделать джаз-фестиваль?»
Вячеслав Бурьян стал знаковой фигурой VIII фестиваля. С непривычки участники нередко забывались и путали времена, настойчиво не желая говорить о Бурьяне в прошедшем времени. Заслуженный работник культуры Республики Коми, известный музыкант и один из самых энергичных пропагандистов джаза Вячеслав Бурьян ушел из жизни 30 ноября. Не вспомнить о нем музыканты не могли, потому что именно благодаря его усилиям в 1993 году в рамках третьего детского музыкального фестиваля состоялся первый в республике джаз-фестиваль. Спустя почти двадцать лет с налетом печали организаторы предложили присвоить фестивалю имя Вячеслава Бурьяна. Это посвящение смотрелось куда естественней, чем придуманное заранее приурочивание фестиваля к 90-летию отечественного джаза.
VIII фестиваль джазовой музыки получился по-настоящему городским. Если раньше выступать в Сыктывкар приезжали коллективы из Воркуты, Ухты, Печоры, то в этом году меломанов радовали музыканты с сыктывкарской пропиской: эстрадный ансамбль колледжа искусств, коллектив «Jazz-Grafika», ученик сыктывкарской музыкальной школы Степан Куштысев и квартет «Bros. Band». Отдельной статьей шли гости, которые, пожалуй, и смогли наполнить мероприятие самым разным содержанием и показать новые стороны джаза.
Дмитрий Михайлин в Сыктывкар был приглашен совершенно по-другому поводу. В эти же дни проходил финал конкурса «Территория песни», для которого музыканта попросили написать композицию на стихи одного из сыктывкарцев. Случилось так, что для произведения не нашлось исполнителя, пришлось Михайлину самому приехать и спеть. Главный приз он не получил, зато Дмитрий не упустил возможности принять участие в джаз-фестивале. Композитор и любитель экспериментов Михайлин о подобных мероприятиях знает не понаслышке - он регулярно выступает организатором джаз-фестивалей в Вологде.
- Для меня очень важно не только выступить на концерте, но и пообщаться с молодыми любителями джаза, исполнителями, композиторами, - признался пианист. - В этот раз такая встреча состоялась в местном колледже искусств, аудитория была немногочисленна, но мне кажется, у вас плодотворная почва для продвижения новых, экспериментальных направлений в музыке. Я видел горящие глаза, некоторые ребята поиграли на инструменте, я не могу сказать, что услышал что-то фантастическое, но зерно есть, и его нужно развивать.
В своем выступлении на гала-концерте Михайлин был эпатажен и очень пластичен. Казалось, что он не просто играет на рояле, а совершает какой-то ритуальный танец, успевая при этом извлекать из клавиш звуки. Впрочем, удивительного в этом мало: экспрессия и поиск новой формы подачи - одни из главных принципов творчества питерского музыканта.
Для других гостей фестиваля - группы Asketics из Петрозаводска - приезд в Сыктывкар и вовсе стал подвигом.
- Двое суток на поезде в одну сторону, потом двое суток обратно. И все это ради 40-минутного выступления. Пока мы к вам ехали, мы успели даже заболеть, а потом выздороветь. Ну, разве это не подвиг? - смеясь, поинтересовались карельские музыканты. Их приезд стал возможен благодаря помощи Министерства национальной политики РК (кроме того, финансовую часть фестиваля спас грант главы Коми - МС). Музыканты, играющие на стыке фолка, рока и фьюжна, которые чаще всего по отношению к своему творчеству используют приставку «поли», очень хотели сыграть в Сыктывкаре полноценный концерт.
- Нам даже денег за это не надо было бы, - признались они в беседе с корреспондентом МС. - Но нам ответили: играть просто негде. Сказали, что нет клубов, а если есть стены, то нет оборудования. При этом, говорят, периодически в Сыктывкаре возникают всплески исполнения живой музыки в клубах, но все быстро утихает, потому что такие заведения теряют рентабельность. И это очень печально. Потому что все эти дискотеки и массовая культура сильно понижают уровень развития общества. Людям нужно слушать хорошую музыку, то есть живьем.
Музыка Asketics к джазу имеет отношение немного отдаленное, хотя в их композициях немало импровизаций. Гуру отечественного джаза Алексей Козлов как-то дал им характеристику «прогрессив фьюжн». Тем не менее сами музыканты не видят ничего зазорного в том, чтобы выступать на джазовых фестивалях.
- На самом деле мы неплохо разбираемся в джазе, у нас у всех есть музыкальное образование, а главное опыт, который позволяет судить о тех или иных музыкальных явлениях. Мне кажется, что говоря о музыке в целом, а тем более о таком явлении как джаз, нельзя зацикливаться на стандартах и прошлых успехах. Возможно, в нашей музыке слишком много этно- и рок-компонентов, но, тем не менее, это авторская музыка, экспериментальная и живая. Почему бы и нет? - поделился своим мнением гитарист Asketics Алексей. - Хотя, соглашусь, для филармонии мы, наверное, не формат. Наши площадки - это клубы или open-air.
Концерт трио Николая Сизова организатор фестиваля директор колледжа искусств Андрей Дикоев назвал «концертом хедлайнеров», потому что на нем был представлен настоящий, глубинный, корневой джаз.
- Мне кажется, на этом фестивале мы сумели найти оптимальную форму, которая удовлетворила запросы разных сторон, - резюмировал Андрей Дикоев. - Мы сумели показать зрителю и что-то новое и при этом смогли остаться не слишком заумными и не быть многословными. В этот раз нам удалось удержать баланс формы и содержания.
При этом устроители отметили одну деталь, которую можно было бы охарактеризовать словом «катастрофа»: если на прошлом фестивале Сыктывкар представляло более десяти коллективов, то в этот раз их было всего три.
- До тех пор, пока в Сыктывкаре не появится музыкант-педагог, который бы учил детей джазу, мы будем прилагать титанические усилия, чтобы наши фестивали стали полновесными. Повторял всю жизнь и повторю вновь: искусство, которым не занимаются дети, обречено на прозябание. Без такого рода преемственности мы будем жить от одного фестиваля до другого на голодном джазовом пайке, - оценил ситуацию председатель регионального Союза композиторов Михаил Герцман.
Комментарии (10)
Первые комменты можно прочесть здесь:
http://mskomi.ru/n/article.php/18260
И вообще, нехорошо сплетничать и врать.
С.А.