content/news/images/170442/DSC00107.jpg
12:45, 08.04.2024 / ОБЩЕСТВО

Упавший на глазах сыктывкарцев самолет и «чудо-прибор» личного летчика Бориса Ельцина: история гражданской авиации в Коми

В Сыктывкаре прошла очередная экскурсия проекта «Пешком по Усть-Сысольску», посвященная гражданской авиации. Игорь Сажин и Игорь Бобраков рассказали о трагедии, которая произошла буквально на глазах сыктывкарцев, и о том, как сообразительный пилот избежал страшных последствий, заставив самолет «перепрыгнуть» через другой.

Упавший на глазах сыктывкарцев самолет и «чудо-прибор» личного летчика Бориса Ельцина: история гражданской авиации в Коми
Фото Константина Стратиенко

Первый летчик

Первый коми летчик появился еще до зарождения гражданской авиации в республике. Им стал Петр Истомин ― его имя сейчас носит сыктывкарский аэропорт.

Петр Истомин родом из Усть-Ухты, до службы в армии работал на нефтепромыслах. В 1913 году его призвали и отправили в Кронштадт, там он учился на машиниста. После первый коми летчик служил на крейсере «Витязь».

DSC00134.jpg

В 1916 году Петра Истомина снова отправили в Кронштадт для учебы в школе военных бортмехаников летательных аппаратов. После вступления в партию большевиков он уехал в Ропшу, где учился в авиационной школе. Закончить обучение летчик не успел, так как началась война. В 1919 самолет Петра Истомина был сбит, жителя Коми взяли в плен белые и расстреляли.

DSC00018.jpg

Первый самолет в Коми

Первый самолет приводнился в Коми в 1925 году возле Усть-Сысольска. Это был гидроплан «Юнкерс». Изначально он не должен был возить пассажиров, но некоторым все же удалось полетать. Среди первых пассажиров был поэт и драматург Виктор Савин.

Следующий самолет появился в Коми только в 1930 году. Это был «Дорнье Комета», который приземлился на лед в районе местечка Париж. Там образовали первый аэродром.

DSC00013.jpg

В 1930 году также состоялся первый рейс Сыктывкар — Котлас — Архангельск. Полет длился восемь холодных часов: воздушное судно тогда не отапливалось, и пассажиры серьезно замерзли. Билет на этот рейс стоил 170 рублей. К примеру, тогда учителя за месяц получали 32 рубля.

Помощь во время войны

В Коми во время Великой Отечественной войны производили «внутренности» для техники: самолеты в то время были изнутри деревянными, и в Усть-Сысольске производили планки, на которых сверху «натягивалась» материя, фанера или металл.

DSC00047.jpg

Первая авиация

Первая авиация в Коми была лагерной. Летчики летали вместе с конвоем на Р-5. С лагерными летчиками были связаны и первые авиаинциденты. Так, в 1934 году пилот Лев Ковалевский и бортмеханик Илларион Поплавский на «Юнкерсе» неудачно приземлились в районе Усть-Цильмы — самолет разбился об лед.

DSC00024.jpg

Вторая катастрофа случилась в 1946 году с самолетом По-2. Пилоты увидели лося, решили его погонять и начали над ним летать. Они так увлеклись, что задели верхушки деревьев, самолет упал и разбился. Пилоты выжили.

Первый аэропорт также был связан с лагерями. Он находился в деревне Карпушка Усть-Цилемского района и принадлежал Ухтпечлагу.

Еще один огромный аэропорт находился в нынешнем Аджероме (тогда он назывался Пезмог). Он принимал очень тяжелые самолеты, которые, как правило, садились на бетонную полосу. При этом в Аджероме они спокойно приземлялись на земляную полосу. Чтобы получить такую полосу, в Пезмог согнали сотни заключенных, которые слой за слоем утрамбовали глину.

DSC00005.jpg

Первый аэропорт

Первый аэропорт в Сыктывкаре находился на нынешней улице Савина. По-настоящему развитие гражданской авиации в Коми началось после войны в 1946 году. Сначала сыктывкарцы летали на Ли-2, потом на Ил-14. В Ил-14 уже появились стюардессы.

Первая катастрофа с пассажирами в Коми случилась именно с Ил-14. В 1960 году во время рейса Ленинград — Горький — Сыктывкар метеорологи забыли сообщить, что будет гроза, и в воздушное судно попала молния. Пассажиры и команда погибли.

DSC00236.jpg

В то время требования к безопасности не были жесткими. Историк Игорь Сажин рассказал о своем воспоминании из детства: ему было 8 лет, брату — 7 лет, и они без помех шли к маме на работу прямо через взлетно-посадочную полосу.

— До самолета провожали как до поезда. Помню, как-то был у мамы на работе и увидел целую свадьбу. Молодоженов провожали с гармошкой, все пьяные, веселые. Все было открыто. Потом уже, когда однажды одного из гармонистов прибило винтом, решили отгородить провожающих. Поставили низкий заборчик, через который люди спокойно перепрыгивали, передавали через него что-то, — поделился Игорь Сажин.

Смена самолетов и трагедия в режиме реального времени

Большим чудом для сыктывкарцем стал Ан-10. В отличие от Ил-14 он летел всего 2 часа 20 минут до Москвы. Стюардессы начали кормить и поить пассажиров.

Но Ан-10 оказались очень ненадежными. Одна трагедия произошла прямо на глазах сыктывкарцев. Воздушное судно летело над Максаковкой 8 февраля 1963 года, упало и разбилось. Грохот был слышен всем. Полет был тренировочным, пассажиров не было. Но вся команда погибла.

Катастрофы с Ан-10 начались по всей стране, и от них решили отказаться. В 1972 году аэропорт Сыктывкара опустел. Ситуация попытались выправить за счет Ил-18, которых было немного, но они положение не спасли. Люди начали пересаживаться на поезда.

DSC00268.jpg

Так продолжалось до 1973 года, когда появился Ту-134. Рейс длился уже 1 час 50 минут. Правда, с этим самолетом также случались проблемы. Самолет Ту-134 2 июля 1986 года летел по маршруту Воркута — Сыктывкар — Москва. На борту среди багажа находились бензопилы «Дружба». Самолет отлетел 75 километров от Сыктывкара, когда загорелась лампочка, оповещающая о пожаре. Командир сначала отправил бортмеханика, потом отправился проверять все сам, тем самым не выполнив правило. Люди уже задыхались от дыма.

— Командир стал разворачиваться и понял, что до Сыктывкара он не долетит. И принял жуткое решение садиться на деревья. Самолет пролетел по деревьям 200 метров, развалился почти полностью. Погибли 45 взрослых и 7 детей. Еще 38 человек выжили. Причем, большая часть погибших встретили смерть из-за дыма, — рассказал Игорь Сажин.

Существовала версия, что самолет загорелся из-за заправленных бензопил, но она не нашла подтверждения. Причина той катастрофы до сих пор неизвестна.

После Ту-134 сняли с производства. Их сменили «Боинги».

DSC00288.jpg

Счастливый конец

Есть в истории гражданской авиации и немало историй, закончившихся хорошо. Один случай произошел в 1995 году в Шереметьево. Ту-134 должен был лететь из Москвы в Сыктывкар. Летчик Сергей Княжев уже разогнался, и вдруг ему наперерез выехал перуанский самолет. Столкновение вроде бы было неизбежно. Но пилот потянул на себя штурвал, самолет резко взлетел, но не смог набрать высоту. Он перепрыгнул и спокойно приземлился. Сергея Княжева наградили Орденом Мужества.

DSC00297.jpg

Второй интересный случай произошел с личным летчиком Бориса Ельцина — Владимиром Федорушкиным, который работал в Троицко-Печорске в начале карьеры. Как-то они летели в Лондон, и диспетчер сообщила о сильном тумане, велела идти на запасной аэродром. Владимир Федорушкин хотел повернуть, но Борис Ельцин сказал: «Какой запасной аэродром? Меня королева ждет!». Владимир Федорушкин ухитрился сесть в Хитроу в тумане. К нему после подошел руководитель центра полетов аэропорта и попросил показать, какое устройство позволило сесть в таких погодных условиях. Он очень удивился, когда узнал, что никакого прибора у Владимира Федорушкина не было.

1518

Материалы по теме:

Комментарии (33)

Добавить комментарий
  • Сыктывкаец
    08 апр. 2024 г., 13:01:48
    Ответить
    Каждый раз меня смущает название мероприятия. Как можно гулять по Сыктывкару, рассматривать объекты, которые появились в городе далеко после 1930 года, и называть это действо "Пешком по Усть-Сысольску"?
    2
    • зы
      08 апр. 2024 г., 13:16:43
      Ответить
      Зачастую и улицы, по которым водят экскурсантов, появились в городе после 1930 года.
      2
      • Изя
        08 апр. 2024 г., 15:25:49
        Ответить
        И Сажен появился после 1930 г. Этот иноагент до сих пор живет в Усть-Сысольске, который у него в голове.
        7
      • Пешком по Мозгу
        08 апр. 2024 г., 15:31:47
        Ответить
        Это какие улицы?

        Улица Кирова? Или может улица Савина? По вашему они появились после 1930го?!
        3
        • Пешком по Сыктывкару
          08 апр. 2024 г., 15:46:55
          Ответить
          К примеру, улица Коммунистическая. Экскурсию водили к зданию СГУ.
  • Столько фактических ошибок.
    08 апр. 2024 г., 13:13:33
    Ответить
    вместо АН-10 ставит - АН-2, вместо военно-транспортного самолёта ВВС Перу - лайнер....
    бедная, бедная провинция. Умы утекают, "правозащитники" переквалифицируется в экскурсоводов...
    3
    • Господину, который не провинциал
      08 апр. 2024 г., 13:21:06
      Ответить
      Ты, как понимаю, живешь не в провинции. Что же заставляет тебя смотреть провинциальные новости?
      1
    • *
      08 апр. 2024 г., 13:59:27
      Ответить
      На неточности и ошибки можно указывать без оскорбления и унижения людей, допустивших неточность.
      1
      • Хам
        08 апр. 2024 г., 19:39:07
        Ответить
        так быстрее доходит
        5
  • Наташа
    08 апр. 2024 г., 13:18:14
    Ответить
    Если китаи и Тайвань не прекратят конфликт может начаться третья мировая.
  • ну да
    08 апр. 2024 г., 13:22:35
    Ответить
    а для них какая разница,ан-10,или ан-2,главное самолет,который еще и летает
    7
    • Разница
      08 апр. 2024 г., 15:13:16
      Ответить
      Самоутверждаемся? Уверенные в своей правоте люди так не делают. Заметил неточность - молодец, но на личноти переходить не надо.
      3
  • Балаболка
    08 апр. 2024 г., 13:24:23
    Ответить
    Играй гармонь
    1
  • 123
    08 апр. 2024 г., 13:36:41
    Ответить
    А глину из Аджерома кто увез потом? Весь Аджером на песке стоит.
  • Ничего не понял.
    08 апр. 2024 г., 13:52:57
    Ответить
    Погибли 45 взрослых и 7 детей. Еще 38 человек.
    кто это писал?

    @Погибли 45 взрослых и 7 детей. Еще 38 человек.@
    как ЭТО читать и осмыслить без бутылки?
  • Игорь Бобраков
    08 апр. 2024 г., 14:41:41
    Ответить
    Ошибки
    Коллеги, исправьте, пожалуйста два предложения. 1. "Катастрофы с Ан-2 начались по всей стране...". Не АН-2, а АН-10". 2. " Еще 38 человек..." Надо добавить, что 38 человек чудом выжили.
    • Бобракову
      08 апр. 2024 г., 15:26:50
      Ответить
      А Игорь Бобраков в старые времена принципиально не вступал ни в какую переписку с анонимами, даже когда они указывали ему на явную ошибку в его тексте. Игорь, репортаж о вашей экскурсии на БНК анонимный))) Даже фамилии главного редактора не найти. К каким коллегам обращаешься?
      • Так
        08 апр. 2024 г., 15:35:39
        Ответить
        Обращаться насчет ошибок нужно к учредителям издания, в Желтый дом.
        • Куда обращаться
          08 апр. 2024 г., 15:52:39
          Ответить
          Как понимаю, у Желтого дома с редакцией издания прямой телефон))).
        • *
          08 апр. 2024 г., 18:18:07
          Ответить
          Для нынешнего Желтого дома нынешний Игорь Бобраков кем будет?
          • *
            08 апр. 2024 г., 19:58:52
            Ответить
            экскурсоводом)))
  • Инкассатор
    08 апр. 2024 г., 14:45:50
    Ответить
    Имя командира Ту-134 - Сергей, а не Леонид.
    Сергей Михайлович Княжев.
  • Пассажирка
    08 апр. 2024 г., 15:02:54
    Ответить
    Что-то смущает меня сей факт - "Катастрофы с Ан-2 начались по всей стране, и от них решили отказаться. В 1972 году аэропорт Сыктывкара опустел". Уже поправили, что в этом тексте говорится об АН - 10. Не знаю, когда от них отказались, но пять лет с 1971 по 1975 годы я летали на АН-10 в Корткеросский район (а именно в Богородск). Так что малая авиация тогда, в 70-ые, работала как часы!
    2
    • Инкассатор
      08 апр. 2024 г., 15:49:11
      Ответить
      Ан-10 - это 100-местный лайнер, он не мог летать в Богородск. И эксплуатации АН-10 прекратилась в 1972 году.
      На местных линиях были АН-2, Ан-14, Як-12 и позже Ан-28.
      • 0
        09 апр. 2024 г., 0:13:29
        Ответить
        Ещё Ан-24 летал на местных линиях. Ан-28 попозже появился. И Як-40 помню. А вот Ан-14 не помню. Может, с Ил-14 путаете? А уж совсем давно летал ещё Ли-2, с квадратными иллюминаторами. Полетала на нём в детстве и юности... И помню ещё какой-то самолётик, всего 8 пассажиров влезало, но вроде Як назывался, может, как раз Як-12.
        • Инкассатор
          09 апр. 2024 г., 2:23:44
          Ответить
          Нет, именно Ан-14 "Пчёлка". Ил-14 тоже были, целая эпоха, но они были больше лайнера и на межобластных маршрутах. А Ан-14 в Коми АССР, действительно, были, но намного меньше, чем Ан-2, вроде всего несколько единиц. Ан-14 был на 8 пассажиров, а Як-12 на 3 пассажиров.
    • Галина
      08 апр. 2024 г., 15:55:57
      Ответить
      Ан-10 в Богородск летать не мог. Это очень большой самолёт - 100 пассажиров, три салона. Он летал на дальние расстояния. А вот Ан-2, возможно, летал
  • Правая рука Дзюбы
    08 апр. 2024 г., 15:05:35
    Ответить
    Разбился Об лед ? Темнота...
  • устьцилеи
    08 апр. 2024 г., 15:25:43
    Ответить
    село
    название Карпушевка
  • Житель
    08 апр. 2024 г., 19:03:14
    Ответить
    Винтом самолета
    порубило совсем не гормониста, а обычного паренька, моего знакомого. Они с товарищем задержались на посадку и бежали мимо запущенных двигателей, и его воздушным потоком затянуло под винт… После чего стали более строго организовывать посадку пассажиров и тд
  • вася кирульский
    08 апр. 2024 г., 19:05:41
    Ответить
    легко говорить...особенно потом.
    Все умные...спасу нет.Сажин не сдавайтесь...а то наш Сыктывкар превратится в дыру-запустения, на которую уже жутко похож.
  • 0
    08 апр. 2024 г., 19:48:48
    Ответить
    В 1972 году аэропорт Сыктывкара опустел
    В 1973 году летели с папой домой, пришлось заночевать в Сыктывкаре. Мест в гостинице не нашлось. Все кресла в зале были заняты, спали прямо на полу - весь аэропорт был забит людьми.
    • СССР
      09 апр. 2024 г., 6:50:37
      Ответить
      Дешёвые билеты
      1