Упавший на глазах сыктывкарцев самолет и «чудо-прибор» личного летчика Бориса Ельцина: история гражданской авиации в Коми
В Сыктывкаре прошла очередная экскурсия проекта «Пешком по Усть-Сысольску», посвященная гражданской авиации. Игорь Сажин и Игорь Бобраков рассказали о трагедии, которая произошла буквально на глазах сыктывкарцев, и о том, как сообразительный пилот избежал страшных последствий, заставив самолет «перепрыгнуть» через другой.
Первый летчик
Первый коми летчик появился еще до зарождения гражданской авиации в республике. Им стал Петр Истомин ― его имя сейчас носит сыктывкарский аэропорт.
Петр Истомин родом из Усть-Ухты, до службы в армии работал на нефтепромыслах. В 1913 году его призвали и отправили в Кронштадт, там он учился на машиниста. После первый коми летчик служил на крейсере «Витязь».
В 1916 году Петра Истомина снова отправили в Кронштадт для учебы в школе военных бортмехаников летательных аппаратов. После вступления в партию большевиков он уехал в Ропшу, где учился в авиационной школе. Закончить обучение летчик не успел, так как началась война. В 1919 самолет Петра Истомина был сбит, жителя Коми взяли в плен белые и расстреляли.
Первый самолет в Коми
Первый самолет приводнился в Коми в 1925 году возле Усть-Сысольска. Это был гидроплан «Юнкерс». Изначально он не должен был возить пассажиров, но некоторым все же удалось полетать. Среди первых пассажиров был поэт и драматург Виктор Савин.
Следующий самолет появился в Коми только в 1930 году. Это был «Дорнье Комета», который приземлился на лед в районе местечка Париж. Там образовали первый аэродром.
В 1930 году также состоялся первый рейс Сыктывкар — Котлас — Архангельск. Полет длился восемь холодных часов: воздушное судно тогда не отапливалось, и пассажиры серьезно замерзли. Билет на этот рейс стоил 170 рублей. К примеру, тогда учителя за месяц получали 32 рубля.
Помощь во время войны
В Коми во время Великой Отечественной войны производили «внутренности» для техники: самолеты в то время были изнутри деревянными, и в Усть-Сысольске производили планки, на которых сверху «натягивалась» материя, фанера или металл.
Первая авиация
Первая авиация в Коми была лагерной. Летчики летали вместе с конвоем на Р-5. С лагерными летчиками были связаны и первые авиаинциденты. Так, в 1934 году пилот Лев Ковалевский и бортмеханик Илларион Поплавский на «Юнкерсе» неудачно приземлились в районе Усть-Цильмы — самолет разбился об лед.
Вторая катастрофа случилась в 1946 году с самолетом По-2. Пилоты увидели лося, решили его погонять и начали над ним летать. Они так увлеклись, что задели верхушки деревьев, самолет упал и разбился. Пилоты выжили.
Первый аэропорт также был связан с лагерями. Он находился в деревне Карпушка Усть-Цилемского района и принадлежал Ухтпечлагу.
Еще один огромный аэропорт находился в нынешнем Аджероме (тогда он назывался Пезмог). Он принимал очень тяжелые самолеты, которые, как правило, садились на бетонную полосу. При этом в Аджероме они спокойно приземлялись на земляную полосу. Чтобы получить такую полосу, в Пезмог согнали сотни заключенных, которые слой за слоем утрамбовали глину.
Первый аэропорт
Первый аэропорт в Сыктывкаре находился на нынешней улице Савина. По-настоящему развитие гражданской авиации в Коми началось после войны в 1946 году. Сначала сыктывкарцы летали на Ли-2, потом на Ил-14. В Ил-14 уже появились стюардессы.
Первая катастрофа с пассажирами в Коми случилась именно с Ил-14. В 1960 году во время рейса Ленинград — Горький — Сыктывкар метеорологи забыли сообщить, что будет гроза, и в воздушное судно попала молния. Пассажиры и команда погибли.
В то время требования к безопасности не были жесткими. Историк Игорь Сажин рассказал о своем воспоминании из детства: ему было 8 лет, брату — 7 лет, и они без помех шли к маме на работу прямо через взлетно-посадочную полосу.
— До самолета провожали как до поезда. Помню, как-то был у мамы на работе и увидел целую свадьбу. Молодоженов провожали с гармошкой, все пьяные, веселые. Все было открыто. Потом уже, когда однажды одного из гармонистов прибило винтом, решили отгородить провожающих. Поставили низкий заборчик, через который люди спокойно перепрыгивали, передавали через него что-то, — поделился Игорь Сажин.
Смена самолетов и трагедия в режиме реального времени
Большим чудом для сыктывкарцем стал Ан-10. В отличие от Ил-14 он летел всего 2 часа 20 минут до Москвы. Стюардессы начали кормить и поить пассажиров.
Но Ан-10 оказались очень ненадежными. Одна трагедия произошла прямо на глазах сыктывкарцев. Воздушное судно летело над Максаковкой 8 февраля 1963 года, упало и разбилось. Грохот был слышен всем. Полет был тренировочным, пассажиров не было. Но вся команда погибла.
Катастрофы с Ан-10 начались по всей стране, и от них решили отказаться. В 1972 году аэропорт Сыктывкара опустел. Ситуация попытались выправить за счет Ил-18, которых было немного, но они положение не спасли. Люди начали пересаживаться на поезда.
Так продолжалось до 1973 года, когда появился Ту-134. Рейс длился уже 1 час 50 минут. Правда, с этим самолетом также случались проблемы. Самолет Ту-134 2 июля 1986 года летел по маршруту Воркута — Сыктывкар — Москва. На борту среди багажа находились бензопилы «Дружба». Самолет отлетел 75 километров от Сыктывкара, когда загорелась лампочка, оповещающая о пожаре. Командир сначала отправил бортмеханика, потом отправился проверять все сам, тем самым не выполнив правило. Люди уже задыхались от дыма.
— Командир стал разворачиваться и понял, что до Сыктывкара он не долетит. И принял жуткое решение садиться на деревья. Самолет пролетел по деревьям 200 метров, развалился почти полностью. Погибли 45 взрослых и 7 детей. Еще 38 человек выжили. Причем, большая часть погибших встретили смерть из-за дыма, — рассказал Игорь Сажин.
Существовала версия, что самолет загорелся из-за заправленных бензопил, но она не нашла подтверждения. Причина той катастрофы до сих пор неизвестна.
После Ту-134 сняли с производства. Их сменили «Боинги».
Счастливый конец
Есть в истории гражданской авиации и немало историй, закончившихся хорошо. Один случай произошел в 1995 году в Шереметьево. Ту-134 должен был лететь из Москвы в Сыктывкар. Летчик Сергей Княжев уже разогнался, и вдруг ему наперерез выехал перуанский самолет. Столкновение вроде бы было неизбежно. Но пилот потянул на себя штурвал, самолет резко взлетел, но не смог набрать высоту. Он перепрыгнул и спокойно приземлился. Сергея Княжева наградили Орденом Мужества.
Второй интересный случай произошел с личным летчиком Бориса Ельцина — Владимиром Федорушкиным, который работал в Троицко-Печорске в начале карьеры. Как-то они летели в Лондон, и диспетчер сообщила о сильном тумане, велела идти на запасной аэродром. Владимир Федорушкин хотел повернуть, но Борис Ельцин сказал: «Какой запасной аэродром? Меня королева ждет!». Владимир Федорушкин ухитрился сесть в Хитроу в тумане. К нему после подошел руководитель центра полетов аэропорта и попросил показать, какое устройство позволило сесть в таких погодных условиях. Он очень удивился, когда узнал, что никакого прибора у Владимира Федорушкина не было.
Комментарии (33)
Улица Кирова? Или может улица Савина? По вашему они появились после 1930го?!
@Погибли 45 взрослых и 7 детей. Еще 38 человек.@
как ЭТО читать и осмыслить без бутылки?
Сергей Михайлович Княжев.
На местных линиях были АН-2, Ан-14, Як-12 и позже Ан-28.