content/news/images/168780/IMG_6274.jpg
14:00, 22.02.2024 / ЭКОНОМИКА

«Сыктывкар — столица кофе»: как на Севере создали компанию всероссийского уровня

Выращивание зерен и производство кофе ассоциируются с южными теплыми краями, но флагман российской отрасли находится вовсе не там. Столица Коми открыла новую страницу в истории этого бизнеса. Именно в северном городе бренд MakBush развивает обжарку кофе и на протяжении 20 лет успешно доказывает, что даже на Севере это прибыльно и престижно.

«Сыктывкар — столица кофе»: как на Севере создали компанию всероссийского уровня
Фото БНК

Основатель MakBush Наталья Макаренкова рассказывает, что ее любовь к кофе началась в 17 лет. Она надолго переехала в Абхазию, где был культ этого напитка, а по возвращению в родной Сыктывкар посидела две недели без него и поняла, что так пропадет. Вместе с Игорем Бушковским — тоже основателем и директором MakBush — 20 лет назад решилась открыть чайно-кофейный магазин на 9 квадратных метров и самостоятельно завезти зерна. Первый ростер (машина для обжарки) был всего лишь на 1 кг с суточным рекордом 35 кг обжаренного зерна.

Сейчас MakBush в сутки делает больше 4 т — это один из показателей развития бренда и компании за два десятка лет. Зерно завозят из Бразилии, Колумбии, Никарагуа, Перу, Эфиопии, Руанды, Индии и Вьетнама. У предприятия несколько направлений: продажа зерна (зеленого или молотого), производство капсул и дрипов. Из маленького офиса в 9 «квадратов» оно разрослось до компании со своим брендом, которая работает по всей России. Например, поставляет зерна в «Додо Пицца», которая тоже начинала свой путь в Сыктывкаре. Но даже маленькая кофейня может стать партнером MakBush.

IMG_6264.jpg

— Для нас важен каждый клиент. У нас раньше порог был: продажи начинали от 50 килограмм. Мы его снизили до 10. Потому что открывается какая-то кофейня, сейчас она маленькая, через три года разрастется. Мы ко всем клиентам относимся одинаково, — рассказывает директор коммерческого отдела компании Илья Курто.

На MakBush ценят качество. Следят за этим на каждом этапе. Обжарка механизирована, и для каждого сорта или клиента есть свой профиль — получается уникальный продукт. Каждая деталь, которая может повлиять на качество кофе, контролируется программным обеспечением, у которого нет аналогов в мире.

На предприятии 28 стандартов организации, все оборудование сертифицировано. В январе 2024 года компания прошла инспекционный аудит и подтвердила соответствие международным стандартам пищевой безопасности. Это не только забота о своем клиенте, но и конкурентное преимущество.

Мощность производства MakBush на 2023 год составила 800 тыс. жареного зерна. По сравнению с 2021-ым этот показатель вырос в два раза. Помощь оказывают власти республики, так как это выгодно всем сторонам — появляются новые экспортеры, например, Беларусь, Казахстан, Узбекистан. В будущем марте MakBush будет участвовать в выставке в Китае, надеясь привлечь новых партнеров.

Работать именно в Сыктывкаре основателей MakBush подталкивает любовь. Игорь Бушковский ценит комфорт маленького города:

— Многие спрашивают: «Почему Сыктывкар?» — Мне очень нравится, что мы сейчас тут с вами сидим, центр города, я на машину сяду, 15 минут — и я в лесу. Здесь эта близость всего, что я люблю, что приносит мне удовольствие, радует.

Наталья Макаренкова даже не думала о смене города:

— Не было мысли переехать. Это моя Родина. Я люблю свой город, и я люблю свою республику.

Любовь к кофе и малой Родине, желание развиваться именно тут MakBush воспитывает в своих сотрудниках. Сейчас компании нужна свежая кровь в инженерный штат. Таких на рынке мало, поэтому совместно с Сыктывкарским политехническим техникумом предприятие открыло кружок профориентации по радиоэлектронике. Его работу MakBush финансирует полностью, сейчас в нем занимаются 22 школьника. Кружок должен помочь им осознанно пойти получать среднее или высшее образование по инженерному профилю.

Действующие сотрудники считают работу престижной, ведь на Севере обжаривать кофе качественно может не каждый. Коллектив общими силами стремиться улучшать работу и совершенствоваться. Так на предприятии появились капсулы, зерно для которых намалывают на итальянской кофемолке с уникальной технологией. На промышленном оборудовании при большом объеме намалывании зерна, например, 500 кг, жернова нагреваются, металл расширяется, помол «съезжает». На итальянской технике есть подача азота, который охлаждает жернова.

IMG_6310.jpg

Следуя трендам, сделали ребрендинг, который подчеркивает связь с Сыктывкаром и Коми. Паттерны в нем — медведь, птица, кофейное зерно и морошка. Сопровождает их фраза «Из Коми с любовью», которая передает часть тепла из Севера покупателям. Игорь Бушковский подчеркивает, что впереди еще много проектов:

— Я горжусь своей компанией. Когда любишь свое дело, все получается.

БНК

3111