Из блогов: «Музыкальное путешествие в неведомое»
В Сыктывкаре вот-вот произойдет конец света. Так проанонсировал Первый фестиваль академической музыки «Традиции и классика авангарда» председатель Союза композиторов Коми Михаил Герцман в своем блоге на БНКоми. Он объяснил, почему это музыкальное действо сравнимо с концом света и рассказал, что приготовили организаторы фестиваля любителям музыки.
Фото Андрея Ретанова
В ПРЕДДВЕРИИ КОНЦА СВЕТА
НЕЗАДОЛГО ДО КОНЦА СВЕТА
Вот-вот в Сыктывкаре произойдёт событие, которое по своей значимости и степени ожидания соотносимо разве что с концом света. Точнее сказать, это событие начнётся чуть раньше, но продолжится аккурат до «роковой» даты. Я говорю о Первом фестивале академической музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда», намеченном на 17-21 декабря 2012 года.
Мы долго готовились и ещё дольше ждали его. Ожидание это длилось не один год, и те, от кого зависело выделение денег на его проведение (будем справедливы!), ни разу нам не отказали в них. Ни разу! Но в последнюю минуту, когда фестиваль становился, казалось, неотвратимым, возникали непредвиденные обстоятельства, отменявшие его проведение. Один раз, помнится, некое безответственное лицо из вредности не подписало приказ о проведении фестиваля, в другой раз деньги, выделенные на «наш» фестиваль, «бросили» на другой фестиваль, показавшийся кому-то важнее, в третий... в четвертый... в пятый... Чуть не сказал: «И так продолжалось до тех пор, пока не стала известна точная дата конца света».
Но на этот раз фестиваль всё-таки состоится, невзирая на календарь майя – колледж искусств выиграл грант Главы республики на проведение фестиваля под названием «Традиции и классика авангарда».
«Что за странное название?» – спросите вы. Действительно, музыкальных фестивалей такой направленности в нашей республике никогда не было.
НЕОБХОДИМАЯ ИНФА
Всё очень просто. «Авангардный» - значит, «идущий впереди». Не всегда, но часто художники, идущие впереди, становятся классиками. С этой позиции, те, кого позже назвали венскими классиками, – Гайдн, Моцарт и Бетховен – были для своего времени, безусловно, авангардистами. Хотя само слово «авангард» в применении к искусству – не военному, а музыкальному – стало применяться лишь на рубеже XIX и XX веков, в период расцвета так называемой «новой венской школы» – А. Шёнберга, А. Берга и А. Веберна.
Ныне термин «авангард» применим практически к любой экспериментальной академической музыке, несущей в себе достаточно радикальную стилистическую новизну по отношению к господствующей сегодня музыкальной эстетике. Правда, по каким критериям оценить сегодняшнюю эстетику и как определить радикальность противостоящего ей авангарда, точно не скажет никто.
И тут надо отметить, что мировая авангардная музыка в большой мере «перебродила» поисками новизны. Во всяком случае, радикальных музыкальных новаторов, пришедших в 50-70 годы, – таких, за которыми бы устремлялась композиторская молодёжь, – давненько не появляется. И музыка, которую мы когда-то считали крутым авангардом (того же К. Штокхаузена или А. Пярта), ныне выглядит достаточно респектабельно.
Впрочем, отношение к музыкальному авангарду во многом зависит от личного и коллективного слухового опыта. И если говорить именно о коллективном слуховом опыте, то в последнее время мы незаметно для себя начинаем находить нечто общее в музыке даже очень далёких друг от друга авангардистов. Мало-помалу у нас формируется к ним уже более целостное отношение – как «эпохе». Как, к примеру, к «эпохе венских классиков», «романтизму», «нововенцам», «старинной музыке» – а ведь и те музыкально-исторические эпохи создавались очень разными по стилю композиторами!
КАК ЭТО БУДЕТ
Начнётся наше музыкальное действо с торжественно-печальной ноты – фестиваль мы посвятили памяти классика коми музыки Якова Сергеевича Перепелицы, 85-летие которого отмечается в этом году. Возможно, в 60-годах его «Яг-Морт» (первый национальный балет!) кем-то воспринимался как авангард, а сегодня это произведение уже давно стало классикой традиционной музыки...
Потому-то мы и назвали наш фестиваль «Традиции и классика авангарда». Нам дорог любой слушатель, пришедший в зал, независимо от его слухового опыта. Я уверен, что интересно будет всем – и тем, кому традиционная музыка покажется авангардной, и тем, кому и крутой авангард покажется вполне привычным. А значит, каждому из слушателей музыка подарит ту радость, которую он сможет или захочет воспринять.
Очень интересными и информационно насыщенными станут концерты 17 и 21 декабря – концерты открытия и закрытия фестиваля (они состоятся, соответственно, в Академическом театре драмы и Театре оперы и балета).
В первом концерте прозвучит «дайджест» лучшего, что создано в жанре хоровой и оркестровой музыки нашими коми композиторами. Сыктывкарцы услышат не только музыку, удостоенную государственных наград и нашей республики, и России, но и новые произведения, которые прозвучат впервые. Авторами оркестровых премьер предстоит стать Наталье Осиповой и Сергею Носкову. Хоровое же исполнение музыки наших композиторов будет обязано титаническим усилиям хормейстеров Ольги Рочевой и Владимира Цыганкова.
В заключительном (как и в первом концерте фестиваля) - вновь будет исполняться хоровая и оркестровая музыка. В хоровом блоке прозвучат произведения Е. Подгайца, М. Герцмана и В. Гаврилина (хормейстер Наталья Масанова). Инструментальный блок составит музыка Арво Пярта («Tabula rasa») и Софии Губайдулиной («Семь слов»). Дирижёром сводного оркестра колледжа искусств и театра оперы и балета выступит Антон Ледовский.
НЕОБХОДИМАЯ ИНФА
«Tabula rasa» – музыка для двух скрипок, струнного оркестра и «препарированного» рояля (на его струны будут положены оговорённые автором предметы). «Tabula rasa» в переводе с латыни значит «чистая доска». Так ещё в Древней Греции назывались покрытые воском дощечки, на которые наносился текст. Но в данном контексте такой «дощечкой» станет наше воображение. Нанести информацию на эту «дощечку» предстоит самим слушателям. Добавлю: это сочинение минималиста Пярта мастерски передаёт зыбкое, пограничное душевное состояние – в музыке почти ничего не происходит, оно эмоционально «закрыто». Поэтому нам потребуется совершить некое духовное усилие навстречу музыке. Раскрыть её. И мы, слушая её, всякий раз будем по-разному заполнять дощечку, как бы «дополняя», «досочиняя» автора...
В исполнении Партиты для баяна, виолончели и струнного оркестра «Семь слов» композитора Софии Губайдулиной примут участие наши гости – выдающиеся музыканты, которым, кстати говоря, композитор и посвятила это произведение – народные артисты России Фридрих Липс (баян) и Владимир Тонха (виолончель). Партита (буквально «разделённая на части») Софии Губайдулиной «Семь слов» это не что иное как воплощённые в музыке те самые последние семь слов, которые, согласно Евангелию, произнёс Иисус на кресте. Именно такие названия и носят части партиты. Это произведение принесло композитору всемирную известность.
ЧТО ЗА ГАМ?
Много нового и интересного подарит нам московский камерный коллектив «ГАМ-ансамбль». Сразу советую запомнить имя композитора Олега Пайбердина – создателя этого коллектива. Обращаю ваше внимание и на «многоликость» названия коллектива. По-русски «ГАМ» это всего лишь «шум», английское «GAME» означает «игру», а имя нашего коллективного гостя расшифровывается уже как «Галерея Актуальной Музыки».
В программы ГАМ-ансамбля включены, разумеется, произведения классиков отечественного и зарубежного музыкального авангарда XX века. Главное, что особенно интересует коллектив, это музыка, созданная за последние 15-20 лет. То есть музыка, скажем так, «первой свежести». А поскольку музыкантов интересуют проекты, связанные с пересечением музыкального и визуального аспектов в искусстве (то есть, для исполнения музыки им нередко требуется экран), их выступления приобретают и некий интригующий элемент.
НЕОБХОДИМАЯ ИНФА
Нам будут представлены две непохожие, а в чём-то даже противоположные программы (мы отдаём «ГАМ-ансамблю» два вечера – 18 и 19 декабря). Первый из концертов, который состоится в "Югоре" и рассчитан на достаточно искушённого слушателя («Молодая Европа – Молодая Россия»), познакомит нас с музыкальной панорамой сегодняшнего российского и европейского авангарда. Второй, в филармонии («Старый-старый авангард»), позволит нам узнать такие не слишком известные композиторские имена, как Джочинто Шелси, Антонио Агостини, Марк Андре, «тот самый Штокхаузен» и другие. Прозвучат в их исполнении произведения и наших композиторов – Натальи Осиповой и Татьяны Харитоновой. Будет исполнена также музыка и самого Олега Пайбердина. Наверняка для большинства слушателей музыка перечисленных авторов окажется открытием. Хочу верить – приятным.
ДРУГОЙ БАЯН
Особо следует сказать ещё об одном вечернем концерте – вечере баянной музыки «Баян XXI века», который состоится 20 декабря в зале колледжа искусств. Слушатели, соприкасающиеся с баяном нечасто, будут весьма удивлены тем, каким стал сегодня этот инструмент по сравнению со временем, скажем, двадцатилетней давности. И исполнительская техника, и (главное!) репертуар стали совсем другими. Теперь баянисты играют авторов, находящихся на самом пике современных музыкальных тенденций. И студенты, и преподаватели народного отделения колледжа искусств докажут это, исполнив музыку не только недавно ушедших А. Репникова, В. Золотарёва и А. Кусякова (памяти которых посвящён этот концерт), но и произведения ныне здравствующих Е. Подгайца, С. Беринского, С. Губайдулиной.
А В ТЕ ЖЕ ДНИ
Мы говорили пока лишь о вечерних концертах, но, поверьте, не меньший интерес любителей современной музыки должны вызвать и дневные (бесплатные) концерты. Все они будут происходить в разных залах в 14 часов и в те же дни, что и вечерние.
Так, 17 декабря (в день открытия фестиваля) в колледже искусств состоится концерт, где будет звучать музыка для детей самых разных композиторов (от Якова Перепелицы до Дариуса Мийо) в исполнении учащихся музыкальной школы, гимназии искусств и колледжа искусств. В 14 часов следующего дня там же прозвучит серьёзная камерная музыка А. Шнитке, А. Пярта, Ф. Мартена, С. Губайдулиной и других композиторов в исполнении студентов и преподавателей колледжа искусств, а также музыкантов города.
Среди дневных концертов я бы особо выделил авторский концерт нашего композитора Ирины Блинниковой 19 декабря (она единственная из нас решилась на такой подвиг). В её авторском концерте примут участие самые известные солистки нашего оперного театра Альфия Коротаева и Ольга Сосновская, а также молодая талантливая солистка Алёна Лодыгина. Концертмейстером этого концерта будет замечательная пианистка Ребекка Магомедова. И, наконец, 20 декабря всех любителей современной музыки приглашает концертный зал гимназии искусств – на этот раз продемонстрируют своё чувство современности учащиеся этого учебного заведения, исполнив музыку коми композиторов.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ
Я обращаюсь ко всем, кто неравнодушен к музыке. К любой. Главное – к Музыке.
Как бы вы ни относились к современной музыке академического направления, мы приглашаем вас на ВСЕ девять концертов нашего фестиваля. Мы (как и вы) не можем предсказать впечатлений, которые вы получите от услышанной музыки. Потому что вам (как и нам) предстоит сделать шаг в Неведомое.
Но мы, устроители фестиваля, гарантируем одно – вы станете участниками самого неповторимого интеллектуального и художественного приключения, которое когда-либо происходило в Республике Коми.
А это, уверяю вас, поинтереснее конца света, который обещают уже в 101-й раз...
ПРИМЕЧАНИЕ: Будут ещё и пресс-конференция, будет немало творческих встреч, в том числе и с посланцем Союза композиторов России заслуженным деятелем искусств РФ, секретарём СК РФ Анатолием Киселёвым, состоится и круглый стол, где гости, участники и организаторы фестиваля подведут творческие итоги – всё это можно узнать из «Рабочего календаря фестиваля», публикуемого ниже.
РАБОЧИЙ КАЛЕНДАРЬ ФЕСТИВАЛЯ
17 декабря, понедельник
11.00 - Финно-угорский культурный центр РФ (ул. Ленина, д. 7)
Пресс-конференция, посвящённая началу фестиваля
14.00 - актовый зал колледжа искусств
Дневной концерт. Музыка для детей и юношества
Участники – учащиеся городских музыкальных школ, гимназии искусств, сектора педагогической практики колледжа искусств, студенты и преподаватели колледжа искусств
Вход свободный
18.00 - театр драмы (ул. Первомайская, д.56)
«Сохранись вовек!»
Оркестровая и хоровая музыка композиторов Республики Коми в исполнении академического хора и камерного оркестра Колледжа искусств РК
В программе: сочинения Михаила Герцмана, Татьяны Харитоновой, Валентины Брызгаловой, Сергея Носкова, Ирины Блинниковой, Станислава Васильева, Натальи Осиповой
Дирижёры: Антон Ледовский (Сыктывкар)
Хормейстеры: Ольга Рочева, Владимир Цыганков (Сыктывкар)
Солисты: Владислав Дёмин (скрипка) - Петрозаводск, Респ. Карелия, Елена Лапшина (флейта), Валентина Брызгалова (фортепиано), Олег Соколов (ударные), Галина Маликова (меццо-сопрано), Игорь Маткаримов (тенор), Елена Лодыгина (сопрано)
Концертмейстер: Ольга Гонтарева
Вход по билетам
18 декабря, вторник
11.00 - актовый зал колледжа искусств
Творческая встреча. Композитор, почётный гость фестиваля Анатолий Киселёв (Москва)
14.00 - актовый зал колледжа искусств
Дневной концерт. Камерная музыка композиторов XX века
Исполнители – студенты и преподаватели колледжа искусств, артисты филармонии, театра оперы и балета.
Вход свободный
18.00 - Центр культурных инициатив «ЮГОР» (ул. Горького, д.2)
Молодая Россия – Молодая Европа
Концерт камерной музыки композиторов XX-XXI вв.
Играет ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль) – Москва
Вход по билетам
19 декабря, среда
11.00 - актовый зал колледжа искусств
Творческая встреча. Художественный руководитель и дирижёр ГАМ-ансамбля, композитор Олег Пайбердин (Москва)
14.00 - актовый зал колледжа искусств
«В родные края вернулся я...»
Авторский концерт композитора Ирины Блинниковой (Сыктывкар)
Исполнители – Ольга Сосновская, Альфия Коротаева, Алёна Лодыгина, Ребекка Магомедова
Вход свободный
18.00 - Коми филармония (ул. Ленина, д.61)
Старый-Старый Авангард
Концерт камерной музыки отечественных и зарубежных композиторов XX-XXI вв.
Играет ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль) - Москва
Вход по билетам
20 декабря, четверг
11.00 - актовый зал колледжа искусств
Творческая встреча с участниками фестиваля
14.00 - концертный зал Гимназии искусств при Главе Республики Коми (ул. Печорская, д.28)
Композиторы Республики Коми – детям. Концерт хоровой и инструментальной музыки
Исполнители – коллективы, учащиеся и преподаватели гимназии искусств
Вход свободный
18.00 - актовый зал колледжа искусств
Баян XXI века
Концерт академической музыки для баяна
В программе: А. Репников, Вл. Золотарёв, А. Кусяков, С. Губайдулина, Е. Подгайц
Исполнители: Николай Истомин, Захар Петрушин, Андрей Дикоев
В концерте принимает участие Елена Ардуванова (фортепиано)
Вход свободный
21 декабря, пятница
14.00 - Финно-угорский культурный центр РФ (ул. Ленина, д. 73)
Круглый стол по итогам проведения фестиваля
18.00 - театр оперы и балета (ул. Коммунистическая, д.32)
Традиции и классика авангарда
Закрытие фестиваля. Концерт симфонической и хоровой музыки отечественных композиторов XX-XXI вв.
В программе: С. Губайдулина, А. Пярт, Е. Подгайц, В.Гаврилин, М.Герцман
Солисты:
народный артист России Фридрих Липс (баян)
народный артист России Владимир Тонха (виолончель) - Москва
Сирануш Аджиян (скрипка)
Ольга Ульянова (скрипка)
Елена Ардуванова (фортепиано)
Дирижёр: Антон Ледовский
Хормейстер: Наталья Масанова
Камерный оркестр и академический хор театра оперы и балета
Вход по билетам
Ведущие концертов и мероприятий – композитор Михаил Герцман, студенты и преподаватели Колледжа искусств РК
Комментарии (8)
Комиляндия - Израиль . Каникулы !!! Море!!!!!Солнце!!!!!Апельсины !!!!!!!!
20 декабря 2012 г. — подготовка к концу света;
21 декабря 2012 г. — начало конца света;
22 декабря 2012 г. — официальное празднование конца света;
23 декабря 2012 г. — конец конца света;
24 декабря 2012 г. — отдых после конца света;
25, 26 декабря 2012 г. — новогодние утренники, елки…
...Новый год...
3 января 2013 г. — конец света по старому стилю!