content/news/images/167913/BOB_5026-1.jpg
13:52, 30.01.2024 / ЭКОНОМИКА

Этнопарк без смыслов: какое будущее предсказали туристической локации в селе Ыб

В Государственном совете Коми 30 января состоялось совещание по развитию туризма в республике. На нем зашла речь и о финно-угорском этнопарке в Сыктывдинском районе, который открылся в 2011 году. Одни из участников совещания назвали этот проект ошибкой предыдущего поколения руководителей, другие все еще видят в нем потенциал. Редакция БНК приводит тезисы из их выступлений.

Этнопарк без смыслов: какое будущее предсказали туристической локации в селе Ыб
Фото Виктора Бобыря

Игорь Гурьев, председатель Контрольно-счетной палаты Коми, которая занималась проверкой деятельности этнопарка в 2022-2023 годы

В структуре доходов этнопарка преобладают субсидии из республиканского бюджета, совокупно — более 130 миллионов рублей. То есть фактически за счет бюджета содержится этнопарк. Объем бюджетного финансирования государственного автономного учреждения «Финно-угорский этнокультурный парк» на выполнение госзадания в 1,5-4,5 раза превышает нормативно обоснованный размер, что необходимо для поддержания финансовой устойчивости учреждения в условиях недостаточности средств от деятельности, приносящей доход. В проверяемый период этнопарк посетило лишь 4,7% населения республики, или чуть более 34 тысяч человек. Одна из причин низкой посещаемости — отдаленность.

Транспортная проблема стала причиной и высокого уровня текучести кадров: в 2022 году при фактической численности работников 62 человека из учреждения уволились 52 сотрудника, приняты на работу были 55. За девять месяцев 2023 года при фактической численности 69 человек уволились 50 сотрудников, принято на работу 42. В последние годы динамика развития этнопарка по отношению к 2013-2015 годам характеризуется существенным снижением туристического потока. По мнению палаты, учитывая совокупность факторов, восстановить и стабилизировать туристический поток в этнопарк на приемлемом уровне невозможно без поддержки со стороны правительства Коми и профильного министерства.

BOB_1535.jpg

Евгений Пономаренко, заместитель председателя правительства — министр экономического развития, промышленности и транспорта (ведомство с июня 2023 года курирует туризм)

Все рекомендации мы принимаем полностью, потому что прекрасно понимаем, что работа находится не на должном уровне, и когда мы говорим про этнопарк, мы прекрасно понимаем, что туристический поток туда минимальный. Сейчас работу мы уже ведем, мы должны сформировать некую дорожную карту по увеличению посещения этнопарка, то есть мы сейчас проводим мониторинг услуг, которые там оказываются, и выявляем, что востребовано, а что — нет.

Если говорить про транспортную доступность, мы начали с прошлого года вопрос решать: у нас есть 514-й маршрут, который едет до Ыба, сейчас мы пытаемся встроить в этот механизм возможность заезда в этнопарк. И когда у нас эта схема заработает, тот автобус, который есть в этнопарке, сможет оказывать бесплатные услуги для детей — собирать их и привозить на какие-то программы.

Мы понимаем, что парк должен работать не так, как он работает сейчас: там должны быть какие-то арендаторы, которые оказывают ряд услуг на этих территориях, но для этого мы должны переделать его в другую форму.

BOB_1918.jpg

Ольга Останкова, и. о. директора финно-угорского этнопарка

На самом деле так и происходит: сейчас у нас год начался, опять ищем людей. Не все готовы ездить 60 километров каждый день, то есть это действительно большая сложность. Но мы справимся. Конечно, все, что сказано Контрольно-счетной палатой, мы приняли к сведению и работаем. Очень надеемся все исправить в этом году.

Иван Дегтярев, предприниматель, занимается развитием проекта «Еляты Club»

Я бизнесмен и понимаю основы бизнеса. Что в отеле, что в ресторане, что в этнопарке… есть такая уже набившая оскомину фраза: «Location, location, location» — «Место, место, место». Место — 80% успеха, все остальное вторично. Если ошиблись с местом, ушли не в ту сторону, что бы вы ни делали, вы гребете не в ту сторону, усилия бесполезны. В этнопарке сделана стратегическая ошибка с местом. Я понимаю, что люди, которые его делали, возможно, думали, что надо хоть какое-то место силы найти, и сказали: вот Ыб, много источников, храмы. Все понятно.

Второе: туристический объект это не койко-места, этот не номерной фонд — никто никогда не поедет никуда ради кровати, это тоже отраслевая аксиома. Нужно обязательно сценарий поведения людей, которые приезжают, им нужны смыслы, ради которых человек потратит свои деньги и время. Нужна ценность, неизмеримо большая, чем цена, которая платится. Какая есть ценность в Ыбе сегодня? Я считаю, что нужно было из местной архитектуры прямо вытащить все самое-самое важное, что у нас было. Не нужно было копировать парк Рованиеми в Финляндии, архитектура один в один. И все, что сделали, мое мнение, — прямо глумление над коми архитектурой. То есть место не то, архитектура не та. И все стало ветхим — там ремонтировать дороже, чем строить заново.

Если бы нам как бизнесу предложили этнопарк бесплатно, мы бы отказались. Если нам будете давать 50 миллионов каждый год субсидии, мы тоже откажемся. Это огромная ноша, которая взвалилась на Минэк, незаслуженно — просто прошлые поколения сделали ошибку, а сегодняшнее управление просто отвечает и отдувается за все. Мое видение — государство должно строить дороги, газопроводы, охранять границы, воевать, реализовывать инфраструктурные проекты, а этнопарк нужно отдать частному бизнесу. Но возьмет ли его бизнес? Маловероятно. Скорее всего, нет — там проблем больше, чем доходы на вложенный капитал.

Если этнопарк все же реанимировать, я бы сделал коротко. Первое: в республике есть ключевые важные села — Ижма, Усть-Цильма, — нужно делать ижемское подворье, усть-цилемское подворье. Это должен быть генеральный архитектурный план, должны быть срублены гостевые дома. Тогда можно было бы там зародить какую-то привлекательность. Второе — сделать макеты местных наших деревень с храмами, какими они были раньше, и люди могли бы идти и видеть: вот это Ижма, вот это какая-то другая деревня. Чтобы был хотя бы какой-то смысл туда приехать, хотя бы образовательный. Я пока смысла там не могу найти.

BOB_1920.jpg

Сергей Усачев, председатель Госсовета Коми

Действительно этнопарк достаточно проблемный именно из-за того, что там не осталось смыслов, которые туда изначально вкладывались. Там много чего хотели сделать, даже трассу скоростного спуска. Но все получилось по-другому — чемодан без ручки, ни нести ни бросить. Может, поменять концепцию — медицинский какой-то кластер, этно, образовательный? Нужно с этим что-то делать.

BOB_4548.jpg

Валентина Жиделева, вице-спикер Госсовета Коми

Я была знакома со всеми директорами, с теми, кто вкладывал смыслы, когда мы только слушали концепцию создания этнопарка. Там была заложена огромная просветительская составляющая. Они, конечно, пытаются это сделать, но чтобы наладить туда турпоток, я считаю, нам надо действительно вернуться к просветительской концепции. Это замечательное место, куда могли бы приезжать практически все школьники Республики Коми. Мы с первых дней говорим, что там обязательно должен быть музей леса. И ведь все соглашались с этим.

Кирилл Наумов

3238

Материалы по теме:

Комментарии (64)

Добавить комментарий
  • Как
    30 янв. 2024 г., 14:01:40
    Ответить
    говорится: пациент еще не умер, но родственники и наследники уже подтягиваются.
    • 11
      30 янв. 2024 г., 14:33:50
      Ответить
      Молодец корреспондент, четко и ясно показал бизнес в России: безумный и беспощадный.
      5
      • Говорил же
        30 янв. 2024 г., 15:45:11
        Ответить
        делайте в ЛОЗЫМЕ
        Те же холмы. Площадь та же.
        Только 25 км.
        ((((((((((
        .... как у нас любят самодуры показать самодурство ......
        Сейчас вот какое - то безумство со светофорами ...
        Говорят уже ВСЕ - улицы узкие !
        .....
        • андрюше:
          30 янв. 2024 г., 16:21:46
          Ответить
          ты и здесь всплыл со своим лэзымом?!
          2
    • Водитель такси
      31 янв. 2024 г., 4:31:24
      Ответить
      Дегтяреву респект
      Иван как то дипломатично выразился. а надо был сказать всем вон и разобрать и закрыть это позорище
  • Местный
    30 янв. 2024 г., 14:14:12
    Ответить
    Соглашусь на 100% с Дегтяревым и Усачевым.
    Диагноз Этнопарку: чемодан без ручки - снести, нельзя содержать.
    Счетная палата РК сегодня - это 1,5 землекопа. При проверке в Этнопарке надо было банально брать смету, конкретный договор и смотреть что было закуплено на бюджетные деньги и как это используется. Посчитали бы и прослезились.
    • ..
      30 янв. 2024 г., 14:39:23
      Ответить
      Так Гурьев же сказал.
      Запросы парка намного выше того, что требовалось.
  • житель
    30 янв. 2024 г., 14:19:20
    Ответить
    Безвкусное нагромождение в виде "Ворот счастья" и прочее непонятное...
    Неужели не нашли специалиста по ландшафтному дизайну. За эти деньги и с малыми силами могли сделать конфетку. Стоянки для машин расположены крайне не удобно. Словно не хотели делать с любовью, а делали вопреки. Как можно было потворствовать? А удаленность тут не причем - надо мозги беречь и средства.
  • Знаток города
    30 янв. 2024 г., 14:27:32
    Ответить
    Место отдыха
    Все разговоры про просветительское, образовательное, наставническое и развивающее направление этнопарка - БРЕД!!!! Попытка экономии бюджетных средств туротрасли по статье на содержание этнопарка за счет перенесения бремени содержания опосредованно на минобраз. Это чисто место отдыха по задумке. Какое просвящение??? Какой музей леса в поле???? Открытый подогреваемый бассейн, бани и сауны, рестораны, лыжный спуск и трасса, трасса щадящего санного спуска и ватрушек - ещё как то может сработать, но с решением трансфера. С удовольствием бы поехал за приемлемые деньги.
    22
  • Я
    30 янв. 2024 г., 14:31:57
    Ответить
    Лося - на мясо! Постройки - на дрова! А на освобожденном месте мы откроем лесопилку!!!
    2
    • Не надо!
      30 янв. 2024 г., 14:59:49
      Ответить
      Не надо лося на мясо! Не надо лесопилки - казино! И народ подтянется, и бизнес. И деньги...
      • Макс
        30 янв. 2024 г., 15:08:52
        Ответить
        Лось уже давно сбежал оттуда
        • Я
          30 янв. 2024 г., 16:38:15
          Ответить
          Лося - срочно вернуть!!! Ыб объявить зоной опережающего развития, на месте этнопарка отрыть казино и проститутошную!!! Лося в аренду сдавать страждующим только за конвертируемую валюту!!! Ура товарищи!!!
          • Лось Макс
            30 янв. 2024 г., 17:03:29
            Ответить
            Если всё это откроют я сам вернусь!
          • Я
            30 янв. 2024 г., 20:26:36
            Ответить
            Я
            По добровольному возвращению, объяснить лосю, что он олень! Довести о недопустимости дезертирства. При повторном - в проститутошную!
  • гайзер
    30 янв. 2024 г., 14:32:33
    Ответить
    Ыб
    отмыл 800 млн.руб а сейчас отдыхаю
  • Шут
    30 янв. 2024 г., 14:35:48
    Ответить
    Тут уже ничего не поможет =))) Вы цены на авто видели? =))) Вы цены на топливо видели? =))) А дальше будет больше =))) И вместо того, чтобы поехать в Ыб люди пойдут устраиваться на еще одну работу =))) Тут проблема не в Ыбе, а в экономике =))))
    5
    • 1
      30 янв. 2024 г., 14:40:49
      Ответить
      продадут за копейки частнику(своему) потом времена получше станут, выкупят у него же в сто раз дороже
      1
      • нострадамус
        30 янв. 2024 г., 18:03:30
        Ответить
        почему то мне в голову
        пришла та же мысль
    • Знаток города
      30 янв. 2024 г., 14:45:41
      Ответить
      Ваня
      ты дурак? И зарплату нормальную и работу можно хорошую у нас найти если ты не ... особо одаренный. Грех жаловаться. В центральной части страны похуже будет. Понятно, что для этого надо работать, но хоть есть где. Так что если ты в Сыктывкаре и без нормальной работы, то наверняка сам виноват в своих бедах. И соответственно на отдых тратить, а не на лишний пузырь.
      22
      • Шут
        30 янв. 2024 г., 15:14:17
        Ответить
        Я как раз не жалуюсь =))) Я для себя установил причину убыточности этнопарка =))) Столпотворения там я не вижу =))) На праздниках вижу бюджетников с бюджетными автобусами, с табличками названий организаций =))) Не по велению души, а распоряжению начальников =)))
        1
      • 1
        30 янв. 2024 г., 15:56:45
        Ответить
        в сыктывкаре есть нормальная работа? покажите мне ее
    • Протестую!
      30 янв. 2024 г., 15:02:31
      Ответить
      Лело не в экономике, а в национальных хотелках Гайзера. Вспомнтм гламурный поезд и полугламурные поселки под Сыком. А деньги тогда текли рекой...
      • Шут
        30 янв. 2024 г., 15:18:09
        Ответить
        Т.е. люди протестуют против гейзера и не ездят в ЫБ? =)))
        1
        • УФСИН
          30 янв. 2024 г., 16:00:01
          Ответить
          Дом отдыха для сидельцев
        • в баню
          30 янв. 2024 г., 21:20:38
          Ответить
          Люди не ездят в Ыб, потому что не хотят тратить свои деньги на скучные бездарные национальные хотелки.
          1
  • 1
    30 янв. 2024 г., 14:39:06
    Ответить
    в селе ыб-дороги нет. я когда туда приехал мягко говоря был обескуражен. они эту ыбицу пиарили с каждого холодильника, а как в само село заезжать- там дорога после бомбежки
    • Меган фокс
      30 янв. 2024 г., 15:19:30
      Ответить
      Отремонтировали
      2
  • Оазис
    30 янв. 2024 г., 14:45:23
    Ответить
    Вся Россия сплошной этнопарк
    1
    • Вся Россия
      30 янв. 2024 г., 15:04:41
      Ответить
      Союз независимых этнопарков. И конца - краю не видно...
  • 123
    30 янв. 2024 г., 15:14:30
    Ответить
    Посмотрите на Карельские Мандроги. Неужели нельзя у нас реализовать подобную концепцию с акцентом на местный колорит
    • Алекс
      30 янв. 2024 г., 16:47:34
      Ответить
      Мандроги в Ленинградской области находятся. Карелия дальше. А держатся за счёт круизных кораблей, которые практически все причаливают и выпускают туристов на эту остановку.
  • Главное
    30 янв. 2024 г., 15:20:27
    Ответить
    Управление лагерей
    Сообщает-на территории этой исторической территории получаются Отдельные Лагерные Пункты...Хоть как эту территоррии назови..хоть оленей..хоть крокодилов..хоть страусов разводи...ОЛП....хоть так..хоть этак...
  • Шут
    30 янв. 2024 г., 15:24:58
    Ответить
    Экономика перешла из состояния "постиндустриальной" в "доиндустриальную" =))) Теперь в каждом населенном пункте будет свой "этнопарк" =))) На базе Ыба поставить лесопилку и не париться =))) Больше ничего строить не нужно =))))
    3
  • Ну да
    30 янв. 2024 г., 15:30:34
    Ответить
    Конечно
    Ваня уже все Еля-ты отжал.Двухэтажки сносит, озеро перекрыл. Где природоохранная прокуратура или все схвачено.
  • Инвестор
    30 янв. 2024 г., 15:53:09
    Ответить
    А почему бы не создать там игорную зону ? На доходы от казино можно и этнопарк содержать.
    1
    • Турист
      30 янв. 2024 г., 21:59:35
      Ответить
      Я видел игорную зону Балтика в Калиниграде - жуть та ещё, такая же заброшка как и Ыб
  • Крепкие руки
    30 янв. 2024 г., 15:58:46
    Ответить
    отдайте Эллочке и Маришке они любили там отдыхать
  • Мысли вслух*
    30 янв. 2024 г., 16:10:26
    Ответить
    в нашем Этнопарке неинтересно...
    Были несколько раз, у нас неинтересно. Были в других городах, так там и мельница муку мелит, в избе в печи хлеб пекут и угощают и продают, в другом подворье дорожки ткут, в пруду рыбу ловят и так далее.... детям интересно безумно. Сувениры, изделия рукодельниц, мастеров и кузнецов нарасхват. По подворьям живность бродит домашняя, в общем полная аутентичность с крестьянским селом. У нас недодумано и недоделано. Но идея была неплохой.
  • Суд
    30 янв. 2024 г., 16:14:11
    Ответить
    Это не ошибка предыдущего поколения руководителей, а преступление
  • глас народа
    30 янв. 2024 г., 16:18:59
    Ответить
    ДАЕШЬ АКВАПАРК!!!
    4
    • Скоро
      30 янв. 2024 г., 17:06:22
      Ответить
      Лед растает и будет везде аква парк с собачими к******ми
  • Эти вышеперечисленные искатели смыслов
    30 янв. 2024 г., 17:05:27
    Ответить
    лишь говорители ртом...
    результатов ноль
    1
  • 89
    30 янв. 2024 г., 17:08:05
    Ответить
    я плакаю
  • 11
    30 янв. 2024 г., 17:28:35
    Ответить
    Дегтярев говорит в целом правильные вещи. Его детище тоже перестало себя отбивать, потому что билеты сильно дорогие "для просто погулять в очередной раз" (ну не на что там смотреть во второй раз), такси тоже недешево в обе стороны. Домики для группового отдыха наверное только и зарабатывают. А в Ыбу делать нечего, скучно, серо и далеко.
    • Банкрот ещё тот
      30 янв. 2024 г., 20:32:00
      Ответить
      Любой бизнес на халявные деньги.
      Не дайте ему в 3-й раз запустить лапы.
  • Ддт
    30 янв. 2024 г., 17:37:51
    Ответить
    Ремонт старой дороги сократил бы расстояние . Деревянное зодчество . Кижи Малые Карелы пример .
    4
  • турист
    30 янв. 2024 г., 17:43:47
    Ответить
    в республике туристское место одно - Югыд ва, но правительство все делает поперек
  • 123
    30 янв. 2024 г., 17:53:31
    Ответить
    Столовую, как в Даниловке и парковка для транзитников.
    2
    • В Пажге столовая и стоянка
      31 янв. 2024 г., 13:23:19
      Ответить
      До Пажги доехать дешевле
  • Мз
    30 янв. 2024 г., 18:09:04
    Ответить
    Тратить три часа на дорогу в место, где уже через час нечего делать?
  • Триппер
    30 янв. 2024 г., 19:58:33
    Ответить
    Был и Мандрогах, и в Финке, и Холмогорах, и В.Устюге и ещё много где. А в Ыбу не был. Вернее в этнопарке. Из далека видно что это дно. Спорт лагерь надо сделать.
    • Триллер
      30 янв. 2024 г., 21:25:33
      Ответить
      Проводить шаманские обряды на укрепление государственности Коми.
      • Угу
        30 янв. 2024 г., 22:02:06
        Ответить
        Ритуальная жертва не помешала бы
  • Светлана
    30 янв. 2024 г., 21:41:24
    Ответить
    Не надо никакого аквапарка. Надо два главных праздника: "Живой воздух" летом и какой-то суперактив типа Лямпиады (но не Лямпиаду - нельзя отбирать праздник у Корткеросского района) - зимой. А в остальное время - образовательные семинары. Еще открыть постоянную галерею наших этнофутуристов Лисовского и Микушева (они уже бренд республики) и детский интерактивный музей по финно-угорским сказкам (он был в первой концепции парка!). И музей леса тоже пусть будет.
    Ыбица, к слову, тоже был отличный проект. И не зазорно его было бы возродить и продолжить.
    3
    • 123
      30 янв. 2024 г., 22:03:23
      Ответить
      Октобер фест с пивом и титьками, + панк-рок, и огонь будет
  • Про
    30 янв. 2024 г., 22:17:57
    Ответить
    Про
    казино казино Казани
  • Вася
    30 янв. 2024 г., 22:49:32
    Ответить
    Эх говорил же - строим космодром
  • Житель
    30 янв. 2024 г., 23:27:41
    Ответить
    Отдать под хоспис или больницу. Детский дом, в УФСИН хотя бы.
  • Шор
    30 янв. 2024 г., 23:50:02
    Ответить
    В этнопарковских унитазах вода высочайшего качества - родниковая, из-под земли. Можно было бы получить лицензию на производство воды и пустить её на продажу в городе. Это бы стало начальным заделом для выживания, сохранения и развития этнопарка.
    Для разработки обновлённой концепции этнопарка нужно привлечь международных специалистов.
    Сама по себе идея этнопарка нормальная, но нужны фанатики этого дела из высшего руководства республики. А вообще любую прекрасную идею можно извратить при реализации и превратить в полную противоположность.
  • Гость
    31 янв. 2024 г., 8:37:14
    Ответить
    Не согласен с Дегтяревым!
    Место отличное, сделать можно его привлекательным.
    Организуйте нормальный и достпуный трансфер, измените отношегние к единичным туристам (оно сейчас на 0, все заточено под группы), приехал сам, только по территории и погуляешь. Пересмотрите спектр услуг. Если будет грамотный управленец, будет не хуже Еляты, Зеленца и б/о Парма вместе взятых!
    • Читатель
      31 янв. 2024 г., 9:44:04
      Ответить
      Аквапарк сделать как в Стризнево (Вологодская область). Одни разговоры и пустые совещания у них.
  • вппв
    31 янв. 2024 г., 9:47:16
    Ответить
    Лыжную базу сделать. Ещё одну
  • Есть как
    31 янв. 2024 г., 16:10:28
    Ответить
    Не надо больше подворий...
    ни там ни там. Тротуары постройте в Дырносе и переходы пешеходные освещением оборудуйте.
    1