Суд не изучил воровской уклад при вынесении приговора — адвокат «смотрящего по Коми»
Верховный суд России раскрыл подробности кассационной жалобы «смотрящего по Коми» Гейдара Абдурагимова. На сайте опубликовали определение с итогами рассмотрения этой жалобы.
Верховный суд Коми 17 февраля 2023 года приговорил Гейдара Абдурагимова к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, после освобождения из которой он в течение полутора лет будет ограничен в свободе. Суд второй инстанции оставил это решение без изменений. Тогда адвокат Гейдара Абдурагимова подал кассационную жалобу в Верховный суд России.
В кассационной жалобе Гейдар Абдурагимов назвал судебные решения предыдущих инстанций незаконными и необоснованными и заявил, что их нужно отменить. Показания двух потерпевших и ряда свидетелей он назвал лживыми, пояснил, что непричастен к совершению преступлений и что дело против него сфабриковали.
Адвокат Гейдара Абдурагимова сказал, что его подзащитного должны оправдать. По словам адвоката, лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, может являться только «вор в законе», так как только он обладает непререкаемым авторитетом в криминальном мире, а так называемые «положенцы» и «смотрящие» ― это «нижестоящие должности» и они не равны «вору в законе». По мнению адвоката, суд необоснованно признал Гейдара Абдурагимова лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, указав, что он при неустановленных обстоятельствах, в неустановленном месте, неустановленным лицом был назначен «смотрящим» («положенцем») и выполнял эти функции в интересах неустановленного лица. Сторона защиты посчитала, что этот вывод суда является предположением и не подтверждается какими-либо доказательствами.
Кроме того, как утверждал адвокат, в приговоре не приведены конкретные факты, подтверждающие обязанности Гейдара Абдурагимова как «смотрящего» («положенца»), его возможности и полномочия по разрешению споров между субъектами преступной иерархии, по формированию и распоряжению «общаком», что свидетельствует об отсутствии у него умысла на занятие высшего положения в преступной иерархии. Он отметил, что в суде не был исследован так называемый «воровской уклад», который должен содержать сведения о высшем положении «смотрящего», «положенца» в преступной иерархии, а показания свидетелей о том, что осужденный якобы являлся «смотрящим» («положенцем»), не достаточны для вывода о наличии в его деянии состава инкриминируемого ему преступления.
Также адвокат назвал недопустимыми часть доказательств: в том числе показания ряда свидетелей; протоколы прослушивания фонограмм с участием потерпевших, свидетелей, так как они составлены с нарушениями положений ст. 186 и 193 УПК РФ; заключение эксперта, поскольку на экспертное исследование не был представлен образец голоса осужденного для сравнительного исследования, полученный в соответствии со ст. 202 УПК РФ; еще одно заключение эксперта, так как эксперт исследовал только стенограммы, а представленные аудиозаписи не исследовались.
По мнению адвоката, следовало отнестись критически к показаниям свидетелей: один заключил досудебное соглашение о сотрудничестве; анкетные данные других свидетелей засекречены. Защитник считает, что факт нежелания раскрыть свои данные свидетельствует о недостоверности этих показаний. Кроме того, трое являются работниками правоохранительных органов и заинтересованы в исходе дела. Также адвокат привел в пример показания В. о выполнении поручений Абдурагимова по передаче посылок и денег в колонии и СИЗО, который оговорил последнего из-за боязни самому быть привлеченным к уголовной ответственности.
Адвокат полагал, что суд необоснованно, вопреки положениям ч. 1 ст. 10 УК РФ, осудил Гейдара Абдурагимова за совершение действий, связанных с занятием высшего положения в преступной иерархии до 12 апреля 2019 года, когда была введена уголовная ответственность за это. Еще он заявил о фальсификации материалов уголовного дела в отношении подзащитного: оперативно-розыскные мероприятия проводились в 2018 году и правоохранительные органы не пресекли противоправное деяние фигуранта, а уголовное дело возбудили только в апреле 2021 года.
Прокурор попросил оставить решение Верховного суда Коми без изменений. Верховный суд России после рассмотрения кассационной жалобы ничего менять не стал.
Напомним, что Верховный суд Коми установил, что в 2017 году руководитель действовавшего на тот момент в республике преступного сообщества после своего задержания правоохранительными органами назначил фигуранта своим доверенным лицом, находящимся на свободе.
Полученные полномочия сыктывкарец использовал для распространения преступной идеологии, криминальных традиций и обычаев среди населения республики, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы. К лицам, допустившим нарушение преступной идеологии, по указанию Гейдара Абдурагимова применялись меры воздействия в виде понижения криминального статуса и физического насилия. Он контролировал вопрос пополнения «воровского общака» (преступной кассы) и дальнейшее распределение этих средств.
Так, под предлогом получения денег в долг он обманул сыктывкарца, получив от него 500 тыс. рублей, под угрозой применения насилия забрал 1,2 млн рублей у бывшего осужденного, а 1 млн рублей — у предпринимателя из Корткеросского района.
Комментарии (25)