Суд обязал снести недостроенный дом авиаторов в Сыктывкаре
Многоквартирный дом в столичном микрорайоне Лесозавод предприятие «Комиавиа» начало строить в 1990-е, но потом обанкротилось. Строение представляет угрозу, но туда все равно любят приходить подростки. После несчастного случая администрация Сыктывкара и территориальное управление Росимущества начали выяснять, кому принадлежит недостроенный дом и кто должен его снести. Спор в суде длился полтора года — с февраля 2022-го.
Арбитражный суд Коми рассмотрел иск администрации Сыктывкара к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом — мэрия требовала обязать федеральную структуру снести объект незавершенного строительства, который расположен в районе жилого дома №18 по улице Лесопильной. Во время процесса поступил встречный иск — от территориального управления Росимущества, которое попросило признать недостроенный дом бесхозяйным объектом и обязать мэрию поставить его на учет в целях признания права муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, в мае 2021 года в администрацию Сыктывкара поступило представление городского управления МВД об устранении обстоятельств, способствующих совершению происшествия. Сообщалось, что 14-летний подросток получил травму по неосторожности и собственной невнимательности из-за падения камня с заброшенного здания, расположенного за домами №18 и №16 по улице Лесопильной.
Аналогичное обращение поступило в мэрию от управления образования, в котором указывалось, что данное заброшенное здание является местом притяжения несовершеннолетних. Оно не обеспечено охраной, не имеет ограждения, находится в полуразрушенном состоянии, что создает угрозу жизни и здоровью людей.
Во время рассмотрения дела выяснилось, что объект строился как 196-квартирный жилой дом по улице Почтовой. Заказчиком выступало государственное авиационное предприятие «Комиавиа». Строительство дома велось с 1991 по 1994 годы. Однако в 1998 году предприятие было признано банкротом, у него осталось имущество на 450,2 млн рублей (в ценах тех лет), включая объекты незавершенного строительства. Но что это были за объекты и кому они были переданы в последующем, узнать невозможно — информации об этом не сохранилось.
Право собственности на земельный участок под домом было зарегистрировано в 2012 году, земля стала считаться собственностью Российской Федерации.
На этом основании мэрия и потребовала от территориального управления Росимущества привести земельный участок в надлежащее состояние, поскольку именно собственник земли несет бремя ее содержания, а значит, обязан обеспечивать безопасность нахождения людей на территории. В ответ ведомство сообщило, что расходы на приведение земельного участка в надлежащее состояние в бюджете управления не предусмотрены. Мэрия возразила, что отсутствие бюджетных средств не является основанием для освобождения собственника от своих обязанностей по содержанию имущества, которое представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья людей.
Управление Росимущества с этим не согласилось. По мнению ведомства, объекты незавершенного строительства «Комиавиа» должны были быть проданы на торгах или переданы в орган местного самоуправления в соответствии с действовавшим тогда законодательством. Кроме того, объект не может находиться в собственности Российской Федерации, поскольку фактически является бесхозной недвижимой вещью.
«Зайти» с земли стороны тоже не смогли. По мнению мэрии, недостроенный дом должен следовать судьбе земельного участка, на котором он расположен (а земля принадлежит Российской Федерации). В Росимуществе же указывают, что земельный участок был предоставлен в аренду федеральному государственному унитарному «Комиавиатранс», что и явилось основанием возникновения права федеральной собственности на него. Но в 1990-е именно администрация города предоставила землю «Комиавиа» для строительства дома.
У мэрии был еще один довод — даже если строение будет принято в муниципальную собственность, встанет вопрос о том, на каких правовых основаниях орган местного самоуправления будет пользоваться земельным участком под домом, находящимся в собственности Российской Федерации. Город считает, что понуждение принять строение в муниципальную собственность является способом перекладывания ответственности за обеспечение безопасности объекта, находящегося в фактическом ведении Российской Федерации.
Во время рассмотрения дела суд пришел к выводу, что недостроенный дом является самовольной постройкой (администрация города разрешение на его возведение не давала). Однако считать его бесхозным нельзя — факт ликвидации собственника имущества (на что указывает территориальное управление) не влечет автоматического изменения статуса на бесхозяйное. «Отсутствие у спорного объекта собственника не является безусловным основанием для его признания бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке объекта на соответствующий учет», — установил суд.
В итоге исковые требования администрации Сыктывкаре были удовлетворены. Суд обязал территориальное управление федерального агентства по управлению госимуществом снести объект незавершенного строительства в Лесозаводе. Решение в законную силу пока не вступило.
Кирилл Наумов
Комментарии (2)