«Гоголюцинации Чичикова» пролетели мимо «Золотой маски»
Государственный театр оперы и балета Коми оказался исключен из числа потенциальных номинантов на престижную театральную премию «Золотая маска». Причина - театр не смог показать вживую спектакль, отправленный на конкурс. При этом первый заочный тур по видеозаписи постановка Владимира Акулова «Мертвые души / Гоголюцинации Чичикова» прошла. В явных и скрытых причинах технического провала разбиралась газета «Молодежь Севера».
Рисунок Максима Борисова
Премьера «Мертвых душ» в Сыктывкаре состоялась в октябре 2011 года, то есть театр по сути открыл долгожданной постановкой очередной сезон. Лайт-опера Александра Пантыкина в Сыктывкаре с самого начала шла в театре тяжело - на одной из финальных репетиций в сезоне 2010-2011 гг. артисты Евгений Гаврилов, Антон Петрунев и Ефим Завальный упали с высоты четырех метров из-за оборвавшейся веревочной лестницы. Антон Петрунев получил тяжелые травмы и стал инвалидом. Репетиции после несчастного случая были приостановлены, премьеру перенесли на следующий сезон.
По правилам «Золотой маски», участвовать в ней могут только премьеры сезона, предшествующего самому конкурсу. То есть для попадания в шорт-лист премии «Мертвые души / Гоголюцинации Чичикова» должны были быть отправлены в конкурсную комиссию с 1 сентября 2011-го до 1 августа 2012 года. Как пояснили МС в театре, документы для участия в конкурсе были отправлены в Москву нынешним летом, задолго до финальной даты приема заявок. В комиссии представителей театра заверили, что собранного пакета документов достаточно. К заявке театры обязаны прикладывать качественную видеосъемку спектакля, по которой конкурсная комиссия может судить, стоит ли включить постановку в число номинантов. Еще одним обязательным условием является возможность комиссии посмотреть премьеру так, как она прошла в первый день. Именно на этом пункте условий не сошлись театр и комиссия «Золотой маски»: театр не смог показать экспертам спектакль, так как большая часть участников постановки - балетная труппа - уехала с гастролями в Англию.
- Так сложились обстоятельства. Материалы на «Золотую маску» были поданы нами еще в июне. После того, как мы с балетной труппой уехали в Англию, 6 октября из комиссии «Золотой маски» поступил звонок. Нам было сказано, что спектакль «Мертвые души» вошел в число номинантов. Но для того, чтобы его включить в программу фестиваля, нужно обеспечить представителям экспертной комиссии просмотр на месте до 15 ноября. Мы вынуждены были ответить, что это невозможно, поскольку балет находится на гастролях, показать полный спектакль не получится, - рассказала МС директор театра оперы и балета Валентина Судакова. - Я спрашивала у секретаря конкурса, почему нас не оповестили заранее, ведь театральный сезон в этом году мы начали на месяц раньше. Включить в афишу «Мертвые души» в сентябре не было бы проблемой.
По ее словам, принять решение о включении спектакля театра Республики Коми в число номинантов конкурсная комиссия смогла только в конце сентября. Возвращать балетную труппу из Англии для этого, естественно, уже никто не стал. От участия в «Золотой маске» театру пришлось отказаться.
- Нет никого виноватого в этой ситуации. Гастроли труппы были запланированы еще год назад. Кроме того, сроки, которые нам поставили в комиссии, оказались слишком сжатыми, комиссия явно торопится. Обидно, конечно, - заключила Валентина Судакова.
По словам секретаря конкурса «Золотая маска» Марии Котиной, в подобной ситуации оказались многие театры страны.
- Все подают заявки на премию либо в последний день, либо даже после 1 августа. Эту дату мы установили для того, чтобы те театры, которые выпускают премьеры в июне и июле, успели сообщить нам об этом. Но у нас принято все затягивать до последнего момента. Когда члены экспертного совета посмотрели ваш спектакль по видео и приняли решение, что они не прочь посмотреть его живьем, я связалась с контактным лицом в театре и спросила, когда это можно будет сделать. Уже 15 ноября будет сформирован список участников премии, а ближайшие показы вашего спектакля будут только в январе, - пояснила секретарь конкурса. - Это не единственный театр, который оказался в такой ситуации. Труппы живут своей жизнью, ездят на гастроли. Наверное, сложно выстроить деятельность театра с учетом всевозможных фестивалей, премий и конкурсов.
По словам Марии Котиной, она неоднократно советовала режиссерам и директорам театров присылать конкурсные заявки и приглашать экспертов сразу после премьеры, то есть в течение театрального сезона.
- Чтобы не откладывать просмотр спектакля до осени, экспертов надо звать сразу после премьеры, которая может состояться в сентябре, октябре, апреле. Премьера вашего спектакля состоялась в 2011 году. Что мешало с 2011 года прислать заявку и пригласить экспертов? - уточнила Мария Котина.
Потенциально лайт-опера «Мертвые души / Гоголюцинации Чичикова» вполне могла претендовать на какую-либо премию весьма престижного конкурса. В 2011 году «Мертвые души» в постановке Екатеринбургского театра музыкальной комедии получили сразу четыре «Золотых маски» в номинациях «Оперетта-мюзикл», «Работа режиссера», «Работа дирижера» и «Работа композитора в музыкальном театре». Очевидно, берясь за материал композитора Александра Пантыкина, режиссер Владимир Акулов был уверен, что его работа окажется не менее успешной.
- «Мертвые души» - очень любимый, знаковый и важный спектакль для меня и всей труппы. Конечно, мы с коллективом имели право ожидать общественного и широко представленного в столицах резонанса, чем и является конкурс «Золотая маска», - рассказал МС режиссер постановки Владимир Акулов. - Это было бы большое и очень радостное для театра событие. Я почему-то даже не сомневаюсь, что мы на этой «Маске» что-нибудь да получили бы. Очень и очень жаль. Очевидно, у директора театра Судаковой есть масса причин, по которым ей не хватило целого театрального сезона, чтобы пригласить комиссию «Золотой маски» на спектакль, который активно шел в течение года.
Для участия в постановке режиссер Акулов старался привлекать только молодежь. В числе таких открытий оказался и исполнитель роли Чичикова Ефим Завальный, до этого певший в хоре театра.
- Я убежден, что даже гастроли балета не должны отменять текущие события в театре, ведь есть весь остальной коллектив. Можно было найти возможности и на гастроли съездить, и спектакль на конкурсе представить. Хотя мне-то как раз все понятно. Это было попустительство со стороны директора. Не говоря уже о том, что масса других творческих планов у нас «обломилась», непонятно на каком основании, - высказался режиссер.
Помимо претензии по поводу упущенной «Золотой маски», Владимир Акулов также высказал недоумение о принятии на должность главного режиссера Бориса Лагоды.
- Я написал письмо господину Гайзеру, в котором высказал искреннее желание работать с трудовым творческим коллективом театра оперы и балета Республики Коми, к которому приложил весь свой послужной список. Мне пришел ответ от и.о. министра культуры господина Просужих о том, что на запрос, который в связи с этим был послан госпоже Судаковой, был прислан ответ, в котором Судакова ответила, что все это время, пока я работал в театре, я был одним из режиссеров, которых приглашали для постановок. А Борис Лагода занял это место по итогам конкурса, который в это время проводился. Я не смог осознать, как я, работая в это время в театре, не знал, что там все это время проводился конкурс, - обиженно заметил несостоявшийся главный режиссер.
Борис Лагода был назначен главным режиссером республиканского театра оперы и балета в январе нынешнего года. За это время он успел сделать новую сценическую редакцию «Евгения Онегина», которого тепло приняла воркутинская публика, и музыкальную комедию «Ограбление в полночь», открывшую новый театральный сезон в конце октября. Владимир Акулов за два года работы успел поставить четыре спектакля, в том числе «Мертвые души».
До спектакля «Мертвые души / Гоголюцинации Чичикова» постановки театра оперы и балета республики не проходили отбор конкурсной комиссии «Золотой маски» по видео. Сам факт прохождения заочного отбора на конкурсе, в котором с 1995 года принимают участие десятки театров со всей страны, во многом расценивается театральными критиками как признание успеха.
Комментарии (11)
Жаль, что яркому Акулову театр предпочел бесцветного Лагоду.