Родителям детей на семейном обучении объяснили отсутствие финансовой поддержки
Несколько лет матери и отцы детей на домашнем обучении пытаются добиться денежной выплаты. Они подчеркивают, что альтернативная форма образования позволяет достигать высоких результатов и показателей «школьников». Но в Минобрнауки Коми остаются непреклонными, так как видят риски в первую очередь для детей.
Ухтинка Елена Иванова через социальные сети обратилась к Минобрнауки Коми, чтобы добиться поддержки родителей, которые отправили своих детей на семейную форму образования — не по медицинским показаниям, а по собственному решению. По ее словам, ежегодно поднимается вопрос о субсидиях или субвенциях родителям, обучающих детей исключительно за свой счет:
— Получаем ответ, что такой вопрос даже не рассматривается, поскольку родители могут пользоваться этим правом безответственно и тратить средства нецелесообразно. Здесь есть два момента, которые до сих пор никак не учитывались. Первое — на всех без исключения детей муниципального округа выделяются средства на горячее питание, в том числе и «семейникам». И эти средства исчезают в бюджетах школ, к которым дети прикрепляются по праву жилищной прописки, никоим образом не касаясь родителей и их детей. Второе — про маргинальных родителей мы поняли. Но как насчет детей на семейном образовании, которые становятся чемпионами первенства города и республики в спортивных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах, попадают десятками в реестр одаренных детей Коми, побеждают на республиканских творческих конкурсах и научных конференциях? Вы подписываете дипломы лауреатам различных конкурсов — и они на семейном образовании. В этом году на первенстве Республики Коми по шахматам золото берут «семейники», — задается вопросом жительница Ухты.
По ее информации, за результатами ребят на семейном обучении стоят ежедневные усилия, куча сил, времени и средств, которые матери и отцы ежегодно вкладывают в «альтернативное и всестороннее образование, физическое развитие, эффективную образовательную среду, в которую их погружают с малолетнего возраста». При этом они не получают поддержку от государства.
Редакция БНК запросила комментарий Минобрнауки Коми. Там отметили, что среди родителей есть мнение, якобы в общую массу денежных средств, выделяемых школе государством за счет бюджетов всех уровней, включаются расходы на обучение детей, родители которых выбрали для своего ребенка форму получения образования вне школы (семейное образование, самообразование). Это неверно, следует из ответа ведомства.
Во-первых, субвенция из республиканского бюджета на реализацию образовательных программ, включающая расходы на оплату труда работников школы, средства обучения и воспитания, выделяется, исходя из списочного состава учащихся в школах муниципалитета. Дети, обучающиеся вне образовательной организации, не входят в списочный состав какого-либо класса и школы в целом.
Во-вторых, финансовые средства, выделяемые из федерального и республиканского бюджетов на организацию горячего питания учащихся начальной школы, расходуются на предоставление завтраков и/или обедов исключительно в день посещения учащимся школы. Это позиция Минпросвещения России, поэтому средств на питание детей, обучающихся в семейной форме, в структуре расходов школы нет.
В-третьих, средства на содержание имущества, коммунальные расходы, выделяемые из муниципальных бюджетов, на проведение текущих и капитальных ремонтов, выделяемые как из федерального, так и республиканского и муниципального бюджетов, никак не связаны с численностью и категориями обучающихся, а зависят исключительно от технического состояния зданий и помещений школы.
В региональном Минобрнауки также отметили, что ситуацию с выбором формы получения образования держат на постоянном контроле и фиксируют рост численности детей, родители которых выбирают получение образования вне школы. При этом из их общей численности 67% обучаются у индивидуальных предпринимателей или в частных организациях Коми, не имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Еще 13% обучаются с применением дистанционных образовательных технологий или заочно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность за пределами региона, 9% обучаются самостоятельно или обучаются родителями и 5% обучаются с репетиторами. Информация относительно еще 6% обучающихся отсутствует в связи с нежеланием родителей делиться сведениями.
— Да, в соответствии с федеральным законодательством субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Однако большинством регионов страны такие меры поддержки не приняты. Обусловлено это объективными причинами. Во-первых, данные выплаты потенциально приведут к росту числа детей, выпавших из поля зрения отрасли «Образование», в том числе воспитывающихся в неблагополучных семьях. Во-вторых, сохраняются риски использования данных средств не в пользу получения ребёнком образования, — отмечают в министерстве образования Коми.
Ведомство предлагает индивидуальным предпринимателям и частным организациям, в которых обучаются дети на семейном образовании, выйти из тени, получить лицензию на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию. Тогда государство сможет на регулярной основе выделять субсидию из республиканского бюджета им на реализацию образовательных программ, которую можно направлять на заработную плату, учебники, средства обучения. Пример есть: частная школа «Росток» в Ухте, имеющая лицензию и государственную аккредитацию. Например, на 2023 год в рамках соглашения между министерством и «Росток» предусмотрена субсидия из республиканского бюджета более 7 млн рублей на 113 учащихся.
Напомним, это не первый спор министерства и родителей детей на семейном обучении. В 2022 году ведомство также заявило, что не рассматривает введение компенсации за уход ребенка из школы на семейное обучение. Родители же настаивают на том, что эта форма дает детям, в том числе особенным, лучше развиваться.
БНК
Комментарии (9)
Весь смысл в этом направлении - учеба ребенка в конкретных условиях. А не в тех школах, как наподобие Эжвинской школы (недавно была статья об этом на бнк) и т.п., где дети занимаются не обучением и личностным ростом, а выяснением отношений запрещенными методами.
Ничего страшного не произошло.
Надо учителям учить тех, кто хочет учиться. А кто не хочет - Их проблемы.
Во взрослой жизни пусть самообразованием занимаются