«Регион для молодых»: как педагоги из Коми воспитывают в юных умах любовь к природе
В рубрике «Регион для молодых» БНК рассказывает о молодых и активных жителях Коми, которые работают над своими проектами и стараются улучшать жизнь в республике. В новом материале речь пойдет о двух педагогах допобразования из центра экологического образования. Они ежедневно помогают мальчикам и девочкам, в том числе с инвалидностью, узнавать новое об окружающем мире и развивать экопривычки.
Мария Половникова, еще когда училась в вузе, получила два диплома — эколога и преподавателя. После окончания учебы решила попробовать себя именно по второму направлению: сначала работала в школе, а потом попала в центр экообразования.
— Решила попробовать год поработать в этой сфере и осталась насовсем, — вспоминает Мария. Сейчас она занимается с детьми начального и среднего звена. Например, есть программа «Ребятам о зверятах» — о том, как правильно ухаживать за домашними животными, кошками, собаками, грызунами, рыбками, попугаями, об ответственном отношении к питомцам и животным в целом. Особенность — занятия в зоологическом уголке с местными животными.
Мария работает в том числе с детьми с особенностями здоровья по программе «Росток». Ее направление — социальная адаптация ребят с особенностями развития, создание условий для развития успешной личности, творческих способностей, интереса и навыков. Занятия проходят на дому, где педагог знакомит учеников с природой.
Кроме того, Мария прививает детям экопривычки:
— Важно говорить с молодежью об экологии, потому как молодежь более мобильна, активна. Больше понятлива в вопросах экологии и природосбережения. Я придерживаюсь лишь некоторых принципов: не мусорить на улице, не портить лес, убирать за собой мусор. Мы с семьей ездим в лес и всегда берем с собой пакетик, чтобы по лесу собрать мусор. Так же дома я сортирую пластик и бумагу. На работу уношу крышки добра, батарейки, бумагу тоже. Совет один: начните с себя, со своей семьи и делайте это постоянно. Не обязательно впадать в крайности, можно начать с малого.
Коллега Марии Светлана Высоцкая тоже педагог дополнительного образования в экоцентре. Она признается, что не собиралась работать в сфере образования: окончила биофак, а работа в центре была как «перевалочный пункт».
— Общение с детьми, восторг в их глазах, когда они «видели» в микроскоп и узнавали что-то новое на моих занятиях, природа и живая атмосфера, царящая на территории центра «затянули» меня в эту педагогическую жизнь, и пока не отпускают, — объясняет Светлана.
Как педагог, детям младшего и среднего возраста она рассказывает об окружающем мире, о живой и неживой природе, «как все в ней гармонично и продумано, что она любит, а что её может погубить». Светлана даже создала свою собственную программу:
— Я считаю что, чтобы понять природу, нужно ее изучить, начиная с молекулярного и клеточного уровней, поэтому решила создать такую программу, как «Микрокосмос». Когда я пришла в РЦЭО, я реализовывала те программы, которые мне дали. Уже в первые месяцы работы, я поняла, что хочу создать свою программу, которая будет комфортна мне, интересна детям, и через которую я смогу реализовать все свои задумки. Так я пришла к «Микрокосмосу». Всё зависит от самих педагогов. Если есть идеи и желание, то создать новую программу — не проблема. Руководство всегда поддерживает инициативных педагогов. Проблема может быть только в наличии времени на реализацию своих задумок. Загруженность у всех большая, это проблема не только в допобразовании, но и в обычной школе и детских садах. Приходится «воровать» время у личной жизни. Без понимания и поддержки близких не обойтись. Идеи, желание и время — главные помощники.
Программа продолжается до сих пор, и Светлана постоянно ее совершенствует, дополняя и улучшая для своих учеников.
Оба педагога уверены — в Коми можно развиваться в профессиональной среде, условия для этого создаются.
— Сама по себе профессия педагога и учителя подразумевает развитие, постоянное развитие. Ты развиваешься вместе со своими обучающимися. Как профессионалу, помогают развиваться различные курсы, которые есть как на базе нашего центра, так и в Республиканском центре дополнительного образования и республиканском институте развития образования. Также есть множество курсов дистанционных, на базе федерального центра дополнительного образоания и топовых университетов. Возможно, не всегда хватает финансирования, если педагог желает пройти обучение где-то за пределами республики. А так — других проблем я не вижу, — считает Светлана.
— Зависит только от желания человека. Кому-то не хватает времени, кому-то нужна помощь методистов, кому-то финансов для развития не хватает. В нашем центре условия для развития есть. Периодически проходят методические учебы, мы сами участвуем в вебинарах, семинарах Регионального модельного Центра при РЦДО, к примеру. Сотрудничаем с КРИРО. Постоянно повышаем свои квалификации, — подчеркивает Мария.
БНК
Комментарии (1)