Из блогов: «Ошибка экзаменатора: акт второй»
Профессор кафедры культурологи Коми государственного педагогического института Владимир Сулимов в своем блоге на БНКоми рассуждает о том, как практически все вузы республики оказались в списке «неэффективных» по версии Министерства образования и науки России.
Фото Николая Антоновского из архива БНКоми
«В ночь на второе ноября стало известно, что Минобразование РФ вывесило на своем сайте результаты судьбоносного мониторинга эффективности государственных вузов, по результатам которого будет приниматься решение об их будущем. Мне уже приходилось высказывать догадку, что от мониторинга Минвуза России, проведенного в октябре 2012 года по решению Правительства, не поздровится гуманитарным и педагогическим вузам.
В ночь на второе ноября стало известно, что Минобразование РФ вывесило на своем сайте результаты судьбоносного мониторинга эффективности государственных вузов, по результатам которого будет приниматься решение об их будущем. Мне уже приходилось высказывать догадку, что от мониторинга Минвуза России, проведенного в октябре 2012 года по решению Правительства, не поздоровится гуманитарным и педагогическим вузам. Так и вышло: почти все они, причем включая своих столичных лидеров (Российский государственный гуманитарный университет и Московский педагогический государственный университет), «на территории» которых находятся основные специализированные Ученые Советы по педобразованию и УМО (учебно-методические объединения) педвузов России, объявлены неэффективными. Под раздачу попали и многие государственные «классические» университеты, прежде всего те, которые были созданы на базе педвузов.
Почти не коснулась эта неприятная процедура технических вузов, которые, надо полагать, уже потому эффективные, что технические. Вне зоны критики – медицинские вузы, причем даже молодые, не успевшие вполне обзавестись ни кадрами, ни традициями.
Тенденция записывать педагогические и гуманитарные вузы в отстающие накрыла и Республику Коми, где оба крупных градообразующих сыктывкарских вуза (пединститут и госуниверситет) оказались в черном списке. Причем внимательное чтение списка показывает: главное, что объединяет в нем вузы - их «позорное» гуманитарно-педагогическое прошлое. Вузы с научным потенциалом, двумя, тремя, пятью специализированными советами, с магистратурой и аспирантурой, собственными ваковскими научными журналами, спокойно влетали в черный гуманитарно-педагогический список. В таком окружении и нашему пединституту находиться почетно: Ярославский, Костромской и Вологодский государственные педагогические университеты, Вятский государственный гуманитарный университет, который недавно готовился стать ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и многие другие. В чем дело? Что за номер с выходом, как говорят в Одессе? Ответ на этот вопрос надо искать, прежде всего, в самом мониторинге, в качестве его вопросов. Чтобы простому читателю было понятно, в чем фокус пяти судьбоносных вопросов Минобраза (всего пяти!), проведу аналогию с морскими судами. Есть контейнеровозы, есть эсминцы, есть рыболовные траулеры. Можно их о чем-нибудь спросить всех? Можно. О водоизмещении, например, о мощности двигателя. Но в таком случае общий вывод об эффективности делать трудно. А что, если за основу вопросов взять военный флот, и спросить, сколько у вас пушек, какова дальность ПВО – тогда все про эффективность какого-нибудь сейнера понятно. Примерно так и были составлены вопросы.
Один из главных критериев: сколько у вас выпущенных по основным программам иностранных студентов? Заданный не только московским вузам, но и, например, Горно-Алтайскому государственному университету, этот вопрос читается как прикол. А вот другой вопрос: «объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного педработника» - знаменитый с советских времен НИОКР или валовый показатель в науке, который может быть введен только для технических вузов, имеющих науку, так сказать, прикладного характера, науку, которую купят фирмы. Вы можете выпустить 100 прекрасных монографий по философии, педагогике, истории, языкознанию или по методике обучения, которые принесут Вам «университетскую книгу года», перевернут представления всего ученого мира в этой области, и вы не попадете «в масть»: такие проекты не имеют богатого заказчика.
Но больше всего меня радует пункт «доходы вуза». Что имеет в виду славное Министерство, задавая такой вопрос педвузам? Видимо, они должны были брать с заказчика, т.е., в нашем случае – республики - деньги за подготовку каждого учителя по таксе (кстати, я думаю, что так уже давно надо было делать). И в целом, этот пункт - «косяк» Правительства РК, особенно, если сравнить с Мурманском, где поддержка вузов (в том числе гуманитарного) губернатором привела к закономерному результату – Мурманский государственный гуманитарный университет по четырем показателям из пяти (нет студентов-иностранцев) признан эффективным. Четвертый показатель - средний балл ЕГЭ абитуриентов, который был тоже учтен, в какой-то степени является свидетельством качества вуза, и я с этим не хочу спорить. Кстати, этот показатель у сыктывкарских вузов хороший.
Напрашивается вывод: результат мониторинга вузов был предсказуем и даже предрешен. Можно предположить, что цель этого мониторинга - показать ничтожность вузов педагогического и гуманитарного профиля, их неконкурентоспособность, экономическую (финансовую) неэффективность, сделать очевидной их ненужность стране. Очень похоже на пиар-кампанию. Кстати, ненужность стране технических вузов легко показать вопросом «Сколько выпускников технического вуза работают по полученной специальности?» Вопрос провальный, потому что в отсутствии работающей современной промышленности в большинстве регионов эти специалисты не нужны. Или другим вопросом: «Сколько вы подготовили учителей для сельских школ нашей родины?» И сделать выводы. Такие же.
А теперь о приятном. Ухтинский технический университет (как я понимаю из контекста события) прошел «в отличники», и это счастье случилось, конечно, не за счет ухтинских иностранцев, а за счет включенности университета в газово-нефтяные проекты и заинтересованности в этом крупных компаний. Искренне поздравляю своих ухтинских коллег и ректора Н.Д. Цхадая с этим радостным событием».
Комментарии (34)
Хотелось бы повторить бессмертного Черномырдина
"Если чешется - чешите в другом месте".
Вспоминается как не так давно с нас потребовали указать в отчете - сколько кандидатов и докторов защитилось в учебной (!) студенческой лаборатории. На сетование об абсурдности такой цифры был ответ - ну напишите 0. А в зависимость от ответа было поставлено финансирование лаборатории. В результате лаборатория полностью развалилась.
Хотите знать, что будет с районом, городом, регионом завтра, через 10-15 лет? Посмотрите, что за молодёжь остаётся на месте после выпуска из школы...
А уже КАКОЕ "КАЧЕСТВО" приносят из КГПИ молодые учителя... промолчу.
Надо бы родителям туповатым перестать питать свои амбиции и перестать обрекать своих детей на ненужность обществу.
Чтоб устроиться на хорошо оплачиваемую работу (а это один из самых важных критериев жизни для любого трудоспособного возраста)- нужны "связи". Молодые учителя не хотят идти в школу потому, что обречены на нищету, не смотря на "положительные с виду" реформы в образовании. В СГУ: психологи, физкультурники, менеджеры по туризму.. и др. Ну куда им себя реализовать по окончании ВУЗа? Вот и идут в официанты, стриптизеры, бармены и т.д. и т.п.
Вы что думаете, что если бы Задорожному отпустили денег в ...цать раз больше, он бы их путил на обучение и научные изыскания?
Расходы на образование не увеличились бы ни на рупь.
Все средства ушли бы на ремонт корпусов и оборудование буфетов.
Неужели такие простые вещи не понятны?
А вот слова "после собственнолго провала, выступило с видом независимого рефери" - в точку!
Незатейливо МО. Этакая Фемида с повязкой. Тысячи коммерческих филиалов, оттягивающих поток абитуриентов они не видят, а единственный в республике универ (в Швеции 30, например) - видят.
Тоже побывал недавно в Питерском Политехе. Подивился схожестью проблем и наглостью студентов. Например, войти студенту к заслуженному профессору с мировым именем в середине лекции с чашечкой кофе - нормально. Как на базаре побывал...
Более трехсот активистов национал-патриотических организаций и простых граждан записалось на встречу “Русско-Зырянский Марш” в социальной сети ВКонтакте. Уже сейчас ясно, что несмотря на запрет властей, простые граждане все равно придут на Театральную площадь столицы Республики Коми 4 ноября, чтобы отметить главный праздник националистов, и показать заворовавшейся клике - кто в доме хозяин!
Членами “Рубеж Севера” и Зырянского союза были предприняты практически все меры, чтобы праздник “День народного единства” состоялся. В мэрию Сыктывкара нами было отправлено семь уведомлений с различными маршрутами и местами проведения публичного мероприятия, но администрация города не согласовала не одно из них, этим самым развязав руки бестыжим полицаям, которые тут же бросились гнобить патриотов.
Власти боятся появления на улицах большого числа националистов, и это не удивительно, ведь антинародность режима давно стала причиной вымирания Русского и Коми народа. Рабы не должны иметь оружия, не имеют права выходить на митинги и шествия, их обязанности нести бремя толерантности и всепрощения - такую задачу ставят перед собой нынешние правители.
4 ноября в 12:00 мы выйдем на Театральную площадь, наша акция будет носить мирный характер и будет проходить в виде народного собрания!
Нельзя просто так взять и запретить Русский Марш!
Ты проводишь не санкционированный марш, тебя даже упакуют со сторонниками и оштрафуют (с компенсацией, конечно, расходов) и вот уже Главный оппозиционер республики Алексей Колегов!
А ведь может получиться! Схема хитрая!
Потому и не банят твоё объявление на БНКа, как все другие!
Зачем в тундре архитекторы, а в чуме радиофизики?
Пока будем жить в тундрах и чумах - так ничего и не понадобится.
А тем временем в каких-то мелких Швеции и Норвегии эти шведско-норвежские странные открыли по 30 вузов. Зачем им столько?
И ведь живут, сволочи, лучше нас. Наверное с жиру бесятся...
Но главное другое. Если человек (студент) - всего лишь средство в какой-то хитрой игре правительства, то тогда действительно, не нужно никого учить (нЕчего, пусть пользу приносят!). А если человек - ЦЕЛЬ (о чем еще Кант говорил как об основном правиле этики), то образование - основание для развития личности. А уж как она, личность, распорядится, - вопрос второй. Распорядится, я думаю, как раз к всеобщему благу. У нас и так-то мыслящих людей становится все меньше - результат реформ последнего времени!
Вообще вузы Сыктывкара - градообразующий, как ни странно, компонент. Жаль, что правительство Республики этого не понимает.
Или; вы про кого?
НЕ советую
не
А если более объективно - то к сожалению на данный момент( ни в койм случае не хочу обидеть людей закончивших КГПИ по другим причинам) в педухи(что ГКПИ что МГПУ) идут лишь те, кто не прошел в нормальный вуз, за исключением единиц, а с другой стороны преподы сами понимают что к чему и не дают студентам отличного образования, понимая что все равно бесполезно(имхо). Так что то что КГПИ в черном списке - вполне правильно. Его уже давно надо сократить, и объединять с чем нибудь более авторитетным.
Что касается СГУ - ситуация уже интереснее, он так же имеет прикладные факультеты, защита информации , прикладная информатика и наверное что то еще. Так что некий потенциал к разработке чего нибудь технического имеется(вопреки автору статьи). Видимо все таки чего-то другого не хватает, студентов например, которые на аналогичные направления поступают в СЛИ(+стличные вузы). А если студенты выбирают другой вуз, то значит ректорату надо задумываться как привлекать студентов(по крайней мере отбивать их у СЛИ)
- Но, настолько ли так (плохо) обстоят дела..? Это мой первый вопрос на подумать...
Ответ на свой первый вопрос у меня, пожалуй, имеется.
Литературный и публицистический дар Владимира Александровича я ставлю высоко и являюсь его почитателем. Повесть Владимира Сулимова "Замкнутый круг", подаренная автором, стоит у меня под рукой на книжной полке - я время от времени возвращаюсь к её прочтению (этим летом дважды был я в Кишинёве, Киеве и в ряде областей Молдовы и Украины - снова перечитывал "Замкнутый круг")...Словом, думается мне, и послужной научно-преподавательский, педагогический список В.А. Сулимова, и его опытно-житейская и литературная интуиция утверждают мне - действительно,нечто нехорошее расползается у нас по системе высшего образования...
Тогда следующий мой вопрос, к кому же обратиться за разъяснением такой нехорошей ситуации? И тут я несколько разойдусь в настроениях со многими комментаторами, а, может быть, отчасти, и с автором настоящего поста - не стану я делегировать ответственность за состояние дел исключительно Минобразованию РФ.
Хочется мне спросить, а где же во всей этой истории наше уважаемое региональное правительство? Где в таких раскладах роль, конкретно, Минообраза Республики Коми..? Похоже, роль эта прописана далеко не в том ключе, в каком руководство, например, Мурманской области отстаивает свои региональные вузы (и гуманитарные в том числе)...
P.S.
Надеюсь, политические и административные руководители РК обратят внимание на многоточие образовавшееся следствием поста профессора В.А. Сулимова. В то же время,похоже по всему, что очень многие работники сферы высшего образования РК имеют уже почти законченное мнение по этому вопросу (увы для многих наших ответственных лиц). Потому, граждане соответствующие начальники РК, не отказывайтесь от борьбы за наши региональные вузы, за наших учёных. С уважением.