Законодатели моды: как в Коми шьют и популяризируют национальные костюмы
Около 10 лет в республике существует Дом национальной и этнической моды. В Коми он единственный в своем роде: занимается созданием коми костюмов, одежды других народов, а также продвижением традиций региона.
Дом национальной и этнической моды — часть Коми ремесленной палаты. Идею его создания предложил Ефим Канев. До этого речь о моде вообще не шла, в республике никто не занимался такой деятельностью, рассказала БНК исполнительный директор Ассоциации «Коми ремесленная палата» Светлана Бурмистрова. Спустя 10 лет дом — законодатель, у которого подсматривают и копируют работы. Здесь создают традиционные костюмы Прилузского, Ижемского, Сысольского, Усть-Цилемских районов, Верхней и Нижней Вычегды, сюда обращаются из других субъектов России с желанием увидеть не только коми одежду, но и татарские, азербайджанские, армянские костюмы, например.
Ключевой принцип, которого придерживаются в Доме национальной и этнической моды — сохранение традиций.
— Мы изучаем. Не просто копируем, а действительно изучаем по книгам, потом воссоздаем. Чтобы не было китча или «клюквы», — отмечает Светлана.
На возникновение национального костюма оказали влияние многие факторы: природный, религиозный, обрядовый, этнический, философский, мифологический, фольклорный. Поскольку народ коми исторически проживает на Севере, национальный костюм должен согревать от холода и быть комфортным в летнюю жару, удобным и красивым, в будни выполнять утилитарные функции, в праздники — эстетические. Модельер-конструктор Наталья Загуменнова отмечает, что перед шитьем всегда проходит исследовательская работа. Мастера обращаются в музеи, читают книги о национальных костюмах.
— Начинается все с визуала: мы смотрим, из чего состоит костюм, какой он там, например, замужней или незамужней женщины. Потом смотрим крой, он отличался. Затем подбираем материалы в зависимости от того, какой костюм воссоздаем. Вышивку изучаем, — рассказывает Наталья. Для отдельных деталей привлекают мастеров-самозанятых: они делают литье, занимаются узорным вязанием и ручной вышивкой.
Если полноценный национальный костюм на улицу просто так не наденешь, то стилизованную вещь — легко. Создают и платья с элементами орнамента, и рубахи, и офисные блузки, и футболки с вышивкой, но все в рамках дозволенного, не перегибая палку. Такие вещи интересны людям, которые хотят увезти с собой частичку республики, замечает Светлана:
— Люди спрашивают, сделано ли это здесь, в Коми, это точно коми орнамент?
Вопросом аутентичности мастера задаются, но признают, что стилизация неизбежна:
— Если костюм аутентичный, то ты должен пойти посеять лен, вырастить его, спрясть и так далее. Тогда можно сказать, что вещь аутентичная. Все остальное больше стилизация, реплика даже, есть такое понятие. Стилизация неизбежна: люди хотят вернуть к истокам, корням, хотят носить такую одежду. Мы не можем надеть сарафан и пойти на улицу, хотя так тоже классно было бы. Люди хотят какой-то национальный колорит иметь. Мы занимаемся популяризацией культуры, традиций, искусства. Куда бы вы ни приехали, в любой город, вы не очень поймете, где находитесь: люди ходят в одном и том же, футболках, джинсах. А сейчас наступило такое время, что люди не хотят выглядеть как все. Мы ищем истоки. Я, например, еду за границу или на конференцию, я хочу, чтобы люди видели, что я из республики.
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми
БНК
Комментарии (10)
Фестивали? Альбомы? Календари?