Стоимость поездки на такси достигла максимума за 10 лет
Цены продолжат расти из-за нового закона о такси, объясняют участники рынка.
Стоимость поездки на такси достигла максимума за последние десять лет (2014–2023 годы), следует из данных Росстата: в июне она достигла 32,53 руб. в расчете на 1 км пути.
Как сообщает РБК, услуги такси непрерывно дорожают с апреля 2021 года. При этом за последние десять лет самый большой рост цен — 4,03% — произошел в первой половине 2023 года (июнь к январю). Предыдущий рекорд был в январе-июне 2022 года — 2,7%.
Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников сообщил, что с начала 2023 года стоимость поездки на такси выросла еще сильнее, чем указывает Росстат: примерно на 25% в регионах России и на 40% в Москве.
По данным «Чек Индекс» (анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более чем 1,1 млн онлайн-касс и экспертов-партнеров), средний чек затрат на такси в России за первые шесть месяцев этого года составил 435 руб., что на 4% больше аналогичного периода 2022 года, в Москве — 771 руб. (+12%).
Цены на такси растут по тем же причинам, по которым дорожают другие товары и услуги, говорит Павел Стенников. В январе-июне 2023 года индекс потребительских цен вырос на 5,55% к аналогичному периоду 2022 года.
Среди причин собеседник РБК назвал подорожание транспортных средств. На фоне международных санкций, введенных из-за проведения специальной военной операции на Украине, западные, японские и корейские автопроизводители отказались от сотрудничества с Россией, а у российских заводов возникли проблемы с комплектующими. На этом фоне, по данным Росстата, средняя цена импортного легкового автомобиля с февраля 2022 года по июнь 2023-го выросла на 57%, до 2,168 млн руб.; российского — на 25%, до 970,1 тыс.
Большинство автомобилей в такси были куплены перевозчиками еще до пандемии, срок их эксплуатации подходит к концу или они уже выбыли, напоминает Павел Стенников. Самые бюджетные автомобили, которые еще три года назад стоили менее 1 млн руб., подорожали минимум на 1 млн руб., отмечает он. Также увеличилась стоимость запчастей и расходных материалов, увеличения затрат на обслуживание машин и роста расходов перевозчиков.
С сентября 2023 года подорожание услуг такси составит до 30%, прогнозируют в «Ситимобил». «Это связано с новым законом [о такси] и сложностями, которые придут на рынок вместе с ним», — считает представитель сервиса.
Издание напоминает, что президент Владимир Путин в конце декабря 2022 года подписал закон, комплексно регулирующий работу в сфере такси. Его основные положения вступают в силу с 1 сентября 2023 года. Этот документ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Они должны будут купить страховой полис для такси, который стоит в 10–12 раз дороже стандартного автострахования при одинаковой сумме страхового покрытия.
Кроме того, службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО. Новый закон предполагает, что все таксисты, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы по выполнению этих требований (до сих пор обязанности по прохождению предрейсовых медосмотра и техосмотра были на перевозчиках).
Основным мотивом разработки и принятия закона стало систематизирование требований, предъявляемых к перевозкам легковыми такси, а также регулирование деятельности служб заказа легковых такси, которое в настоящее время не осуществляется, сообщили РБК в пресс-службе Минтранса. При этом положения закона не устанавливают концептуально новые требования к перевозчикам легковыми такси, а также водителям легковых такси, добавили там.
Как сообщалось ранее на БНК, к 1 сентября 2023 года будут сформированы три реестра: служб такси, автомобилей и перевозчиков. Сегодня есть только один реестр — разрешений (в нем 750 записей). По словам заместителя министра экономического развития, промышленности и транспорта Коми Нарине Киракосян, эти реестры будут размещены в открытом доступе — каждый сможет с ними ознакомиться.
По данным ведомства, в регионе работают четыре крупных игрока: «Яндекс», «Максим», «Индрайвер» и «Автолига». Но есть и небольшие службы такси. Если кто-то не попадет в реестр, то будет считаться «нелегалом».
Федеральный закон позволил регионам устанавливать требования к цветовой гамме автомобилей. В Коми после общения с водителями и службами решили пока повременить с введением этого требования.
Снижение цен на такси возможно лишь в случае послаблений со стороны законодательных органов или падения цен на машины, их обслуживание и топливо. Но это пока видится маловероятным, заключил собеседник РБК.
Комментарии (16)
Если государство облагает предпринимателя очередным штрафом, налогом, побором, требованием - деньги на этот каприз государства идут из кошелька покупателя или клиента. ДРУГОГО ИСТОЧНИКА НЕТ!