«IT-регион»: безопасный интернет для детей
По данным опроса «Лаборатории Касперского», у 88% детей в возрасте 7-10 лет уже есть свой смартфон или планшет. Почти у каждого школьника старших возрастов есть регистрация в той или иной соцсети. Нередко дети сталкиваются с различными видами киберугроз. Как защитить персональные данные, не попасться на уловки интернет-мошенников, избежать кражи аккаунта и как вести себя в киберпространстве — редакция БНК подготовила памятку для детей и их родителей.
Цифровая приватность
Многие дети не менее охотно, чем взрослые, делятся большим количеством информации о себе в интернете. Но чем больше данных о пользователе злоумышленник сможет найти, тем лучше он сможет подготовиться. Имена родственников, клички домашних животных, детали семейного быта и даже тех мест, в которых ребенок регулярно бывает, — все это дает возможность легче входить в доверие. Поэтому эксперты в области цифровой безопасности советуют как можно меньше делиться с окружающими личными данными.
Вот несколько базовых правил безопасного поведения в сети:
— никому и никогда не разглашай свои пароли. Пароль — твой главный секрет, он должен быть уникальным и достаточно сложным, чтобы его нельзя было просто подобрать (поэтому в нем должны быть не только большие и маленькие буквы, но и цифры и различные символы — например, «!» или «#»). Конечно, пароль не следует записывать на бумажках, хранить в открытом доступе, отправлять по почте или в сообщениях и тем более с кем-то им делиться;
— при регистрации на сайтах и в социальных сетях старайся не указывать личную информацию (фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, школы, место работы родителей) — эта информация может оказаться доступна совершенно незнакомым людям;
— помни, что фотография, размещенная в интернете, доступна для просмотра всем. Старайся не размещать фото, на которых изображена твоя семья, школа, дом и другие личные данные;
— многие люди рассказывают о себе в интернете неправду, поэтому не стоит безоговорочно всем доверять;
— в интернете и социальных сетях старайся общаться только с теми, с кем ты лично знаком;
— не используй веб-камеру при общении с незнакомыми людьми, помни о необходимости сохранять дистанцию с незнакомцами;
— не вступай в незнакомые сообщества и не распространяй по чей-либо просьбе информационные, провокационные и агрессивно-настроенные материалы и сообщения;
— не все, что ты можешь прочесть или увидеть в интернете, — правда. Не ленись и перепроверяй информацию в других поисковых системах или спроси у родителей;
— если тебе показалось, что твои друзья отправляют тебе странную информацию, ссылки на сайты или программы, переспроси у них через другие каналы, отправляли ли они тебе какие-либо файлы. Иногда мошенники могут взламывать аккаунты и действовать от имени знакомых тебе людей, в том числе твоих друзей и родственников;
— если ты хочешь купить в интернете какую-либо услугу или игру, обратись к взрослому. Он подскажет тебе, как избежать мошенничества;
— не загружай файлы, программы или музыку без согласия взрослых — они могут содержать вирусы и причинят вред компьютеру.
Мобильные угрозы
Трудно представить ребенка без гаджета с интернетом — здесь читают книги, общаются, учатся и находят развлечения. И очень важно обеспечить безопасность юных пользователей от онлайнмошенников, выманивающих деньги, личные сведения и данные банковских карт родителей. Защита детей в интернете обеспечена базовыми правилами:
— скачивай приложения только из официальных магазинов;
— перед запуском скачанных файлов проверяй их при помощи антивирусной программы;
— регулярно обновляй приложения и операционную систему — вместе с обновлениями разработчики выпускают исправления уязвимостей и ошибок;
— обращай внимание на то, какие запросы на разрешения выдает приложение, например, приложению «Фонарик» явно не нужен доступ к контактам или геопозиции;
— используй надежное защитное решение (антивирус);
— не переходи по подозрительным ссылкам, даже если их прислали знакомые;
— ограничь подключение к общедоступным Wi-Fi-сетям.
За безопасностью детей следует проследить и родителям. Например, компания МегаФон советует:
— установить на мобильных устройствах SMSфильтры, которые заблокируют нежелательные сообщения;
— актировать опцию «Родительский контроль», это позволит ограничить доступ к опасным для детей приложениям;
— установить надежный антивирус который защитит устройство от утечки персональных данных;
— включить уведомления о банковских операциях — так можно оперативно заметить подозрительные запросы и транзакции;
— подключить специальный детский тариф.
Фишинг и скам
Фишинг — это вид мошенничества, подразумевающий подделку сайта или страницы известной организации с целью украсть у пользователя его личные данные. Это может быть логин и пароль, данные банковской карты. В дальнейшем злоумышленники могут использовать полученные данные для кражи денег или чтобы получить доступ к другой конфиденциальной информации.
Скам — вид онлайн-мошенничества, при котором пользователю предлагают щедрое денежное вознаграждение или ценный приз. Чтобы его получить, просят оплатить комиссию, обычно небольшую. Комиссия достается злоумышленникам, а человек не получает ничего. Если же для перевода комиссии пользователь вводит данные карты, то рискует и их сохранностью.
Злоумышленники создают большое количество фишинговых ресурсов, которые подделываются под крупные, узнаваемые онлайн-магазины, платежные сервисы, социальные сети, мессенджеры. Когда речь идет о скаме, злоумышленники обычно предлагают получить выплату, социальное пособие или принять участие в беспроигрышной лотерее. В любом случае пользователю обещают щедрый приз. Чтобы его получить, не нужно сложных действий: достаточно кликнуть пару раз на сайте или пройти небольшой опрос.
Чтобы избежать обмана, советуют следовать следующим правилам:
— не переходи по сомнительным ссылкам из почты, сообщений в мессенджерах и sms;
— не сообщай третьим лицам, даже если они представляются по телефону или в интернете сотрудниками банков или госучреждений, конфиденциальную информацию, в том числе одноразовый код из sms и push-уведомлений;
— используй надежное защитное решение, которое предупредит, если человек попытается перейти на фишинговый или скам-ресурс;
— если просят сделать что-то быстро, не дают времени подумать, пугают или, наоборот, делают крайне щедрые предложения, — стоит насторожиться;
— ресурс, прежде чем вводить на нем свои данные, следует проверить: обратить внимание на название ресурса в адресной строке (соответствует ли оно официальному), работают ли кнопки на сайте, нет ли опечаток или несоответствий настоящему сайту.
Многие подростки старше 14 лет активно ищут подработку на вемя летних каникул. И этим тоже пользуются злоумышленники. В последнее время появился новый вид мошенничества — получение денег через предложение высокооплачиваемой удаленной работы. По словам директора по предотвращению мошенничества и потерь доходов МегаФона Сергея Хренова, мошенники представляются сотрудниками кадровых агентств и предлагают потенциальной жертве созвониться в Skype или Zoom, чтобы продемонстрировать презентацию. Встреча длится в течение получаса, за это время «рекрутер» входит в доверие. На завершающем этапе мошенники просят собеседника проверить активность банковского счета, на который будет начисляться зарплата. Для этого жертву просят поделиться экраном, открыть банковское приложение и перевести определенную сумму на счет своего же мобильного телефона. После успешной транзакции злоумышленник делает предложение о работе, а для возврата средств с мобильного счета на банковский направляет жертве sms. В тексте указана корректная сумма перевода, при этом абонент не видит, куда именно переводит деньги. Он подтверждает перевод в ответном sms — и деньги с мобильного счета уходят к мошенникам.
Кибербуллинг
В общем понимании кибербуллинг — это травля в интернете. Цель мошенников — психологическое давление или причинение морального вреда жертве. Следует помнить, что в сети есть агрессивно настроенные пользователи. Что надо делать при кибербуллинге:
— сохраняй спокойствие и не вини себя;
— не поддавайся агрессии и не ведись на провокации;
— заблокируй всех, кто пишет неприятное;
— поговори с родными, близкими друзьями или с психологом на линии помощи подросткам «Твоя территория» по телефону 8-800-200-01-22:
— обратись за помощью в профильный благотворительный фонд — найти их можно на kiberbulling.net:
— если тебе не исполнилось 18 лет, обязательно сообщи взрослым, которым ты доверяешь — они вас поймут и помогут предпринять необходимые действия;
— постарайся сохранить всех подтверждения агрессивного общения: скриншоты переписки, фото, видео;
— пожалуйся на публикации службе поддержки сайта или соцсети, модераторам;
— если сообщения с угрозами продолжаются, важно попросить родителей или старших родственников обратиться в полицию и предоставить скриншоты.
Как повысить знания о безопасном поведении в интернете
Многие компании, фонды и государственные органы подготовили различные памятки, инструкции и лайфхаки, которые позволяют обезопасить детей в сети, избежать уловок мошенникам и противостоять агрессивному поведению. Этому посвящен всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий «Урок цифры». А компания МегаФон запустила платформу «Цифровое доверие», где можно в интерактивной форме не только получить важную информацию, но и пройти квесты и научиться безопасно пользоваться интернетом. Кроме того, МегаФон в числе девяти крупнейших технологических компаний вошел в Альянс по защите детей в цифровой среде и подписал хартию «Цифровая этика детства». Этот документ содержит правила поведения, которые позволяют создать цифровую среду, безопасную и благоприятную для развития и творческой самореализации детей.
Игорь Соколов
Статья подготовлена на основе материалов министерства просвещения России, министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Коми, компании МегаФон, платформ «Урок цифры» и «Цифровое доверие».
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми.
Комментарии (1)