Вячеслав Сварич: «Каждый четвертый аппендицит у детей — осложненный»
Главный внештатный детский хирург Минздрава Коми рассказал БНК о причинах позднего выявления заболевания, его первых симптомах и ключевых действиях родителей, если они заметили плохое состояние своего ребенка.
Острый аппендицит подразделяется на катаральный, флегмонозный, гангренозный и перфоративный (осложненный).
В разных больницах России обычно в год врачи фиксируют 15-25% осложненных аппендицитов у детей. В Коми статистика на таком же уровне, но все равно вызывает обеспокоенность у специалистов.
— Это все равно очень много. Почему? Считайте: каждый четвертый аппендицит получается осложненный, — высказался Вячеслав Сварич.
По его наблюдениям, большое количество осложненных аппендицитов обусловлено несколькими причинами. Примерно в 13% — это недосмотр, поздние постановка диагноза и госпитализация со стороны медика. Но в 87% — законные представители вовремя не обратились за помощью. Родителям и сотрудникам детских учреждений надо настороженно следить за первыми симптомами:
— Если есть у ребенка болевой синдром брюшной полости, отмахиваться от этого нельзя. Ни в коем случае нельзя давать обезболивающие препараты, они стирают клиническую картину, не вылечивая заболевание. Максимум, что можно сделать в этой ситуации, дать спазмолитики, если у ребенка нет противопоказаний. Если не произошло улучшение состояния, тогда нужно обращаться в больницу без всякого сомнения. Даже больше того: вы можете не давать спазмолитики, лучше с болью в животе обратиться в приемный покой. Если у ребенка нет хирургической патологии, ему сделают общий анализ крови, общий анализ мочи, сделают необходимые лечебные процедуры, то же введение спазмолитики, проведение очистительной клизмы.
Родителям, кроме непрекращающейся боли в животе у ребенка, надо обращать внимание на повышение температуры, в том числе до 37,2-37,5 градуса, рвоту, жидкий стул или если, наоборот, он отсутствует.
В операционной оказывается только 10% обратившихся детей. В оставшихся случаях это нехирургическая патология: маленьких пациентов отправляют домой с посещением педиатра в будущем или, если требуется госпитализация по другому профилю, он остается в больнице для углубленного обследования.
Если аппендицит неосложненный, последствия для здоровья ребенка возникают в 0,05% случаев, а если осложненный — в 25% случаев, часть пациентов приходится оперировать повторно. При этом, по словам хирурга, «осложненный аппендицит — это всегда угроза жизни», хотя в Коми давно не было летальных случаев. Заболевание может быть с абсцессом, перитонитом.
— В памяти моей было несколько случаев, когда привозили ребенка из района, аппендицитом он болел 14 дней. Это всегда сложно, тяжело таких детей выхаживать, но они, слава богу, поправлялись. Понимаете в чем дело, любая открытая операция, а это открытая операция была, потому что лапароскопически нельзя было прооперировать, есть определенные противопоказания, оставляют после себя спаечный процесс. Риск спаечной кишечной непроходимости, как дамоклов меч, потом над человеком всю жизнь висит. Реализуется он или нет, никто не может сказать, хотя мы проводим противоспаечную терапию. Поэтому не надо доводить до этого, — подчеркивает врач. Кроме того, назначенные антибиотики для уничтожения вредных микробов могут задеть и полезные, поэтому может нарушиться микрофлора кишечника. Любое заболевание меняет иммунитет, поэтому организм уязвим.
Комментарии (2)