«Регион для молодых»: кто создает Молодежный театр в Коми
Уже несколько лет в Сыктывкаре существует Молодежный театр республики. Его репертуар — глоток свежего воздуха для подростков, студентов и работающей молодежи, ведь каждая постановка делается с расчетом на их интерес. Сейчас артисты, в том числе только-только закончившие Колледж искусств Коми, готовят документальный спектакль «Долина нашей памяти» о поисковиках, которые ищут погибших участников Великой Отечественной войны. Чем живет театр, могут ли молодые артисты себя тут реализовать, а зритель-ровесник — открыть для себя нечто новое, узнали журналисты БНК.
В 2019 году правительством Коми было принято решение о создании нового театра для юных зрителей, подростков и молодежи. Именно так в сентябре был официально открыт Молодежный театр республики. Пока у него нет своего помещения, и все спектакли и проекты организуют на базе Академического театра драмы им. В. Савина.
Планировалось, что первая премьера Молодежного театра состоится в апреле 2020 года — документальный спектакль «СКТВКР» на основе реальных истории жителей Сыктывкара и республики о себе, о городе, крае, его прошлом, настоящем и будущем. Режиссером стал Максим Соколов из Санкт-Петербурга. Спектакль практически был готов, но пандемия коронавируса нарушила планы. Работа над «СКТВКР» возобновилась, как только были сняты все ограничения, и в октябре состоялась премьера. Сильное впечатление на зрителей произвело сочетание сложной художественной формы, креативной сценографии, когда местом действия спектакля становится наполненный водой бассейн, над которым растянут огромный экран с красочной проекцией, и документального материала. Спектакль получил такое признание, что был отобран во внеконкурсную программу фестиваля «Золотая Маска» «Маска Плюс», впервые театр из Коми стал участником такого авторитетного и престижного театрального события. «СКТВКР» показали на сцене Московского театра юного зрителя, он получил хорошие отзывы критиков. Так, театровед Павел Руднев написал, что спектакль «дает не только динамичную визуальную картинку, но и правдивый голос локального сообщества».
Молодежный театр официально начал первый сезон с «Игроков» по пьесе Николая Гоголя. Режиссером спектакля стал Хуго Эрикссен, проект реализовали под патронажем Национального драматического театра России (Александринский театр, Санкт-Петербург). Затем в репертуаре появилась пьеса Николая Коляды «Игра в фанты», режиссер Денис Рассыхаев. Последней премьерой сезона стал спектакль Юрия Попова по мотивам произведений Александра Пушкина «Белкин. Истории о жизни и любви».
Показывали «Идиота» по мотивам романа Федора Достоевского и новый вербатим Максима Соколова «Маньпупунер». Режиссер драмтеатра Евгений Софронов поставил чеховских «Трех сестер», а его коллега Захар Комлев «Героя нашего времени». Потом состоялась премьера «Каштанки» Дениса Рассыхаева, а последняя работа — «Тартюф» профессора кафедры режиссуры РГИСИ Андрея Андреева.
Все эти спектакли показывают широту интересов театра, постановщиков и артистов, а, главное, молодых зрителей: как экспериментальные работы, так и русская классика в традиционной трактовке. Сейчас готовится еще один проект «Долина нашей памяти», посвященная поисковому движению. Режиссер — Евгений Софронов. Спектакль будет поставлен в жанре документального театра, его основой станут интервью, автобиографические истории актеров Коми драмы, которые также принимали участие в поисковых работах, и солдатские письма. Это первый спектакль, посвященный именно активистам, поднимающим погибших в годы Великой Отечественной войны. Все события спектакля происходят на территории Новгородской области, где есть несколько мест, которые называются «Долина смерти».
Главные роли в новой постановке исполнили Иван Лыткин и Елизавета Туева. Оба совсем недавно закончили актерское отделение Колледжа искусств Коми.
Иван рассказывает, что решение стать актером было спонтанным. Его он принял во втором полугодии 11 класса школы прямо перед ЕГЭ, а до этого видел себя программистом. Но изменил его фильм «Интерстеллар», исполнитель главной роли Мэттью Макконахи «покорил своей игрой, проживанием персонажа» и перевернул мировоззрение.
— Я с детства знал, что на актерское набирают в центральных городах. Но, как только узнал, что у нас есть актерское отделение, сразу решил в наш колледж поступать. Это в родной республике. И я вижу перспективы в театре: поучаствовать во всех спектаклях, любые роли, неважно, я открыт для любого амплуа, — отмечает Иван.
А вот для Елизаветы выбор актерской стези был осознанным. Еще в школе она занималась в театральном кружке, и после 9 класса задумалась, куда идти дальше, мать предложила попробовать поступить на актерское отделение. Программа колледжа в Коми, по словам Елизаветы, не отличается от столичных театральных вузов и позволяет полностью раскрыть себя. Во время обучения в республике была возможность показать себя на студенческих спектаклях и даже на профессиональной сцене, хотя в массовку в основном берут юношей. В саму труппу Елизавета попала после дипломного спектакля «Пять вечеров» в конце 4 курса:
— [Педагоги] после вручения дипломов предложили сходить в театр, попробовать возможность — возьмут ли нас, хотят ли нас здесь видеть. Вышло, что да: у нас есть возможность тут быть. Поддержку от старших коллег чувствую невероятную: у нас теплая и дружная труппа, с любым вопросом мы можем подойти, и нам помогут.
Над «Долиной» молодые актеры работают под руководством Евгения Софронова, который с 2006 года участвует в поисковых экспедициях:
— Почему у меня Елизавета и Иван — главные герои, которые играют сами себя? Потому что они не знают [о поисковиках], и Иван хочет [узнать]. По пьесе он просто молодой журналист, по ходу он что-то для себя узнает. Иван не понимает, зачем эти люди едут, копаются в грязи, с семиметровой глубины поднимают самолет с останками пилота? Зачем среди 209 трупов достают детские косточки? Зачем это надо? Мы пытаемся не ответить на вопрос, зачем это нам, мы транслируем его в зал.
Евгений Софронов замечает, что хочет спровоцировать публику и надеется, что получится заинтересовать зал и даже взять с собой в поисковое движение. А актеры не сомневаются, что Молодежный театр и его постановки востребованы у их ровесников.
— Для меня оказалось сюрпризом, что молодежи интересен театр — спектакли не только Молодежного театра, но и Академического театра драмы. Видно, что темы, которые мы поднимаем, ее волнуют. Приятно получать отклик от молодежи, что вот, благодаря вам заинтересовался, — считает Иван.
Елизавета подчеркивает, что реализоваться можно в театре Коми, главное — работать:
— У меня самоцель не какие-то звания, денежные [поощрения], хотя это приятный бонус. Самоцель — совершенствование постоянное. Для меня непонятно, почему [некоторые зрители] не идут сюда. Как это может быть неинтересно. Театр, актерство близки к психологии, к теме самопознания. Через театр ты познаешь себя, открываешь в себе новое. Ты можешь прийти сюда с вопросом, и с помощью спектакля, чувств, которые ты испытаешь, ответить на этот вопрос. Поэтому я всеми руками «за», чтобы в театр ходило как можно больше людей, особенно молодежи. Когда ты молодой, у тебя много вопросов к себе, к другим людям. Как раз-таки через искусство можно разобраться в этом.
Премьера спектакля «Долина нашей памяти» состоится 22 июня.
16+
БНК
«Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми»
Комментарии (2)