«Регион для молодых»: как тафтер из Коми научилась создавать мягкие картины под ноги
Кристина Сергеева из Сыктывкара для новой рубрики БНК «Регион для молодых» поделилась историей знакомства с тафтингом. Она самостоятельно освоила технику изготовления ковров вручную, которые в России только набирают популярность, а за рубежом уже давно считаются отдельным видом искусства. В планах у девушки — обучать этому других. Молодая мама не скрывает, что на необычное хобби непросто найти время и силы даже в декрете. Однако именно те «скучные» уроки, полученные в школе, а потом вузе и на работе, помогают ей добиваться желанных результатов.
— С чего начался твой путь в hand made?
— Я человек творческий, увлекающийся, художественная сфера притягивала со школьной скамьи. Однако родители в воспитании делали упор на получение знаний, что учеба — на первом месте и «тройка» — не оценка... Поэтому никакие дополнительные кружки не посещала, все хобби были «по наитию»: писала стихи, рисовала что-то самостоятельно, участвовала в художественной самодеятельности школы и местного дома культуры.
После окончания школы в Ухте поступила в Сыктывкарский госуниверситет на довольно серьезную специальность, не связанную с творчеством от слова «совсем» — политолога, а дальше параллельно получала второе высшее — юридическое. Времени на хобби особо не оставалось. Работать устроилась в государственную организацию, где мало возможности для креатива, все расписывается и планируется, много однообразия и рутины. Но как раз в то время появилась возможность, даже необходимость, дать волю своим творческим желаниям и способностям. Причем именно благодаря своей офисной должности, я смогла развить в себе такие качества, как дальновидность и дисциплинированность. И уже новые увлечения начала оценивать с позиции: мне это на один вечер или пойду дальше на профессиональный уровень. К 25 годам я успела попробовать и освоить много чего: не только рисовала иллюстрации, но и погружалась в графический дизайн, дизайн интерьеров, проходила различные курсы.
— И вот однажды узнала про тафтинг…
— Да. В 2020-м в соцсетях увидела пост про создание ковров вручную, пошла изучать тему и узнала, что тафтинг — это не просто эксклюзивные изделия, а целое искусство. Люди настоящие картины «выбивают» на ткани! И мне захотелось этим «волшебством» овладеть. Так и засело в голову: «Вот оно — то, чем хотела бы заниматься в жизни».
Первым же препятствием на пути к мечте стало отсутствие какой-либо «школы» и даже курсов, поделилась Кристина.
— Я смотрела на эти инструменты для тафтинга, не понимая, где они это все берут, как это делают… Ни учителей, ни уроков, как таковых, нигде было не найти. В России два года назад вообще человека два или три тафтеров было. Я задавала им в соцсетях вопросы, но делиться информацией со мной желанием никто не горел. Тогда я самостоятельно стала искать ее на просторах интернета, смотрела видео на «Ютубе», причем все ролики были только на английском, и те мало что объясняли, а больше демонстрировали результат, чем процесс. С горем пополам нашла кое-какие «уроки». Далее стала читать про инструмент и думать, как им обзавестись. Первым делом побежала к мужу. Он сначала не понял, что за «сумасшедшая идея» и в чем тут интерес, потом все-таки после моих рассказов и ссылок на видео, согласился и стал помогать. Он сам сделал мне деревянную раму под холст, мы нашли и заказали в интернете тафтинговый «пистолет». Я стала искать специальную ткань, конечно же, в Сыктывкаре перебрала все варианты, но подходящей не находилось. Тоже пришлось заказывать и ждать, пока приедет из-за границы. То есть происходило все совсем не быстро: с марта 2020-го и только к лету 2021-го я подготовилась, чтобы попробовать создать свой первый ковер.
— «Первый блин» удался? Какую оценку сейчас бы за него себе поставила?
— Я тогда уже была в ожидании ребенка и решила, что будет ковер для него. Выбрала максимально простой эскиз: милое облачко с глазками. Начала его выбивать, на что ушло две недели. Ворс получился очень редким, подстригала его вручную, так как еще не обзавелась машинкой для стрижки. И тем не менее, я его очень любила, и несколько месяцев, как и задумывалось, он лежал у кроватки малыша. Со второго коврика, могу сказать, дело пошло.
— Расскажи подробнее о технике тафтинга и процессе создания ковра? Насколько тут важны дизайнерские способности?
— С одной стороны, выглядит все просто: выбрать иллюстрацию, перенести эскиз на ткань и потом «выбить» рисунок специальным пистолетом, который «заправлен» акриловыми нитками.
А вот как все происходит на самом деле. Эскизы я дорабатываю с учетом пожеланий заказчика, добавляю деталей. И тут мои способности к рисованию и курсы по дизайну оказались как нельзя кстати.
После того, как перенесла рисунок на ткань, начинается самое трудоемкое — пробивка ковра. Акриловые нити (я использую детскую пряжу для вязания) при помощи специального пистолета пропускаются сквозь ткань.
Как я уже говорила, «пистолет» довольно тяжело держать на весу, устаешь физически. Это даже больше мужская работа, поэтому многие тафтеры — мужчины или работают в паре. Но я пока не могу кому-либо доверить эту часть, потому что знаю себя: я очень требовательна, как к себе, так и к другим, и все равно буду за человеком переделывать.
Следующий этап — проклейка ковра, то есть наносится специальный клей, который сохнет еще два—три дня. Сейчас я еще стала делать изнанку — приклеиваю основу с антискользящим эффектом.
И наконец, самый пыльный и нелюбимый этап — стрижка ворса. Сейчас я стригу специальной машинкой, а первые и коврики подстригала ножницами. Тут очень важно, чтобы все линии, края были ровными. И конечно, я все делаю дома. Ни о какой студии пока речи не идет, так как в декрете с малышом часто приходится жертвовать временем либо на свое хобби, либо на готовку-уборку. Благо муж меня в этом понимает и поддерживает. Так что у нас иногда бывает «быстрая еда» или выпечка на обед.
— Зато дома ковры на полу?
— Напротив. Кроме первого «Облачка», ни у меня, ни у кого из родственников нет такого ковра. Тут я пока сапожник без сапог, потому как в приоритете заказы. На большой ковер, размером L (90 см на 80 см) уходит дня два — три, если работать без остановки. Притом, что я могу уделять своему хобби не более двух часов в день, так как маленький ребенок «разгуляться» не даст. В случае срочности, конечно, выручают бабушка с дедушкой.
А еще мне важно не просто сдать заказчику изделие, оно должно самой нравиться, приносить чувство удовлетворения. Поэтому если где-то обнаруживаю даже мелкий изъян — переделываю, пусть и придется все начать заново. Тут я перфекционист.
— Сколько уже изделий на счету и каким видишь свое дальнейшее развитие в этой нише? В группе VK ты пишешь, что намерена обучать других искусству выбивать ковры.
— За все время, наверное, ковров 10 изготовила на заказ. Остальные — просто, чтобы были образцы. В основном у меня просят мультипликационных персонажей, либо тематические, например, в подарок второй половине. Самой же хочется сделать сложный ковер, со множеством деталей. Я смотрю, что создают сейчас западные тафтеры, в сравнении с российскими, где пока упор на массовый запрос и окупаемость вложений.
У зарубежных мастеров — целые произведения искусства. Там это уже давно тренд, тафтинг ценится и достойно оплачивается. Для себя пока не хватает времени на «ковер-картину», но если будет заказ — с радостью примусь за него. Тем более, дизайнерский опыт есть. В этом направлении я и планирую двигаться: делать уникальные ковры, который подчеркнут и дополнят индивидуальный стиль помещения и его владельца.
А если еще дальше заглянуть в будущее, то школы тафтинга у нас в стране так и не появилось. И я готова встать у истоков этого направления, поскольку у нас в стране до сих пор еще единицы работают в этой технике. Я же могу свой не без труда полученный опыт передать другим.
Сейчас я счастлива, от того, чем занимаюсь, и смело могу сказать, что декрет — неплохая возможность попробовать свои силы. А еще, я уверена, что от работы важно получать не только деньги. Хорошим специалистом можно стать в любой отрасли, как в найме на стабильной работе, так и, работая, что называется, на себя.
БНК
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми
Комментарии (11)
отм.
Не надо останавливаться! Надо начинать плести лапти