Истечение сроков давности, проблемы со здоровьем и дети: как «пичугинцы» просили суд о более мягких наказаниях
Верховный суд Коми продолжает рассматривать дело ОПС Пичугина. На очередном заседании продолжились прения: с речами выступили адвокаты и подсудимые.
Сергей Солдатов
Первым выступил адвокат Сергея Солдатова, который заявил, что его подзащитного нельзя обвинять в мошенничестве с возвратом долга. Во-первых, в обвинении по этому эпизоду есть путаница: деньги якобы отняли у одной женщины, а потерпевшей указана другая. Во-вторых, его действия не могут быть квалифицированы по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение), ― речь скорее идет о самоуправстве.
Адвокат в речи поднял вопрос и об участии подзащитного в ОПС и в бандитизме. По его мнению, то, что эти обвинения объединили в один вопрос для присяжных, было нарушением: присяжные в силу отсутствия юридического образования не смогли должным образом отделить одну статью от другой, что и повлекло неправильную оценку.
Адвокат подчеркнул, что в материалах уголовного дела нет сведений, что Солдатов имел отношение к незаконному обороту оружию и боеприпасов, он не участвовал в вооруженных нападениях и не планировал их.
Адвокат указал и на то, что при отборе присяжных, при составлении вопросного листа и вынесении вердикта были допущены нарушения. Также защитник обратил внимание на то, что присяжным рассказывали о Солдатове то, что выходило за рамки обвинения — информация о якобы совершенных подсудимым домогательствах и причастности к обороту наркотических средств.
Усмотрел нарушения и защитник в «хронологии» обвинения.
— В числе обязательных признаков преступного сообщества — совершение преступления структурированной группой. Согласно пункту № 3 пленума Верховного суда России № 12 под структурированной, организованной группой следует понимать группу лиц, заранее объединившихся для одного или нескольких тяжких и особо тяжких преступлений, состоящая из подгрупп, звеньев и так далее. Согласно пункту № 4 пленума под структурным подразделением преступного сообщества следует понимать функционально или территориально обособленную группу, состоящую из двух и более человек, включая руководителя, ― привел определения адвокат.
Юрист сделал вывод, что в ОПС должно быть, как минимум, два структурных подразделения: такое у «пичугинцев» появилось в 2001 году в Архангельской области. Согласно вердикту присяжных иные структурные подразделения не упоминаются. Но второго «сотрудника» для подразделения подобрали гораздо позже — в 2011 году. Адвокат резюмировал: организованным преступным сообществом «пичугинцев» можно называть, начиная только с 2 августа 2011 года. Поэтому инкриминируемые его подзащитному деяния не могут быть признаны совершенными в составе ОПС.
Адвокат заострил внимание на том, что Солдатов страдает от хронических заболеваний. Есть проблемы со здоровьем и у его пожилой матери, которую нужно содержать. На попечении мужчины находится и несовершеннолетняя дочь.
После слово дали самому подсудимому. Солдатов напомнил о том, что в сентябре 2021 года просил прекратить уголовное преследование в связи с истечением сроков давности, его поддержала потерпевшая по эпизоду с мошенничеством. Но суд отказал, и, по мнению подсудимого, это является нарушением.
Анатолий Тервонин
Следующим выступил адвокат Анатолия Тервонина. Она заметила, что по эпизоду с подготовкой убийства бывшего «смотрящего» за Усинском Олега Токмачва истек срок давности и в связи с этим просила освободить от уголовной ответственности (на основании статьи 78 УК РФ).
Юрист заметила, что в действиях Тервонина нет рецидива. По приговору Усинского городского суда от 4 ноября 2000 года в связи с объявлением амнистии в связи с 50-летием победы в Великой Отечественной войны Тервонин был освобожден от наказания и считается несудимым.
Защитник при вынесении приговора просила учесть то, что на иждивении у подсудимого есть несовершеннолетний ребенок, состояние здоровья его супруги и состояние здоровья самого Тервонина. Адвокат просила снять арест с имущества (гаража и автомобиля), так как оно было приобретено не в результате преступных действий. Кроме того, это имущество было приобретено в браке.
― Чтобы гособвинитель мог заявить, что стоимость имущества не подтверждается сведениями о доходах, ему сначала нужно предоставить сведения о стоимости имущества. Прокурор забывает о принципе презумпции невиновности. Сначала пусть докажет, что мы с супругой, работавшие всю жизнь, не могли купить автомобиль (на тот момент шестилетней давности) и гараж, у которого на момент покупки не было ни крыши, ни ворот. Прокурора не красит девиз: «Всех посадить и все забрать», ― позже сказал Анатолий Тервонин.
При назначении наказания адвокат попросила присоединить приговор Усинского горсуда от 24 апреля 2023 года и засчитать в срок наказания период нахождения под стражей с момент фактического задержания ― с 25 ноября 2016 года по день вынесения приговора.
Тервонин, в свою очередь, перечислил доказанные преступления и осужденных по ним и заметил, что во всех случаях убийства совершались разными людьми. Также он заявил, что все оружие приобреталось для защиты, а не нападения, поэтому говорить о наличии устойчивой группы говорить нельзя и один квалифицирующий признак из приговора «выпадает».
Хадис Азизов
Последним выступил защитник Хадиса Азизова. Азизова обвиняют в организации убийства котласского криминального авторитета Александра Замяткина и в непосредственном убийстве участника группировки Рустама Амонова. Кроме того, Азизова присяжные признали виновным в пяти преступлениях по действиям с огнестрельным оружием и вымогательстве.
Юрист Азизова также настаивал на том, что у «пичугинцев» не было признаков ОПС до 2011 года. А преступления, вменяемые Азизову, были совершены до этого периода, поэтому, по мнению защиты, этот квалифицирующий признак нужно исключить из объема обвинения.
― Полагаю, что изъятие правоохранительными органами оружия не может рассматриваться в качестве оружия, используемого лицами в составе банды. а лишь позволяет квалифицировать найденное по статье 222 УК (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов), ― привел аргумент адвокат.
В связи с этим юрист назвал обвинение Азизова в бандитизме «излишним» и просил исключить его из обвинения.
Адвокат еще указал и на расхождения по обвинению в вымогательстве денег у таксиста (тот должен был ежемесячно отдавать по 200 рублей): руководить «пичугинцами» он стал только с 2006 года, а деньги вымогали в конце 1998 года. Поэтому, как считает юрист, этим преступлением подзащитный руководить никак не мог, он только-только попал в ряды «пичугинцев».
Адвокат напомнил, что у Азизова есть серьезные проблемы со здоровьем и инвалидность первой группы. У него трое детей.
С учетом всех обстоятельств адвокат попросил не назначать подзащитному пожизненное заключение.
Комментарии (16)