«Сыщики земли Зырянской»: как «король сыска» раскрывал убийства в Воркуте и Инте
Агентство БНК совместно с автором книги «Сыщики земли Зырянской» Анатолием Соловьевым представляет истории ветеранов и действующих сотрудников МВД по Коми о самых резонансных преступлениях в регионе. Сегодня вниманию читателей предлагаем главы о двух преступлениях, раскрытых заместителем начальника Управления уголовного розыска МВД Коми АССР Эдуардом Забоевым, из первой книги про «Сыщиков».
Ранней весной 1990 года в МВД Коми АССР состоялось торжественное событие - на заслуженный отдых провожали полковника советской милиции начальника управления уголовного розыска - Эдуарда Забоева. Зал коллегии министерства был переполнен. В последний раз представляя виновника торжества, министр внутренних дел МВД Коми АССР генерал-лейтенант милиции Евгений Трофимов представил Забоева «королем» сыска при этом добавил, что «король» правил балом 17 лет. Столько лет отдал уголовному розыску Эдуард Забоев, причем семь лет - в должности начальника управления. Так долго ни до него, ни после республиканским уголовным розыском никто не руководил.
Методом метлы и лопаты
Зимой 1974 года заместитель начальника управления Эдуард Забоев был командирован в Воркуту для оказания практической помощи в организации раскрытия преступлений. В то время за всем руководством угрозыска были закреплены города и районы республики. Как самому опытному в уголовном сыске Забоеву досталась заполярная Воркута.
Эдуард Забоев, в 1974 году замначальника отдела уголовного розыска МВД Коми АССР
В один из дней своей командировки Забоев присутствует на приеме дежурства у начальника ГОВД Воркуты Вячеслава Садового. Новый оперативный дежурный докладывает, что в 08:30 на дороге к поселку Рудник обнаружен труп неизвестного мужчины. В составе оперативно-следственной группы на место выехал и Эдуард Забоев.
Прибыв на место происшествия, сотрудники милиции увидели следующую картину: посреди дороги в луже крови лежало тело мужчины. Все признаки указывали на автодорожное происшествие. Рядом виднелись следы протекторов, похожие на след грузового автомобиля. Дежурный эксперт объявил вердикт: мужчину, по всей вероятности, сбила машина, будем искать транспорт. Забоев обращается к членам оперативной группы, просит их не спешить с выводами. Еще раз сам осматривает место происшествия. Чутье подсказывает опытному сыщику, что это не простое автодорожное происшествие.
С самого раннего утра метёт небольшая поземка, постепенно заметая все следы. Забоев просит принести метлу и лопату. Молодой опер тут же находит инструменты в одном из ближайших домов. Стряхнув с припорошенной дороги свежевыпавший снег, сыщики увидели кровавые пятна крови ведущие к лежащему на дороге телу мужчины, явно видны следы волочения. Орудуя метлой и лопатой Забоев и Болеслав Банник - заместитель начальника уголовного розыска ГОВД Воркуты идут по кровавым следам.
Вскоре они вывели оперативно-следственную группу к одному из ближайших бараков поселка Рудник, следы крови были обнаружены и на ступеньках, вели дальше к подъезду. Милиционеры заходят в барак. В подъезде две квартиры, дверь в одной никто не открыл, из второй на стук вышла женщина лет пятидесяти - назвалась Журавлевой Светой (фамилия изменена). В процессе беседы выяснилось, что она работает в парикмахерской поселка Рудник, живет одна, но по её словам есть сожитель, который иногда приходит к ней, остается на ночь. Был у неё и в эту ночь. Было видно, что Журавлева волнуется, на лице выступил предательский пот, дальше она поясняет, что сожитель ушел около часа ночи, затем примерно через час вернулся, но она ему двери не открыла, так как увидела, что лицо его было все в крови. Он постучал еще несколько минут и ушел. Так она объяснила, почему следы крови привели её квартире.
Когда ей показали труп, она опознала в нём своего сожителя. Но твердила упорно: ничего больше к сказанному добавить не могу, сожитель постучал, вытер окровавленное лицо рукой и ушел. Забоев отозвал из комнаты довольно потиравшего руки следователя и сказал: «рано радоваться капитан, если Журавлева не сознается, а по-видимому у неё нет никакого желания, нам трудно будет доказать её причастность к убийству сожителя».
Подозреваемую доставляют в дежурную часть ГОВД. В камере её уже ожидал оперативный источник Болеслава Банника, неоднократно судимая женщина. Ей полностью доверилась Журавлева, она рассказала, как ночью к ней пришел сожитель в состоянии сильного алкогольного опьянения, стал издеваться над ней, несколько раз ударил, грозился убить. Тогда она в состоянии шока ударила его подвернувшимся под руку топором. Сожитель рухнул на пол и через несколько минут умер. Журавлева вытащила труп на дорогу, пыталась имитировать автодорожное происшествие, выбросила топор. Ещё через пол часа подозреваемая уже писала явку с повинной Эдуарду Забоеву.
На следующий день Вячеслав Садовой собрал у себя в кабинете весь уголовный розыск и на примере Эдуарда Забоева показал, как тщательно нужно относиться к осмотру места происшествия.
- Мы конечно бы раскрыли это преступление, но на это потребовалось больше времени, а сыщик Забоев с помощью метлы и лопаты раскрыл убийство в течение дежурных суток, - сказал в конце встречи Вячеслав Садовой, а сотрудники уголовного розыска ГОВД Воркуты надолго запомнили мастер-класс от Эдуарда Забоева.
Версия полковника Забоева
28 апреля 1977 года в солнечный весенний день в Инте молодая пара решила спуститься к реке. От воды веяло холодом, по реке шел ледоход.
- Что это? - вдруг побледнев, девушка обратилась к парню.
Бросив взгляд на прибитую к берегу льдину, парень тоже обомлел. На оторванном куске льда лежала вмёрзшая человеческая рука, причем у нее не было ладони. Парню удалось льдину с рукой вытащить на берег. Через полчаса на берегу уже работала оперативно-следственная группа.
Утром 29 апреля в кабинете начальника управления уголовного розыска МВД Коми АССР, полковника милиции Эдуарда Забоева раздался телефонный звонок. Начальник ОВД Инты Александр Глазков сообщил, что в реке Инте обнаружена часть человеческой руки. Спросил, говорить ли о находке министру Владимиру Юсакову. Забоев ответил, что сообщить руководству МВД необходимо, всё-таки «расчлененка» бывает не каждый день.
Владимир Юсаков, в 1973-1982 годах министр внутренних дел Коми АССР
Когда Забоев зашел в кабинет к министру внезапно раздается звонок. Юсаков берет трубку и резко поднимается из кресла. Начальник угрозыска слышит разговор и понимает, что звонит Глазков, разговор идёт о находке в реке Инте. Министр собирается отправить в Инту опытных сыщиков: Владимира Селиванова и Константина Баранова.
1977 год. Константин Баранов - старший инспектор отдела уголовного розыска МВД Коми АССР
1977 год. Владимир Селиванов - старший инспектор отдела уголовного розыска МВД Коми АССР
- Отправляю тебе Забоева - это наш лучший специалист по «расчлененкам», - заканчивает разговор с Глазковым министр и вешает трубку.
- Товарищ генерал, я конечно польщен, что вы меня назвали крупным специалистом по расчлененным трупам, но послезавтра 1 мая. Я думал отдохнуть от всех этих трупов, патологоанатомов, моря крови. Вообще не хотел думать о преступлениях.
- А ты за два дня раскрой преступление и можешь отдыхать, - коротко ответил министр на просьбу сыщика.
- Товарищ генерал, что-то я не припомню ни одного случая чтобы преступление такого рода раскрывались за два дня! - говорит Забоев генералу.
- Верю в тебя полковник, срочно вылетай в Инту, держи меня в курсе дела, можешь звонить в любое время, днём и ночью, - был непреклонен министр.
Вечером того же дня Эдуард Забоев уже был в Инте и знакомился с материалами уголовного дела, долго бродил по берегу реки. В голове выстраивалась одна версия за другой. К тому времени будучи уже опытным сыщиком Забоев обратил внимание на отсутствие на отрубленной руке ладони. Это был явный почерк ранее судимых, да и потерпевший был видимо одним из них. Преступник боялся, что могут сразу по отпечаткам пальцев установить потерпевшего, а потом и выйти на него.
Было принято решение проверить наличие всех ранее судимых проживающих в Инте. Но особую надежду начальник угрозыска возлагал на своего лучшего оперативного источника, в прошлом жителя Инты, ранее неоднократно судимого, хорошо знавшего криминальный мир северного города. Он уже, как месяц по специальному заданию находился в Инте. Ближе к обеду 30 апреля источник Забоева докладывает ему, что пропал недавно освободившийся из мест лишения свободы Земцов Николай (фамилия изменена), ближайшей связью которого был Карпов Игорь, только что освободившийся из колонии Воркуты. Земцов с Карповым были в одном отряде, Земцов освободился несколько раньше. И тут появляется мотив у Карпова на убийство Земцова. Пол криминального мира Инты знало, что сразу после выхода из мест заключения Земцов стал сожительствовать с женой Карпова - Ириной.
В срочном порядке решили проверить основную версию - причастность Карпова к убийству Земцова. В первую очередь допросили мать убитого. Она рассказала, что перед освобождением сына к нему подошел Карпов, попросил передать жене деньги, кое-какие вещи. Мать отговаривала от встреч с женой Карпова, но он не послушал женщину. Друзья написали в колонию Карпову, что Земцов живет с его женой. Он пишет теперь уже бывшему другу, чтобы оставил супругу в покое, после выхода грозится убить его. Угрозы Карпова не подействовали на Земцова, тем самым он подписал себе смертный приговор.
Была сформирована группа захвата на задержание Карпова. В это время в отдел милиции пришла перепуганная женщина, немного успокоившись, она рассказала, что на одной из улиц города увидела в форточке первого этажа у двухэтажного деревянного дома мужскую голову. Адрес, указанный женщиной, совпал с адресом проживания Земцова. Прибывшая на место происшествия оперативная группа действительно обнаружила вставленную в форточку мужскую голову. Как и предполагали опера, она оказалась головой Земцова.
Через час был задержан Игорь Карпов. Узнав, что в отделе милиции находится Забоев, он попросил встречи с ним. О нем он много слышал в местах не столь отдаленных. Многие сидельцы отзывались о нем, как о «честном правильном менте». Ему он первому рассказал, как убил своего бывшего друга.
Сразу по возвращению в Инту Карпов просил Земцова о встрече, но тот, предчувствуя неладное, наотрез отказался. Судьба свела их в одном месте в один и тот же час - в часовой мастерской. Оба пришли ремонтировать часы. Тут Карпову удалось уговорить Земцова пойти к нему домой, отметить встречу. Жена Карпова - Ирина была на работе. После распития двух бутылок водки Карпов убивает Земцова, в ванной расчленяет труп. Туловище и ноги выбрасывает в отводную канаву с водой, идущую от местной шахты, а руки, предварительно отрубив кисти, бросил в реку. Голову через два дня после убийства приносит в квартиру Земцова. Похищенным у него ключом открывает дверь и вставляет голову бывшего друга в форточку.
В этот же день его задерживают сотрудники уголовного розыска.
Практически за два дня, при непосредственном участии Эдуарда Забоева было раскрыто это резонансное преступление. Начальник угрозыска после честно выполненного долга провел майские праздники в кругу семьи. Это были единственные праздничные дни в милицейской карьере начальника управления уголовного розыска Эдуарда Забоева, которые он провёл в домашней обстановке. Через месяц, в том числе и за раскрытие этого преступления, Эдуарду Забоеву было присвоено почетное звание «Заслуженный работник МВД СССР».
***
Предыдущие истории «сыщиков»:
Операция «Младенец» и экстрасенсорные способности генерала Пилипенко
Милицейская операция на городском кладбище
Как в Инте обезвредили банду фальшивомонетчиков
Из жизни начальника уголовного розыска
Версия подполковника Масленникова
Шестое чувство капитана Зотова
Комментарии (18)
вышел на свободу - жена должна выгнать любовника