Свидетель по делу Алексея Фесенко назвал «Комиавиатранс» «колхозом «Красный перец»
В Сыктывкарском горсуде продолжаются процесс по делу экс-руководителя «Комиавиатранса» Алексея Фесенко и руководителя ООО «АНАЭРО» Олега Землянского. Свидетели рассказали о странностях с закупкой комплектующих и о «колхозе «Красный перец».
На очередном заседании по видео-конференц-связи был допрошен свидетель из Вилючинска, который ранее работал в «Комиавиатрансе» начальником отдела закупок. На авиапредприятии он работал с сентября 2020 года по май 2021 года. Свидетеля уволили по сокращению.
В «Комиавиатрансе» свидетель должен был проанализировать закупочную деятельность у 4 отделов, проработать вопросы с единым закупочным отделом, централизовать отдел и после, соответственно, заниматься закупками. Трудоустроиться на республиканское авиапредприятие ему предложил коллега, с которым он работал на Камчатке — Павел Назаров. Опыт в сфере закупок у свидетеля уже был, в 2020 году он получил профильное образование.
— На самом деле я уволился в июле 2020 года. Я позвонил Назарову, спросил у него, есть ли вакансия. Он сказал, что на Камчатке нет, но он планирует переезжать, если какая-то вакансия будет — позвонит.
В сентябре 2020 года свидетель уже прилетел трудоустраиваться. После собеседования мужчину взяли на работу. Он проанализировал закупочную деятельность «Комиавиатранса». По итогам анализа стало понятно, что у предприятия были большие долги перед поставщиками, договоры «на развитие» «не доходили» до логичного финала.
Параллельно свидетель занимался инвентаризацией, которую до этого не проводили долгое время. Отвечая на вопрос подсудимого Землянского, свидетель рассказал о странностях с комплектующими. В частности, свидетель сообщил, что запасные части для самолетов «Embraer» закупали за рубежом и хранили по невыгодным для предприятия условиям. Вели зарубежные договоры только два сотрудника авиапредприятия.
Такая тенденция наблюдалась в случае с другими договорами: по словам свидетеля «Комиавиатранс» мог долго «пропускать» факты невыполнения обязательств.
— Была компания в Архангельске, и когда я проверял ее задолженность, то увидел, что договорные обязательства были не выполнены и у них на хранение осталось наше оборудование на сумму в 200 тысяч долларов. Я доложил Фесенко. Та компания обанкротилась, и наше оборудование забирали чуть ли не в аэропорту. Когда я беседовал с сотрудником, забиравшим тот монитор и занимавшимся зарубежными договорами, он по какой-то причине неправильно воспринял возврат имущества в компанию. После этого я стал больше интересоваться тем, какое имущество хранится за рубежом.
В дальнейшем в «Комиавиатрансе» составили план по возвращению имущества, но он так и остался на бумаге.
Также свидетель подтвердил, что часть запчастей покупали в Чехии через московскую компанию. Причем, часть запчастей была с одинаковыми номерами — а это априори невозможно.
Кроме того, свидетель подтвердил, что на один из самолетов L-410 был установлен контрафактный насос. Фесенко отстранил его от эксплуатации.
Свидетель также рассказал, что работал в одном кабинете с бывшим финансовым аналитиком. Он видел у нее документы, связанные с деятельностью «Комиавиатранса» и АНО. Также, по словам свидетеля, бывший финансовому аналитику поручала иногда работу главный бухгалтер. Экс-аналитик помогала свидетелю с закупочной деятельностью, предоставляя необходимые документы.
По словам свидетеля, экс-аналитик решила уволиться по соглашению сторон, при увольнении она получила две средние зарплаты. При этом, по словам свидетеля, он ранее слышал и о других случаях, когда сотрудникам при увольнении выплачивали пособие.
Вторым уже «вживую» допрашивали коммерческого директора «Комиавиатранса». Работать на предприятии он начал с 2007 года.
Он рассказал, что ввод новых воздушных судов в эксплуатацию инициировал Фесенко. По словам свидетеля, экс-руководитель обосновал свое решение сложным финансовым положением авиапредприятия и сложностями с поддержанием летной годности импортных воздушных судов. Но против ввода Ан протестовал один из сотрудников авиапредприятия: причиной стал возраст воздушных судов. Свидетель отметил также, что самолеты «Embraer» и l-410 не могут летать во все населенные пункты республики из-за состояния взлетно-посадочных полос, Ан в этом плане универсальнее.
Свидетель также сообщил, что договор редактировали по настоянию Фесенко. На вопрос прокурора, почему республиканское авиапредприятие решилось взять в аренду у «АНАЭРО», мужчина ответил, что в «Комиавиатрансе» надеялись, что запланированные контракты на перевозки помогут «перекрыть» расходы на ремонт.
— В окончательной редакции договора, который был вывешен и по которому произошла закупка, не было требований о наличии сертификатов летной годности. К моменту закупки было уже известно, что те самолеты не имеют сертификатов.
Прокурор поинтересовался: почему «Комиавиатранс» не провел претензионную работу? Свидетель ответил, что о плохом состоянии самолетов они узнали только после подписания договоров, о претензионной работе он ничего рассказать не может. Но знает, что из-за состояния самолетов появились заминки при подписании акта приема-передачи. Кроме того, в 2021 году республиканское авиапредприятие потребовало компенсировать затраты на ремонт самолетов, но в «АНАЭРО» отказались это делать. Свидетель уточнил, что в «АНАЭРО» объяснили свой отказ тем, что по договору у арендодателя нет такой обязанности. Но позже арендный платеж уменьшили вдвое.
Позже, уже после заключения договора с «АНАЭРО» авиапредприятие заключило договор аренды на Ан-24 другой компании. Стоимость аренды составила 1 миллион рублей, самолет имел сертификат летной годности.
Свидетель пояснил, что альтернативы воздушным судам «АНАЭРО» были и есть сейчас, но на момент закупки заявку подала только эта компания. Другие компании тогда присылали ответы, что их самолет разобраны и потребуют дополнительных денежных вливаний или сообщали, что им самим нужны самолеты.
Сейчас у «Комиавиатранса» заключен договор фрахтования с другой компанией по стоимости 17 миллионов в месяц рублей в месяц. Отвечая на вопросы Землянского, свидетель заметил, что «эта компания даже жаднее АНАЭРО».
На вопрос Фесенко об отсутствии авиаперевозок в Коми до его прихода в компанию свидетель заметил, что никаких проблем не было.
— Перевозки выполнялись до вас, с вами и выполняются сейчас. Я о задачи восстановить авиаперевозки не слышал, — сказал свидетель.
Также свидетель во время допроса отметил, что решения в «Комиавиатрансе» принимаются коллегиально.
― После Алексея Максимовича (Фесенко) было очень много коллективных совещаний, да они и сейчас продолжаются. Мы ― колхоз «Красный перец».
Напомним, что Алексей Фесенко обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 и частью 4 статьи 160 УК РФ (растрата - хищение чужого имущества в крупном и особо крупном размере). Суммы ущерба по четырем эпизодам — более 333 тысяч рублей, 228 тысяч рублей, 1,1 миллиона рублей и 58 миллионов рублей. Олег Землянский обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 33 УК и частью 4 статьи 160 УК (пособничество в растрате денежных средств в особо крупном ущербе с использованием служебного положения).
Комментарии (14)
Эх, сколько мною пройдено! И все вокруг - мое!
на Камчатке вообще коровы яйца несут а на Москве кур доят