Переполох из-за ссыльного грузинского князя, легенда о смерти купца и сладости за золото: история торговли в Усть-Сысольске
В Сыктывкаре прошла новая экскурсия в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску». Организаторы проекта рассказали, почему ссыльный грузинский князь устроил переполох в алкогольном магазине в Усть-Сысольске и как в городе появился черный рынок.
Первая ярмарка и зарождение рода Сухановых
Первая ярмарка в Усть-Сысольске находилась на месте современного Кировского парка. Первые товары туда завезли в 1634 году — примерно тогда же стали устраивать торги. Товары раскладывали прямо на земле.
Битва за торговое первенство шла между Усть-Вымью и Усть-Сысольском. Переломили ситуацию крестьяне Сухановы, которые стали выполнять роль налоговых сборщиков и дружить с Новгородским приказом. С этим приказом они договорились о создании первой таможни и, соответственно, ярмарки при ней. Она появилась между 1868 и 1873 годом.
Проводили Георгиевскую ярмарку почти каждый год. Она длилась почти месяц: начиналась в конце ноября и заканчивалась в декабре.
Интересно то, что в Новгородском приказе сразу поверили в уверенность Давыдки Суханова (одного из основателей рода купцов Сухановых). Крестьяне подчинялись ему, носили налоги. Себя он именовал князем, а его товарищи — сыщиком (такое звание давали только боярам или дворянам и сделать это мог только государь) и боярином.
В 1740 году построили первое каменное здание на берегу Сысолы — Покровскую церковь. Позже рядом с ней возвели Троицкую церковь — там внизу построили специальные торговые ларьки, что сильно изменило торговлю в Усть-Сысольске. Эти ларьки использовали для хранения товаров и торговля продолжалась даже после завершения ярмарки.
Так, в этих лавках закупались пленные французы. Продавали там, например, слюду (для окон), шелк, сукно, обувь, деревянную, алюминиевую посуду, сковородки, меховые шапки, сети, порох, свинец, соленую морскую рыбу. Одним из самых ходовых товаров были деревянные ложки.
А закупали купцы у усть-сысольцев ячмень и рожь. После зерно везли по рекам в Архангельск, где его приобретали английские купцы и везли к себе. Также у местных закупали мороженых рябчиков, ягоды и пушнину.
Действовала Георгиевская ярмарка до 1830 года.
По 2,5 ведра водки на человека и первый лимонад
Еще одно торговое место находилось примерно на месте современного министерства внутренних дел. Там открылась первая аптека, где, кстати, продавали стеклянную посуду.
Процветала и винная торговля. Сначала в Усть-Сысольске был только один питейный дом, где на разлив продавали самогонку. Через несколько десятилетий к нему добавилась штофная лавочка, винный городской магазин, трактиры и так называемые выставки (магазин-склады, где также продавали на разлив). Один трактир был постоянным, другой работал только во время ярмарки.
В конец XIX века в Усть-Сысольске и первый дом трезвости: народ сильно пил. Согласно статистике на каждого жителя (и ребенка, и старика) пришлось по 2,5 ведра водки — и это только за месяц. В доме трезвости людей мотивировали ходить в театр и заменять алкоголь чаем. Интересно то, что позже именно там жители Усть-Сысольска впервые увидели немое кино.
Алкоголь в бутылках стали завозить позже: ром, коньяк, вина. Крупным торговцем был баварский подданный из Устюжского купечества — Георг Людвигович Зебальд. Он продавал по всему Усть-Сысольскому уезду игристый лимонад, медовые напитки и разные сорта пива: баварское, пльзенское, мартовское, мюнхенское, экспортное.
Дебош ссыльного грузинского князя
В Усть-Сысольске жил какое-то время ссыльный грузинский князь. Однажды он пришел в магазин Суворовых и потребовал вина в долг. Ему отказали, и князь стал бить бутылки с вином. Его арестовал полицейский. Как его наказали, неизвестно.
Вторая ярмарка
В 1830 году в Усть-Сысольске появилась вторая площадь, которую назвали Базарной. Она располагалась также в Кировском парке. Там до 1932 года в разное время действовали три ярмарки: Георгиевская (ноябрь-декабрь), Васильевская (1 января-10 января) и Благовещенская (конец марта-начало апреля).
На этой площади специально построили торговые ряды, которые сдавались в аренду. На берегу стояли так называемые магазины — по факту склады. Предприимчивые усть-сысольцы тут же находили возможность подзаработать: женщины выбегали с лотками с алкоголем и пирожками (правда, акцизные они не платили), а мужчины таскали мешки.
Усть-сысольцы также сдавали свои жилища приезжим для ночевки и хранения товаров — это было одним из способов заработка.
Товары на ярмарках были разнообразные: продавали белила, мыло косяками (огромными пластами), украшения (самыми ходовыми были костяные гребни), сохи, топоры, лопаты, соленую рыбу из Архангельска.
Помимо долгих ярмарок в воскресенье каждую неделю также устраивали торговлю.
Первый фруктовый магазин и сладости
Постепенно местные торговцы поняли, что торговать постоянно выгоднее. Если ярмарка в год приносила около 20-70 тысяч рублей за раз, то магазин Охлопкова-Дербеневых, который находился в здании нынешнего этнографического музея, приносил 140 тысяч рублей в год.
Интересно то, что этот магазин продавал уникальные товары: коврики из свиной щетины, которые ценили местные хозяйки, и шкатулки с секретными замками. Отсюда же купцы развозили дорожные корзины, которые делали местные умельцы.
Этот же магазин стал первым, где появилось электричество: он стал работать круглосуточно и завлекал покупателей яркими витринами. Причем он был не самым дорогим: были и такие, что приносили до 300 тысяч рублей в год.
Город стал постепенно преображаться: многие строили двухэтажные дома. Первые этажи отводились под торговые помещения или под арендное жилье, а на втором этаже жили хозяева.
Новые лавки были универсальными, продавали все: начиная от тканей и заканчивая посудой. Торговцы при необходимости перекупали товары друг у друга.
Специализированные лавки также существовали: хлебные, пряничные, красного товара, москательные (там продавали удобрения, краски, малярные кисти, клей и т.д.).
Также к середине XIX века заработали лавки, где продавали мясо частями и лавки со сладостями. Начали привозить первые конфеты, изюм, орехи (фундук и кедровый орех).
Стали торговать и фруктами: в-основном, яблоками. Первый специализированный магазин в Усть-Сысольске был именно фруктовым: татарин Сагитов открыл его на Спасской улице. Он торговал апельсинами, мандаринами, лимонами, арбузами, сливами и яблоками.
Национализация, черный рынок и голод
В 1918 году магазин Охлопкова-Дербенева был национализирован, но уже в 1935 году магазин вернулся на прежнее место. Он стал символом НЭПа в Усть-Сысольске и был первым универмагом.
Не повезло и Василию Оплеснину, который, будучи крестьянином, дорос до купца и построил магазин и склады. Там торговали табаком, медными и железными изделиями. Василий Оплеснин стал даже председателем Усть-Сысольской земской управы.
Но триумф был недолгим: в 1918 году его магазин отобрали и открыли там аптеку и магазин. В возрасте 75 лет Василий Оплеснин умер: по легенде, он пробрался в свой бывший магазин и погиб именно там.
В доме Кузьбожевых после национализации также открылась аптека и магазин. Рядом появился Торгсин, с помощью которого советская власть «выманивала» припрятанные людьми деньги. Там исключительно за золото продавали английское сукно, сладости, (в обычных магазинах ничего, кроме сахара, из сладкого тогда не было), кожаную обувь.
Во времена гражданской войны в Усть-Сысольске зародилась распределительная система: люди должны были отстоять две очереди, чтобы сначала получить чек, а потом в магазине за деньги и с чеком получить товар. Первые очереди в городе пришлись на 1919 год.
Тогда же начался голод: хлеб стали заменять пихтовой и сосновой корой и белым мхом. У людей были деньги, но не было товаров.
Позже ввели нормирование и пайки. Норму определяли в 20 рублей: в день можно было купить товаров только на такую сумму. Продуктов снова не хватало.
Горожане ответили спекуляцией. Родился черный рынок с ценами в 1000 раз больше, чем у государства. Но народ скупал все, что можно.
В 1919 году город закрыли для иногородних спекулянтов и ввели для таких торговцев наказание в виде расстрела. После пайки отменили для зажиточных крестьян, а позже — для всех тех, у кого в собственности была земля.
Закончилось все в августе 1919 года: власти дали объявление о свободной продаже ненормированных продуктов (яйца, масло, овощи и прочие товары) по вольным ценам. Исполком гарантировал, что продукты реквизировать не будут.
Карточную систему отменили в 1935 году — к 15-летию Коми автономии в 1936 году. Тогда же завезли дефицитные товары: часы, патефоны, граммофонные пластинки, копченую колбасу, радиоприемники, консервы с тушеным мясом в масле.
Рынок для бывших солдат
В 1921 году власти возобновили Георгиевскую ярмарку. Правда, частную торговлю почти полностью свернули к 1930 году: торговать можно было только с разрешения государства.
На месте «площадки под часами» в 1932 году открылся Колхозный рынок. До этого там были земляные ямы, где добывали глину, и поля под выпас. По факту, это был пустырь.
Колхозный рынок с лавками, складами, парикмахерской, магазином мебели, чайной, будкой сторожа и доской объявлений прятался за огромной деревянной стеной. Правда, середину рынка «украшала» грязевая каша, а на перекрестке перед входом находилась городская «достопримечательность» — огромная лужа. Сохранились документы, которые свидетельствуют о том, что накануне приезда высокого начальства на ее засыпку потратили несколько машин песка.
Торговлю здесь начала активно развиваться только в 1935 году. Работать рынок стал постоянно только в 1936 году.
Когда с Великой Отечественной войны стали возвращаться искалеченные солдаты, государство стало обучать их и давать патенты на деятельности. Они трудились на рынке, например, фотографами, портными и сапожниками — по сути, делали то, что ранее разрешалось только кооперативам или госструктурам. Им разрешили вести частную деятельность.
Но это быстро закончилось: в 1950-х годах у усть-сысольцев стали отбирать патенты.
Колхозный рынок обеспечивал город до 1963 года, когда запланировали строительство нового рынка. Торговля продержалась на старом месте до 1966 года.
Комментарии (17)
Или нам умалчивают древних коми-химиках ?
26 марта 1930 года жители города стали сыктывкарцами.