Учителей постараются оградить от бумажной волокиты (аудио)
Коми занимает лидирующие позиции на Северо-Западе по доступности дошкольного образования и по предоставлению жилья молодым специалистам. Но есть сферы, в которых повода для гордости пока мало. Об этом говорили сегодня участники пленарного заседания регионального форума работников образования. Первые лица республики вручили лучшим представителям отрасли звания, награды и грамоты и поздравили педагогов с наступающим профессиональным праздником. Спикер регионального парламента Марина Истиховская подкрепила пожелания историями из своей школьной жизни.
Фото Николая Антоновского
В этом году форум посвящен молодым педагогам и модернизации системы образования. Вчера педагоги работали на учебно-методических площадках по разным темам, сегодня специалисты собрались на пленарном заседании.
Зал Гимназии искусств имени Юрия Спиридонова был полон. Здесь встретились представители образовательных учреждений из городов и районов, чиновники управлений и профильного министерства. Церемония открытия началась сразу же, как только первые лица региона заняли свои места.
После концертных номеров и гимнов страны и республики, придавших заседанию торжественности, на сцену вышел глава республики Вячеслав Гайзер. Педагоги в зале оживились: многие достали свои сотовые телефоны и фотоаппараты, чтобы запечатлеть губернатора.
Глава поблагодарил педагогов за труд, упомянув о неплохих показателях республики на общероссийском уровне, и сменил тему.
- Сегодня мы собрались не для того, чтобы зафиксировать успехи, а чтобы обсудить ситуацию в образовании. Хотелось бы не только услышать о проблемах, но и получить предложения о том, как их решить, - обратился к присутствующим Вячеслав Гайзер.
Он заявил, что повышение зарплаты работникам системы образования является приоритетной задачей для правительства. В прошлом году доходы учителей увеличивались дважды, сейчас ожидается очередная прибавка — до нового года зарплаты вырастут в среднем на 17 процентов. По средней зарплате в отрасли республика занимает 15-е место в России - показатель неплохой, по мнению Гайзера, но это только начало.
Свое выступление губернатор назвал «мыслями вслух». Помимо зарплаты, неадекватной вкладу учителей в воспитание и образование молодого поколения, он перечислил еще несколько всем известных проблем. Среди них - дистанционное обучение и малокомплектные школы, старение кадров и необходимость готовить педагогов в соответствии с требованиями времени.
- Мы можем построить какие угодно здания, оснастить их по последнему слову техники, но без преподавателей с высокой компетенцией ничего не получится, - считает глава.
К проблемам отрасли Вячеслав Гайзер отнес и резкий рост объемов бумажной работы, который свалился на учителей как обязанность. В итоге личное и рабочее время учитель тратит не на процесс образования, а на волокиту. Одним из способов освободить учителей от бумажной работы может стать переход на ведение журналов успеваемости в электронном виде.
Напоследок глава затронул тему интересов молодежи, ее потребностей, молодежного протеста.
- Сегодня молодежь предъявляет много обоснованных требований для своей самореализации, и это повод нам задуматься, - заключил Вячеслав Гайзер.
После этого он наградил «виновников» праздника. Поцелуй от губернатора, букет и звание «Почетный учитель республики» получили три педагога усинских школ. Начальник сыктывкарского управления дошкольного образования Тамара Горбунова ушла со сцены уже со званием «Почетный работник Республики Коми».
Всего на сцену за наградами разной степени, поощрениями и грамотами сегодня вышли около 30 учителей, директоров школ, представителей муниципальных управлений и министерства образования.
Руководитель отрасли Владимир Шарков поддержал тональность выступления губернатора и продолжил разговор о проблемах. Как следует из доклада министра, в области доступности дошкольного образования и предоставления жилья молодым специалистам республика занимает лидирующие позиции среди регионов Северо-Западного округа. Не вызывают радости результаты ЕГЭ — по десяти предметам из тринадцати в этом году средний тестовый балл снизился. Сохраняется дефицит кадров. Не хватает учителей иностранных языков, физики, физической культуры, математики, ежегодно растет доля педагогов пенсионного возраста. В персонифицированном подходе к повышению квалификации республика находится в аутсайдерах. В идеале, по словам министра, учитель сам должен принимать решение, где проходить курсы исходя из того, где выше качество услуг. Возможно, даже за пределами республики. Пока же большинство учителей обращается в институт развития образования.
- Мы перестали заниматься наставничеством для молодых, на сегодня наставниками являются всего чуть более четырех процентов учителей. Недостаточно развивается профессиональное сообщество, - высказал сожаление Владимир Шарков. - В республике всего шесть организаций, в них состоит около 2,5 тысячи учителей. Более 5 тысяч педагогов не задействованы в деятельности сообществ. Вчера поступило предложение создать ассоциацию молодых педагогов при Ассоциации образовательных учреждений и педагогов республики. Я поддерживаю эту идею и надеюсь, что она будет не только на бумаге. Эти ассоциации должны выполнять работу, о которой будут знать все учителя.
Аплодисменты в зале прозвучали после слов министра о том, что до 2020 года на программу развития образования в стране запланировано около четырех триллионов рублей, и что республика постарается участвовать во всех возможных конкурсах и подпрограммах под эгидой федерального министерства образования.
Поздравляя коллег с профессиональным праздником, Владимир Шарков сравнил профессию учителя с хронической болезнью и пожелал педагогам «не выздоравливать».
Спикер регионального парламента Марина Истиховская, выйдя к микрофону, вспомнила о своем нелюбимом школьном предмете — алгебре и геометрии, о строгой и требовательной учительнице, которую выпускники потом благодарили за полученные от нее знания.
Главным итогом «всех модернизаций, инноваций и новых стандартов», по мнению председателя Госсовета, должны стать выпускники школ, инициативные, умные, знающие, которые будут решать проблемы страны, а также повышение статуса педагога. Марина Истиховская посетовала, что в новом законе об образовании, который уже внесен в Госдуму, упущен один важный аспект образовательного процесса — воспитание. Спикер парламента вспомнила о том, как она в бытность свою школьницей вместе с одноклассниками убирала турнепс:
Председатель Госсовета пожелала учителям здоровья, творчества и удовольствия от своей работы.
После выступлений статусных гостей в работе пленарного заседания был объявлен перерыв. Часть чиновников, воспользовавшись этим, предпочла покинуть форум.
Комментарии (23)
Это нужно понимать, что в других субъектах СЗФО детей в садик еще труднее устроить?!
Реформа образования набирает обороты или меняет вектор развития?
Если бы вы знали, как мучителен этот вопрос.…Сколько случайных людей затесалось в педагогике, особенно в последнее время. Сколько ремеслухи от бесталанности урокодателя в оставленной на прозябание школе! Практически сразу со временем третьей волны НТР и компьютеризации пошел вал бумаготворчества. Опытный и грамотный урокодатель знает: все важно вовремя и качественно «записать, заполнить, оформить, отчитаться, доложиться, отрапортовать….»И пошла писать губерния! Главное – не классный час, а отметка о его проведении, да еще в присутствии завуча, директора или на худой конец руководителя МО (методобьединения); не визит к родителям (визит к Минотавру!), а подпись папы, мамы…,пусть даже соседа (!!!),что ты приходил (-а) и проводила и результат (-,+)такой дескать-с!
В постсоветской школе чеховский «худой» и «толстый» уже не играют в неожиданность встречи и от того лицемерят: лицемер или «человек-флюгер»это лицо учреждения. Флюгер получает малейшее дуновение из начальственных уст…