В филармонии зазвучит Лист, «как это слышал сам Лист»
Республиканская филармония презентовала новый рояль — фирмы Steinway & Sons, считающийся в музыкальной среде лучшим. Звучание его для сыктывкарской публики раскрыл пианист, лауреат Конкурса им. Чайковского Алексей Набиулин, сыгравший немного Моцарта и много Бетховена.
Фото Юрия Кабанцева
Презентация рояля и концерт Алексея Набиулина собрали полный зал филармонии. Пригодились и приставные стулья.
Зазвучало фортепиано, как оказалось в фонограмме, разъехался занавес, и освещенный приглушенным светом, с раскрытой крышкой, взорам зрителей предстал Он. Ведущая объявила, что сейчас на сцене свершится Событие с большой буквы «с».
Об этом, сообщила она, долгие годы мечтал прежний директор филармонии Вячеслав Майсерик. И вот сейчас, благодаря правительству Коми, его мечты сбылись. Бюджету республики это, напомним, обошлось в 5,4 млн рублей.
Впрочем, наличие рояля Steinway & Sons, как пояснила за полчаса до презентации представитель фирмы в России Ирина Баринова, заметно повышает статус филармонии. Фортепиано этой марки, по ее словам, стоят в 97 процентах концертных залов мира.
- Для музыканта это не роскошь, а творческая необходимость, - заверила она.
Преимущество Steinway перед другими роялями, сообщила журналистам Ирина Баринова, заключается, помимо прочего, в том, что корпус его сделан не из красного дерева, а из горного клена, который лучше проводит звук. Кроме того, все волокна дерева в нем направлены в одну сторону, но это уже мало кому интересные технические детали.
Со сцены Ирина Баринова поздравила руководство и посетителей филармонии от лица старейшей немецкой фирмы. А также выразила благодарность главе Коми Вячеславу Гайзеру, министру культуры Артуру Рудольфу, нынешнему директору филармонии Марии Балмастовой и бывшему — Вячеславу Майсерику, так или иначе участвовавшим в приобретении рояля.
Выступление представителя Steinway & Sons напоминало речи продавцов пресловутого пылесоса Kirby, или того пуще — ведущих программы «Магазин на диване». Фамилия фортепьянного мастера Генри Стейнвея звучала десятки раз. Помимо технических характеристик, Ирина Баринова торжественно перечисляла имена великих - «артистов Steinway». В их перечень попали Ференц Лист, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс, Сергей Прокофьев, Антон Рубинштейн, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов. Даже Джон Леннон сиживал за Steinway и сочинял на нем свои «бессмертные мелодии».
В общем, основной месседж заключался в том, что Steinway - это больше чем рояль. Как пояснила Ирина Баринова, теперь в республиканской филармонии Лист будет звучать, «как это слышал сам Лист». А Сыктывкар отныне становится площадкой мирового уровня.
Мария Балмастова тоже предположила, что новый рояль позволит приглашать в столицу Коми знаменитых музыкантов. Но прежде она приняла из рук Ирины Бариновой ключ от заветного инструмента.
- 591328, - объявила представительница фирмы номер рояля, зарегистрированный в Гамбурге.
У фортепиано, на котором играл Рахманинов, был номер «527000», отметила она, как бы намекая, что с тех пор компания выпустила не так уж и много инструментов.
Пианист Алексей Набиулин, общаясь с прессой, также назвал рояли Steinway лучшими. Сыктывкарскую публику он приехал порадовать «самой бессмертной классикой» - Моцартом и Бетховеном.
Впрочем, Моцарта, которому неделю назад в городе посвятили целый концерт, было немного — лишь фантазия до минор. Зато Алексей Набиулин исполнил целых четыре сонаты Бетховена.
Ведущая поясняла публике, что соната — это целая форма и что хлопать между ее частями не положено (видимо, были инциденты). Кроме объяснения правил музыкального этикета, она делала небольшие историко-биографические и искусствоведческие экскурсы. К примеру, рассказала, кто придумал название для «Лунной сонаты», и отметила, что к природе это произведение отношения не имеет, а его трагизм связан с прогрессирующей глухотой Бетховена.
Алексей Набиулин еще до выступления приказал (именно так) оператору «Юргана» не ходить по залу, а фотокорру БНКоми — не использовать вспышку. Получив заверение, что вспышки не будет, музыкант пояснил, что во время игры нежелателен и звук затвора («чи-чик-пук» - так он его обозначил).
Однако чаемых пианистом тишины и порядка все же не получилось. Другие фотографы делали снимки во время игры, зрители кашляли, дети слегка капризничали, а на кого-то, как это обычно бывает, не воздействовали увещевания отключить телефон. Поэтому в последние минуты выступления к «Апассионате» добавилась непредвиденная партия в виде мелодии звонка чьего-то мобильника. Однако общих позитивных впечатлений от концерта этот небольшой казус, по-видимому, никому не испортил.
Комментарии (17)
Так писать о таком событии просто непростительно.Вы там были для того,чтобы те,кто там не был понял,что там происходило и какая музыка звучала.А событие для республики эпохальное,а вы музыку не любите.Больше не пишите о таком,елси не умеете и не ходите туда,если этого не любите
Под такой рояль необходимо построить концерный зал изысканной архитектуры с хорошей акустикой.Это будет визитной карточкой столицы РК.
Жалко, что VIP-чиновников не было. Замечен был только прокурор РК (это ему в +).
К "Аппассионате" не было никакого вступления. И в самой "Аппассионате" нет никакого вступления: соната начинается с первой части с главной темы.