Омбудсмену в Коми поступило рекордное за 10 лет число обращений
Зачастую уполномоченному по правам человека жаловались из заблуждений о нарушенных правах или на проблемы за пределами компетенции его аппарата.
Как следует из доклада омбудсмена Коми Веры Железцовой, в 2022 году она получила рекордное число обращений — 746 (в том числе 12 коллективных). Это максимальная цифра с 2013 года, до этого она не поднималась даже до 700. Уполномоченный по правам человека оказала адресную помощь в восстановлении прав в 55 случаях, получили положительное разрешение 441 (разъяснен алгоритм действий — 239, даны консультации — 172).
— Прошедший год стал рекордным за последние 10 лет по количеству обращений граждан, — подчеркивает в докладе Вера Железцова.
Лидерами по числу обращений стали Сыктывкар, Ухта, Воркута, Печора, Сосногорский, Усть-Вымский районы. Также поступали обращения и из других субъектов России в защиту прав граждан, находящихся на территории республики.
Омбудсмен отмечает, что не всегда обращения удается разрешить положительно, так как нередко уполномоченному жалуются «граждане, которые при постановке проблемы объективно заблуждаются относительно нарушения или ущемления своих прав». Достаточно часто защитник приходит к выводу, что права гражданина не нарушены, а действия того или иного органа правомерны. Нередки случаи, когда есть четкое понимание, что право человека нарушено, но по тем или иным обстоятельствам восстановить это право не представляется возможным либо процедура занимает достаточно длительный период времени (порой ни один год), чтобы пройти все ступени его восстановления.
Присутствуют и такие обращения, которые находятся за пределами компетенции уполномоченного. За минувший год поступило 42 подобных, это 6% от общего числа. Часть этих обращений (18) из мест лишения свободы. Они содержат в себе жалобы на судебные акты, чаще всего обвинительные приговоры или постановления судов об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, а также жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов при расследовании уголовных дел или проведении оперативно-розыскных мероприятий. В таких случая уполномоченный оставляет их на своем контроле, оценивает результаты проверки компетентных органов. Как сказано в докладе, встречаются случаи, когда по результатам проверки действительно устанавливается факт нарушения прав гражданина, а компетентным органом принимаются меры по устранению таких нарушений.
В целом в 2022 году из мест лишения свободы уполномоченному поступило 317 обращений (42% от общего числа). Как отметила уполномоченный, цифра неуклонно растет. Это объясняется двумя причинами: активная работа по посещению мест принудительного содержания граждан с личными приемами и хорошая информированность самих осужденных о работе омбудсмена.
Тематика обращений различная: нарушены социальные, личные, экономические, экологические, культурные и политические права. Выделяются в первом пункте жилищные права граждан, куда относят обеспечение отдельных категорий граждан жильем, переселение из ветхого и аварийного жилья, ремонт жилых домов, исключение граждан из списков на получение жилья, отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты на улучшение жилищных условий, переселение из районов Крайнего Севера, жилищно-коммунальное обслуживание, его качество.
Получила омбудсмен вопросы, которые касались правомерности воинского призыва, положенных выплат, розыска пропавших военнослужащих и родственников раннее проживающих в зоне СВО, внесение изменений в действующее законодательство о военной службе. Всего в адрес уполномоченного поступило 35 таких обращений, и это «небольшое количество». Основную массу составили просьбы оказать содействие в решении вопросов, связанных с призывом на военную службу по мобилизации. При этом в большинстве случаев это были обращения родственников военнослужащих. Как правило, обращения содержали несогласие с решением о мобилизации конкретного человека. Основными причинами несогласия явилось семейное положение мобилизуемого гражданина (наличие трех и более детей, наличие ребенка-инвалида, беременность жены, необходимость ухода за тяжело больным или недееспособным супругом или иным родственником) и состояние здоровья или возраст гражданина, подлежащего мобилизации.
Часть обращений была связана с обстоятельствами прохождения военной службы в период специальной военной операции. Особенно непросто складывалась работа по возвращению пленных (были обменены два наших военнослужащих). В работе еще три обращения: один военнослужащий находится в плену, один — предварительно в плену (найден по фотографии в соцсетях), но официально числится пропавшим без вести, один военнослужащий без вести пропавший. Также в работе Уполномоченного есть одно обращение от жителя региона, чей родственник пропал без вести, но проходил службу в рядах СВУ.
Вера Железцова приводит несколько примеров того, как восстанавливались права граждан или как им оказывалась помощь. Так одной из заявительниц в январе 2022 года был направлен исполнительный лист о взыскании с одного из ООО денежных средств по решению Сыктывкарского городского суда, но информации о ходе исполнительного производства и совершенных исполнительных действиях у женщины не было. После вмешательства ей была выплачена задолженность в размере 160 тыс. рублей, а исполпроизводство закрыли.
Омбудсмен также получила обращение из поселка Максаковки: неравнодушные жители сообщили, что тут проживает 40-летняя женщина в трудной жизненной ситуации, без работы и средств к существованию. Она перенесла инсульт, в результате чего практически не разговаривает, испытывает трудности в передвижении, частично утрачена координация. После выезда омбудсмена по месту проживания гражданки, беседы с соседями по дому информация подтвердилась. Региональные Минздрав и Минсоц по запросу омбудсмена провели проверку, и в кратчайшие сроки гражданка уже смогла получить первую помощь: ей предоставили продуктовый набор и набор товаров первой необходимости в рамках благотворительной помощи, женщину госпитализировали, ее направят на медико-социальную экспертизу, чтобы в дальнейшем помощь была адресная и направленная на психологическую, оздоровительную и финансовую поддержку. Женщина поставлена на контроль социальными учреждениями для дальнейшего оказания помощи. С ней заключен договор о предоставлении социального обслуживания на дому.
БНК
Комментарии (20)
Ни бог, ни царь, и не герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.