content/news/images/156197/IMG_6041.jpg
09:38, 23.03.2023 / ЭКОНОМИКА

Госдума узаконивает северный завоз

Законопроект об управлении поставками в отдаленные регионы принят в первом чтении.

Госдума узаконивает северный завоз
Фото БНК

Законопроект «О северном завозе», предполагающий создание централизованной системы управления поставками грузов на труднодоступные территории РФ, одобрен в среду Госдумой в первом чтении. Этот базовый документ предусматривает распределение полномочий по завозу между уровнями власти, определение единого морского оператора перевозок и создание системы мониторинга движения грузов. Задействованным в процессе регионам обещана поддержка бюджетными кредитами, в том числе для сдерживания цен на социально значимые товары северного завоза.

Сейчас поставки продукции для труднодоступных территорий охватывают 25 российских регионов. Речь идет о ежегодных 3,2 млн тонн грузов общей стоимостью 87 млрд руб. Однако эта деятельность до сих пор не была урегулирована — в результате, как следует из пояснительной записки к проекту, она «недостаточно эффективна» из-за рисков срыва сроков поставок и, соответственно, необходимости ручного управления из федерального центра. Подтверждением наличия проблемы стал, в частности, сбой поставок в 2021 году в Магадан, пишет «Коммерсантъ».

Это трехлетнее планирование поставок, назначение Минвостокразвития координатором северного завоза, определение правительством единого морского оператора (предполагалось, что им станет «Росатом»). Согласно проекту, оператор будет обеспечивать перевозки грузов между морскими портами. Это положение вызвало опасения у думского комитета по конкуренции — из-за рисков ее ограничения предложено установить требования к оператору, проводить его отбор на конкурсной основе, предусмотреть возможность осуществления перевозок альтернативными маршрутами при участии других компаний и даже, возможно, выбрать нескольких операторов. Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заверил думцев, что наличие единого оператора не исключит поставок и иными компаниями. Он также напомнил о «пробке» из ледоколов в декабре 2021 года — оператор сможет координировать поставки.

Законопроектом также прописывается распределение полномочий по завозу между уровнями власти. У федерального центра они носят регуляторный характер — это, например, определение госполитики в этой сфере и утверждение перечня опорной транспортно-логистической сети (объектов, необходимых для построения оптимальной логистики). У регионов и муниципалитетов задачи более прикладные: организация, планирование и осуществление завоза.

Все грузы по завозу будут ранжированы: в первую категорию войдут товары, необходимые для обеспечения жизнедеятельности (социально значимые, лекарства, топливо — регионы смогут устанавливать предельные значения цен на них), во вторую — грузы для госнужд, в третью — все остальные. Грузы первой и второй категорий будут иметь приоритет при перевозке.

Центр готов предоставлять задействованным регионам льготные бюджетные кредиты для замещения коммерческих займов, выдаваемых компаниям на закупку грузов жизнеобеспечения. Речь идет о займах под 0,1% годовых, программа оценивается в 55 млрд руб. в год. Среди ожидаемых эффектов от нововведений — сокращение сроков доставки грузов и снижение на 15% стоимости продукции северного завоза (сейчас цены, в частности, на продовольствие могут вдвое превышать средние по стране).

Напомним, 10 февраля глава Коми Владимир Уйба, говоря президенту России Владимиру Путину о производстве биотоплива для котельных, отметил, что одна из составляющих ценообразования данной продукции — это транспорт.

— Сегодня основная проблема в производстве биотоплива и составляющая ценообразования — это транспорт. На территории республики нам правильнее было бы ставить такие производства небольшие. Расстояния огромные, дорог нет, поэтому, конечно, нужно ставить именно такие производства [пеллетов] на месте [лесозаготовок], чтобы минимизировать транспортные расходы.

Он предложил реализовать инициативу через федеральный закон «О северном завозе».

577

Материалы по теме:

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • Иван-дурак
    23 марта 2023 г., 10:24:10
    Ответить
    А вывоз?
    • рабкор
      23 марта 2023 г., 10:34:04
      Ответить
      Ивану
      А вывоз смотри на фото
  • Е
    23 марта 2023 г., 13:21:28
    Ответить
    Про конкуренцию какую-то говорят. Поговорить больше не о чем? Газпромовских контракты посмотрите, где там конкуренция?