Мусор, нехватка земли и денег: с какими трудностями сталкиваются муниципалитеты Коми при содержании кладбищ
Среди возможных решений проблем — «Народный бюджет», субсидии с софинансированием и смена назначения земель.
В правительстве Коми 28 февраля рассмотрели вопрос о реализации мер по содержанию и благоустройству мест погребения. Как рассказала исполняющая обязанности министра строительства и ЖКХ Коми Анастасия Пихней, на конец 2021 года в республике насчитывалось 509 кладбищ (в том числе 439 открытых для захоронения) площадью 1118 гектаров. Похоронные услуги оказывали 82 организации (в том числе шесть муниципальных специализированных служб). Всего в 2021 году на кладбищах республике были похоронены 11315 человек, в 2020-м — 9039. Данные за 2022 год министерство еще подготовило.
По программе «Народный бюджет» в 2022 году было реализовано 11 проектов на 12,7 млн рублей, в 2023-м планируется реализовать 5 проектов на 5,9 млн (хотя заявок было 26). На «народные деньги» проводятся работы по благоустройству кладбищ: вырубаются кустарники и деревья, устанавливаются контейнеры для мусора и ограждения территорий. Но в целом за содержание кладбищ отвечают муниципалитеты.
Анастасия Пихней перечислила проблемы, с которыми сталкиваются местные органы власти. Во-первых, это нехватка земельных участков для размещения кладбищ. При этом процедура перевода участков из земель лесного фонда в земли иных категорий является очень длительной и финансово затратной. Во-вторых, на кладбищах накапливается мусор, в том числе крупногабаритный, что приводит к образованию стихийных свалок. В-третьих, муниципалитеты испытывают дефицит финансовых средств для содержания кладбищ.
И. о. министра предложила и несколько решений. Например, помочь муниципальным властям с переводом земельных участков из лесного фонда в земли иных категорий, заключать дополнительные контракты на вывоз сверхнормативных отходов и крупногабаритного мусора, увеличить количество контейнеров, а по программе «Народного бюджета» выделить отдельное направление — благоустройство мест погребения.
Представители городов и районов в докладах рассказали о схожих проблемах — все они говорили о нехватке мест и трудностях с переводом земель из одной категории в другую.
Как сообщил мэр Сыктывкара Владимир Голдин, в столице Коми расположены девять муниципальных кладбищ общей площадью 151 гектар. Из них шесть кладбищ закрыты, захоронения на них производятся в родственные ограды при наличии свободного места, это Центральное городское, Верхнечовское (район ЛТП), Кочпонское, Тентюковское, Слободское и кладбище в районе Човского промузла. Краснозатонское кладбище является открыто-закрытым (так было представлено в презентации): захоронения там производятся только из поселков Краснозатонский, Верхняя Максаковка, Выльтыдор и в родственные ограды при наличии свободного места. Два кладбища имеют статус открытых — Верхнечовское (новое) и кладбище в поселке Седкыркещ.
Владимир Голдин сказал, что в городе остается все меньше мест для захоронений. Пока эту проблему удается решить расширением действующих кладбищ: за последние два года были проведены работу по благоустройству трех секторов на Верхнечовском кладбище (на 1150 мест).
При поддержке правительства Сыктывкар обращался в федеральное агентство по управлению государственным имуществом и министерство образования и науки России с просьбой передать два участка в районе микрорайона Верхний Чов, которые принадлежат Академии наук. По словам мэра, получен ответ, «не совсем позволяющий решить данный вопрос».
Что касается содержания, Владимир Голдин предложил заимствовать опыт некоторых регионов, где из регионального бюджета выделяются субсидии на условиях софинансирования. Первый заместитель председателя правительства Коми Эьмира Ахмеева поручила изучить этот вопрос.
Глава Удорского района Николай Жилин сообщил, что в муниципалитете есть 22 кладбища, которые находятся в лесном фонде. Проблему через Рослесхоз решить не удалось, поэтому выбрали другую схему — перевести земли, находящиеся под захоронениями, в зону специального назначения. Вместе с лесничеством и Минприроды были подготовлены 11 пакетов документов, они в скором времени будут направлены в Рослесхоз для окончательного утверждения. Потом займутся остальными 11 территориями.
Как заместила министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Екатерина Киселевич, вариант внесения изменений в законодательства для решения земельного вопроса оказался неудачным: федералы не поддержало идею, так как это не соответствует основным задачам лесопользования. Остались два варианта. Первый — выделение специальной зоны, по нему пошли Княжпогостский район, Инта и Сосногорск. Второй — перевод лесного фонда в земли иной категории. По такому пути пошел Сысольский район, но у него ничего не получилось. Министерство, по словам Екатерины Киселевич, готово помогать муниципалитетам в подготовке документов, как это было сделано в Удорском районе.
Кирилл Наумов
Комментарии (19)