«Сыщики земли Зырянской»: милицейская операция на городском кладбище
Агентство БНК совместно с автором книги «Сыщики земли Зырянской» Анатолием Соловьевым представляет истории ветеранов и действующих сотрудников МВД по Коми о самых резонансных преступлениях в регионе. Сегодня вниманию читателей предлагаем главу «По легенде Геннадия Палевича» из готовящейся к выходу второй книги про «Сыщиков».
Осенью 1979 года в Сыктывкарский ОВД с заявлениями об ограблении на территории городского кладбища обратились четверо жителей столицы Коми. Начальником уголовного розыска столичного ОВД для раскрытия этих преступлений была создана оперативная группа, которую возглавил старший инспектор уголовного розыска группы по делам несовершеннолетних Геннадий Палевич. В нее также вошли: Виктор Зленко, Владимир Золотухин, Петр Винников.
В 20 числах сентября 1979 года в отдел милиции Сыктывкара обратились молодые женщины Мария Круглова и ее подруга Светлана Шулепова (фамилии изменены). Сыщика Николая Автушина их история поразила сходством с произведениями Николая Гоголя.
За несколько месяцев до происшествия у Марии Кругловой скоропостижно скончался муж Игорь. Она очень сильно переживала его смерть. Чтобы хоть как-то успокоиться, она по вечерам приходила на городское кладбище. Сидя у могилы мужа, она разговаривала с ним - так ей становилось легче. В один из вечером она вместе со подругой Светланой (вдвоем на кладбище было спокойнее) около 19 часов пришла на погост. Мария села на скамейку возле могилы мужа, а Светлана минут 20 бродила по кладбищу, а затем вернулась к подруге. Наступила ночь, вышла полная луна. Женщины засобирались домой, но вдруг от расположенной невдалеке могилы раздался шум. Стали слышны невнятные звуки, похожие на человеческий стон. О дальнейших событиях на кладбище подруги рассказывали с ужасом и дрожащим голосом. По их словам, прямо из могилы пошел небольшой дымок, а затем поднялась человеческая фигура в белом саване и со словами: «Душно, мне душно!» направилась к женщинам. От увиденного Мария упала в обморок, а Светлана впала в ступор. Дальше происходившие события она описать уже не могла. Очнувшись, подруги увидели, что у них пропали часы, серьги, дамские сумочки. «Привидение» не побрезговало и сняло с них даже туфли. Как дошли домой, женщины не помнили. На следующий день обратились в милицию. Геннадию Палевичу в этот день находящемуся в оперативной группе и принимавшему заявления от подруг после их рассказа стало не по себе. Он еще подумал, что рассказ женщин чисто по Гоголю.
Это было не первое заявление об ограблении неизвестным на городском кладбище. Но ранее к потерпевшим подбегал неизвестный молодой мужчина, и под угрозой ножа отбирал сумочки. А тут фигура растворялась среди могил. У сыщиков появились приметы – молодой парень лет 17-18, средние рост и телосложение, волосы и одежда темные.
Кладбище было полностью перекрыто милицейскими нарядами. Днем на него выходили две группы сыщиков - бесполезно, погост большой - весь не перекроешь. Преступник понял, что за ним началась настоящая охота – грабежей стало меньше.
Виктор Зленко, в 1979 году старший инспектор уголовного розыска ОВД Сыктывкара
Тогда Иван Бихерт задумал провести специальную операцию на кладбище. В ней он решил задействовать опытных оперов: Николая Автушина, Ивана Тарабукина и двух сыщиков из группы по делам несовершеннолетних: Виктора Зленко и Геннадия Палевича, который предложил провести операцию. План ее был таков: Автушин и Тарабукин просто прогуливаются по кладбищу, а Палевич и Зленко переодеваются в бомжей и блокируют кладбище с другой стороны. Легенда Палевича понравилась Бихерту и он дал добро на проведение операции.
Геннадий Палевич, в 1979 году старший старший инспектор уголовного розыска ОВД Сыктывкара
На следующий день сыщики выехали на кладбище. Проводя последний инструктаж, начальник уголовного розыска отметил, что Палевич и Зленко очень похожи на настоящих бомжей, даже запах у них был соответствующий. Бомжи-опера сразу прошли вглубь кладбища, медленно передвигаясь от могилы к могиле, и делая вид, что ищут еду, оставленную родственниками усопших. Вдруг сыщики увидели, как невдалеке от них по тропинке в сторону улицы Димитрова идет женщина. Неожиданно мимо бомжей-оперов промелькнула человеческая фигура. Они увидели, как к женщине подбегает молодой парень, выхватывает из ее рук сумку и бежит в сторону переодетых в «нищих» милиционеров. Зленко сбивает с ног преступника, а тот, лежа на земле, начинает кричать: «Вы что, бомжи, с ума сошли?!». Палевич в ответ: «Мы не бомжи, а опера!». Только увидев направленные на него два пистолета, грабитель успокоился.
Доставленный в отдел преступник оказался рабочим из фирмы «Север» Иваном Строгановым (фамилия изменена). По его словам, начитавшись Гоголя, он решил воплотить в жизнь один из его рассказов. Спрятавшись за могилой в белой простыне, он предварительно разжег принесенную с собой пленку. Подставил к лицу зажженный фонарик и вышел к двум сидящим у могилы женщинам. Перепугав до смерти, он обобрал их полностью - одну парализовало от страха, вторая упала в обморок.
Все разбойные нападения на кладбище были совершены Строгановым. По приговору суда он получил 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
1979 год, отделение уголовного розыска ОВД Сыктывкара. Первый ряд (слева направо): Владимир Силаев, заместитель начальника Иван Бихерт, Николай Автушин, Виктор Воронков. Второй ряд: Евгений Незнанов, Иван Тарабукин, Иван Чех, Пётр Винников, Сергей Январев, врач Вениамин Суслов, Владимир Золотухин.
Начальник уголовного розыска Иван Бихерт собрал всех участвующих в операции, объявил им благодарность, и особо отметил Геннадия Палевича, легенда которого отлично сработала.
***
Предыдущие истории «сыщиков»:
Как в Инте обезвредили банду фальшивомонетчиков
Из жизни начальника уголовного розыска
Версия подполковника Масленникова
Шестое чувство капитана Зотова
Комментарии (14)