Бывший политтехнолог Сергея Гапликова о фонде «Патриот»: «Порядин уверил меня, что деятельность фонда согласована»
На заседании 21 февраля в рамках рассмотрения уголовного дела, связанного с фондом «Патриот». Один из подсудимых Максим Минеев сначала рассказал о причинах создания фонда, а после подробно изложил то, как передавал деньги бывшему руководителю администрации главы Коми Михаилу Порядину.
Поручив разработку программ для фонда «Патриот» пермскому политтехнологу, Минеев занялся основной работой, связанной с информационной политикой. Как сообщил Минеев, в марте 2019 года Порядин ему сказал, что обналичиванием средств фонда займется Игнатьев.
— Потом было озвучено следующее. Предполагалось, что четверть средств фонд будет тратить на реальные проекты, примерно 15-20 процентов — на компенсацию услуг по обналичиванию, остальное должно было аккумулироваться у Порядина и тратиться на текущую политическую деятельность.
Однако позже появились проблемы.
— Одной из первых проблем стало то, что Игнатьев фактически не был подготовлен к обналичиванию. У него не было необходимого количества предпринимателей и контрагентов.
В то же время команде Минеева и ему самому перестали платить. За 3 месяца образовался долг. Это и другие вопросы обсуждались на совещаниях.
— Обычно мы вечером после 18 часов собрались втроем: я, Порядин и Морозов. Мы обсуждали политические новости, нарезали задачи. Совещания были постоянными, иногда проходили по несколько раз в день. Мне было выделено помещение в администрации главы Коми: сначала на первом этаже, потом отремонтировали помещение на цокольном.
Минеев утверждает, что в апреле Порядин ему заявил, что единственным вариантом для возврата долгов будет помощь Игнатьеву с обналичиванием.
— Тут я засомневался, но Михаил Юрьевич применил дар убеждения. Он уверил меня, что деятельность фонда согласована, в том числе и с правоохранительными органами. Спустя пару дней разговор повторился, и я понял, что вариантов у меня немного: либо я отказываюсь от интересного проекта, либо я доверяюсь Порядину и начинаю помогать Игнатьеву.
Минеев обратился к знакомой из Нижнего Новгорода, а позже — к пермскому знакомому. В первом случае процент на обналичивание составил 20 процентов, во втором — 15-18 процентов.
Документы от знакомых Минеев, по его словам, передавал Игнатьеву или пермскому политтехнологу, который занимался поиском контрагентов и ранее составлял программы для фонда.
— В 2019-2020 году я не общался ни с кем из предпринимателей, только с нижегородской знакомой и пермским знакомым, занимавшихся обналичиванием. Ни один из них не был мне знаком. Я им не звонил и никогда не просил их ничем заниматься. В целом я относился к задачам по фонду как к лишней нагрузке, потому что у меня была миссия — администрация главы региона. Рейтинги тогда были не на самом высоком уровне, потому что появилась тема полигона на Шиесе. Это очень стремительно обрушило рейтинг Сергея Анатольевича.
Минеев подчеркнул, что все траты и все цифры, в том числе и проценты за обналичивание, согласовывал с Порядиным.
— Я эти цифры, опять же, согласовал с Порядиным. Он сказал, что ему эти цифры нравятся значительно больше и дал команду на взаимодействие. Также он сильно попросил ускорить процесс поступления первых наличных, они нужны были на какие-то неотложные нужды. Я это запомнил, потому что изначально предполагалось, что рассчитаются с моей командой.
Первые наличные (4 миллиона рублей) Минеев, по его словам, передал Порядину в комнате отдыха после майских праздников, и тогда же чиновник заявил, что все деньги нужно передавать ему.
Еще 6 миллионов рублей из Нижнего Новгорода Минеев получил в Москве в конце мая. Их в пакете передал человек, которого Минеев видел в первый и последний раз.
Во второй раз политтехнолог получил деньги из Нижнего Новгороде также в Москве в июле. Также в конце мая-начале июня подсудимый летал в Пермь и забирал пакет с наличными.
— Я хочу остановиться на эпизоде, связанном с Днем защиты детей. Это было экстренное мероприятие, оттеняющее митинги про Шиес. Здесь опять же произошла история: я запросил деньги на мероприятие (оно в итоге вышло на сумму более 1,5 миллиона рублей) у Порядина. Он сказал, что 4 миллиона трогать не будет и велел мне взять 1,5 миллиона из тех средств, что я получил на команду накануне. Подобное повторилось позже и тоже было связано с Шиесом — это были зимние старты на лыжном комплексе имени Сметаниной. Тогда тоже была потрачена приличная сумма.
В следующий раз, как утверждает Минеев, он передал деньги Порядину в его кабинете в июне — 6 миллионов рублей: тогда поступили очередные переводы от контрагентов фонда и появились первые деньги у Игнатьева. После Минеев улетел в Португалию.
— Еще до этого Порядин меня попросил сделать так, чтобы в республике появились региональные контрагенты, на счетах которых будут аккумулироваться деньги фонда для дальнейших безналичных оплат и чтобы была возможность пополнять счета кандидатов на выборах. С этих предприятий в дальнейшем планировалось финансирование партий-спойлеров. Я обратился за помощью к коллеге, он нашел предприятия для покупки. Со списком я пришел к Порядину, тот одобрил покупку. Но он попросил Евгения Морозова проверить предприятия на наличие долгов в течение 1-2 дней. Долгов не оказалось и дали команду на приобретение, переоформление и добавление необходимых ОКВЭДов, чтобы предприятия могли действовать в рамках программ фонда.
На счетах данных юрлиц аккумулировались деньги от фонда. Но потом снова поступила команда об обналичивании. В конце июля-начале августа 2019 года Минеев, по его показаниям, передал Порядину 10 миллионов рублей в пакете. Передача снова прошла в комнате отдыха.
Также Порядин, по словам Минеева, дал указание на перевод адвокатскому бюро и пиар-агентству. Обоим было сделано по 5 переводов: бюро — по 500 тысяч рублей ежемесячно, агентству — по 1,5 миллиона рублей.
Незадолго до 1 сентября, согласно показаниям Минеева, руководитель администрации главы Коми Порядин потребовал 5 миллионов рублей. Политтехнолог требование выполнил, отдав сумму в кабинете. Перед отпуском Минеев снова передал Порядину имеющиеся наличные — 10 миллионов рублей.
Как утверждает Минеев, после возвращения из отпуска он принес Порядину 2 миллиона рублей в небольшом аптечном пакете.
— Следующая передача денег состоялась в ноябре. Случился тот пресловутый пакет из «Макдоналдса». В декабре Порядин неожиданно велел принести 15 миллионов рублей до Нового года. Я обозначил, что это абсолютно нереально, но он достаточно жестко сказал, чтобы я бросил все остальные задачи и занялся только вопросом финансов.
До конца декабря Минееву удалось собрать только 10 миллионов рублей из-за проволочек, но «Порядин отреагировал с пониманием».
Вопрос с выводом денег не поднимали вплоть до отставки Сергея Гапликова.
— 1 апреля 2020 года Сергей Анатольевич в узком кругу сообщил, что на следующий день уходит в отставку, потому что 1 апреля — не самый правильный день. Рассказал детали, как было принято решение. Мне была дана команда подготовить прощальную речь. После этого мы спустились в кабинет Порядина, и он велел срочно все деньги со счетов фонда вывести за любой процент, а сам фонд в дальнейшем ликвидировать.
После Минеев, по его словам, передавал Порядину деньги дважды: 5 миллионов рублей в пакете «Макдоналдса» в офисе технологов, еще 4 миллиона рублей в черном пакете — в доме Порядиных на улице Советской. Тогда же они договорились встретиться в Москве.
Из-за травмы Минеева последняя передача средств задержалась, и он только в конце июля смог поехать в Москву. Политтехнолог встретился с чиновником и в его машине на стоянке у аэропорта отдал оставшиеся деньги.
Всего Минеев, согласно его показаниям, передал Порядину 85 миллионов рублей.
После дачи показаний фигурант ответил на вопросы адвокатов. Он пояснил, что никакого документального учета средств, передаваемых Порядину, он не вел.
— Порядин не требовал подробных отчетов. Он требовал отчет в режиме «строчка-сумма» и верил мне на слово. Учет обналиченных средств никто не вел — Порядин изначально сказал, чтобы этого не было.
Напомним, по версии следствия, подсудимые: Порядин, советник бывшего главы Коми Сергея Гапликова Максим Минеев и генеральный директор фонда «Патриот» Николай Игнатьев путем мошенничества, совершенного группой лиц, похитили 198 миллионов рублей, выделенных компанией Монди СЛПК на благотворительность.
В 2019 году Монди СЛПК перечислило на расчетный счет фонда «Патриот» 200 миллионов рублей на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию, развитию туризма и спорта в Коми. Как установило следствие, из всех полученных средств около 1 миллион рублей были израсходованы фондом целевым образом. На остальную сумму были составлены и предоставлены фиктивные отчеты о проведенных мероприятиях, а деньги были похищены.
Комментарии (19)
Мы Пропащая страна...
Фонарных столбов.. - хватило бы на всех Вас.
Пил Гапликов, воровал Порядин ? Или наоборот?
Кому двоюродной сестрой приходится жена Гапликова?
Сдадут и страну и народ уважемым партнёрам.