Наставник Юрий Гагарин и три диссертации: в Сыктывкаре провели экскурсию по жизни Михаила Рогачева
В Сыктывкаре прошла новая прогулка в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску». Ее посвятили одному из основателей проекта ― историку Михаилу Рогачеву. Его друзья и соратники рассказали о том, какую роль в его судьбе сыграл Юрий Гагарин, и о том, как Рогачев помогал родственникам жертв ГУЛАГа.
Михаил Рогачев и преподавание
Михаил Рогачев ― уроженец Риги. Когда в 1978 году, ему по распределению предложили переехать в Коми или Красноярский край. Он выбрал республику и переехал сюда после окончания Ленинградского университета.
Первым местом работы для ученого стала школа в Туискересе Усть-Вымского района ― интересно то, что это место можно назвать магнитом для историков. Там находится камень, на котором по легенде приплыл Стефан Пермский и там, по преданиям, захоронена Зарни Ань (легендарный идол, которому якобы поклонялось население северо-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири).
― Ему дали самый трудный 7 класс. Михаил Борисович всегда был человеком живым и веселым, его дети обожали. Он многое им рассказывал, ходил в походы ― и в результате класс стал лучшим, с тремя золотыми медалистами, ― рассказал Игорь Бобраков.
После Михаил Рогачев сделал большой перерыв в преподавательской деятельности. Он решил снова заняться преподаванием в 1992 году и стал учить детей в лицее при СГУ истории и обществознанию.
― Он умел подавать информацию коротко и ясно, раскладывал ее по полочкам. Еще он был автором учебника по истории Коми края для 7-11 классов.
Все это продолжалось до 2009 года, когда у Михаила Рогачева обнаружили туберкулез. Из-за этого он не смог преподавать дальше.
― Он активно взялся за свое здоровье. Почти бросил курить. И через 3-4 года ему сказали: «Все, туберкулеза нет». Он вернулся в лицей, где его встретили с удовольствием. Он преподавал там почти до 2021 года.
Михаил Рогачев и история
Михаил Рогачев был не только прекрасным педагогом, но очень дотошным и въедливым, по словам друзей, ученым. Одним из дел его жизни стала книга «Усть-Сысольск. Страницы истории», написанная в соавторстве с Александром Цоем. Эта книга стала первым трудом о дореволюционной истории Усть-Сысольска и содержала множество интересных сведений. Так, как оказалось, в числе сосланных в то время в Усть-Сысольск был адвокат Осип Ишимов, защищавший крестьян. Его дочь была последним корреспондентом, с которым переписывался Александр Пушкин: перед дуэлью он написал восторженный отзыв на ее книгу.
― Книгу не хотели издавать. Она получила отличные отзывы у историков, но идеологическое начальство было против, мотивируя это тем «что здесь нет ничего про царский гнет и про тяжелую жизнь крестьян и мещан, здесь нет ничего о классовой борьбе». Несколько лет книга лежала в типографии. Она появилась в 1989 году после начала перестройки. Ее расхватали моментально и после дважды переиздавали, ― поделился экскурсовод.
Одним из самых важных мест в жизни Михаила Рогачева был Институт языка, литературы и истории. В 1979 году после окончания аспирантуры он начал работать там в отделе этнографии.
― Он попал в руки замечательного этнографа Юрия Васильевича Гагарина ― спеца по истории религий. Михаил Борисович должен был защищать у него кандидатскую. Он долго над ней работал, дотошно разбирался во всем ― это, кстати, помогло при составлении 13 тома мартиролога, посвященного священникам, ― сообщил Игорь Сажин.
Но в 1981 году Юрий Гагарин умер и Михаил Рогачев лишился руководителя. Тогда Любомир Жеребцов предложил ему заняться этнической демографией. Это опять же подтолкнуло ученого к истории репрессий.
― Он вдруг обнаружил какое-то странное этническое образование: откуда столько поляков и столько немцев? Более всего его шокировала одна вещь: в одном из сел он нашел живущих в одном скоплении польских дипломатов. Тогда он стал натыкаться на разные документы, а ему говорят: «Пардоньте, секрет, закрытые фонды, нельзя». Но вдруг в нашей центральной библиотеке открыли закрытый фонд. Михаил Борисович рванул туда, и история репрессий его жутко увлекла. Он начал писать разные запросы и ему начали активно отвечать. Люди стали приходить и просить выяснить информацию о сидевшем родственнике. Михаилу Борисовичу писали письма со всего мира, ― рассказал Игорь Сажин.
Интересно то, что вторую кандидатскую Михаил Рогачев не защитил. Его увлекла история репрессий. К тому же, историк не видел необходимости в защите кандидатской и говорил, что наукой можно заниматься и без нее.
В 2015 году Михаил Рогачев все-таки защитился, решив не отставать от сына. Защита у обоих прошла в один день, работы были по разным темам. Работа Михаила Рогачева была посвящена истории репрессий.
Михаил Рогачев и помощь с поиском репрессированных
В 2000 году был создан фонд «Покаяние», который и отвечал за издание одноименного мартиролога. Этому поспособствовало то, что во главе республики оказался человек, связанный с историей репрессий, ― Юрий Спиридонов. У его супруги (девичья фамилия ― Медуха) дедушка был репрессированным священником, которого признали позже великомучеником.
Офис фонда находился в Доме печати ― именно там работал Михаил Рогачев. Параллельно историк работал в лицее при СГУ ― когда в 2009 году у ученого нашли туберкулез и ему пришлось временно оставить работу преподавателя, он стал трудиться именно в фонде.
Игорь Сажин рассказал, что впервые увидел Михаила Рогачева, там где сейчас находится участковый пункта полиции, на улице Чернова, 16. Тогда Игорь Сажин искал сведения об истории своей семьи и как раз обратился за помощью к историку.
― Там бродили такие монстры: доктор наук Морозов, член-корреспондент Академии наук Юдович. Ходили многие репрессированные, которые прошли войну и лагеря. Приходила и Манефа Калимова: она сидела в лагере в Красном Затоне. Ей дали 3 года за то, что она отругала милиционера: он гнал босоногую женщину из тюрьмы НКВД в городскую тюрьму и бил ее плеткой.
Михаил Рогачев активно общался с большим количеством людей и помогал им искать репрессированных. В переписке он проявлял свою дотошность: он писал даже в тех случаях, когда задерживались ответы на запросы и информировал «собеседников» о ходе поисков.
― В 2015 году случилось ЧП. Команда Гайзера решила передать фонд «Покаяние» СГУ и Михаил Борисович вступил в битву за него: он перевез практически всю библиотеку к себе домой и архив. В 2016 году все вернули и все восстановили, ― поделился Игорь Сажин.
Одним из самых значимых трудов в жизни Михаила Рогачева стали 23 книги мартиролога «Покаяние». В 2021 году, когда уже попал в больницу, он продолжал научную работу.
― Эту экскурсию мы проводим, отмечая 7-летие проекта одного из проектов, который создавался именно под него. Когда я узнал о проекте «Пешком по Вятке», решил сделать такой же здесь. Побежал к Михаилу Борисовичу: «Вы же все равно водите экскурсии, у вас куча тем». Он сказал: «Да, идея хорошая». Первые два года он и проводил экскурсии. Сейчас это делаем мы, но Михаил Борисович все равно с нами. Он показал нам, как это нужно делать, ― отметил Игорь Сажин.
Комментарии (7)
В топку его!!!
В.А. Семёнов
Коль упомянули про Ишимовых, хочу заметить, что сослан Ишимов был не за защиту крестьян (отголоски Советской трактовки истории), а за то, что схлестнулся в судебной тяжбе с близким родственников влиятельного Аракчеева.
Его дочь, Александра Осиповна, кроме указанного, в Усть-Сысольске поставила первый спектакль. Так что, это её следует считать родоначальником Театра в Коми, а не большевика Савина.
"Его дочь была последним корреспондентом, с которым переписывался Александр Пушкин: перед дуэлью он написал восторженный отзыв на ее книгу.
― Книгу не хотели издавать. Она получила отличные отзывы у историков, но идеологическое начальство было против, мотивируя это тем «что здесь нет ничего про царский гнет и про тяжелую жизнь крестьян и мещан, здесь нет ничего о классовой борьбе».
Получается, что это книга Ишимовой "История России в рассказах для детей" не имела ничего про классовую борьбу!)
И хотя, так оно и было в книге Ишимовой, но речь, думаю, всё же про книгу Рогачёва! )))